Конспект 3-го занятия кружка Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа Наш город у Чёрного моря


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 118 г. Сочи
354200, г. Сочи, ул. Партизанская,16 тел./факс (8622) 270-25-07ИНН 2318020034, ОГРН 1022302795130, е-mail: primaryschool118@edu/sochi.ru
Конспект занятия в кружке «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа»
Тема:
«Наш город у Чёрного моря. Зелёное украшение Сочи (парки, скверы, газоны, улицы) Знакомство с Сочинским национальным парком, его особенностями»

Автор: Коваленко Л.М., педагог дополнительного образования
2016г., г.Сочи
Конспект занятия в кружке «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа»
Тема: «Наш город у Чёрного моря. Зелёное украшение Сочи (парки, скверы, газоны, улицы) Знакомство с Сочинским национальным парком, его особенностями»
Тема вводного курса: «Что такое объекты исследования?Что такое предметы исследования?»
Дата проведения занятия: ___________
Группа: подготовительная к школе.
Оборудование:
для детей – серия фотографий с видами города-курорта Сочи; фотографии, сделанные в Сочинском национальном парке;
для педагога – интерактивная доска, авторская компьютерная презентация(Слайд № 4.), презентации: «Сочинский национальный парк», «Дендрарий», «Красная поляна».
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
-социально – коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
Цель: познакомить дошкольников с зелёным убранством Сочи (его парками, скверами, озеленением улиц). Дать представление о Сочинском национальном парке. Познакомить с понятием «СочинскоеПричерноморе».
Задачи:
- познакомить дошкольников с понятиями «культурные, декоративные и дикорастущие» растения;
- познакомить ребят с особенностями озеленения Сочи (наряду с дикорастущими, много и завезённых (экзотических) растений;
- дать представление о Сочинском национальном парке. (См. Приложение 1.);
- воспитывать доброе, бережное и уважительное отношение к растениям;
- ввести понятия «объекты исследования», «предметы исследования».
Планируемые результаты: формирование у дошкольников понятий о культурных, декоративных, дикорастущих и экзотических растениях. Понимание детьми термина «Сочинский национальный парк». Усвоение понятий: «объекты исследования», «предметы исследования». Понимание важности и хрупкости растений, необходимости их защиты человеком.
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).- Добрый день, ребята.
- Вы любите наш город Сочи? Почему? Что в нем особенного? Что украшает улицы Сочи, его скверы, парки, окружающие горы?
(Идёт оживлённая беседа).
- Закройте глаза и представьте наши улицы без растений. Наш детский сад без деревьев, кустов и цветов… Красиво? А для чего в городе высаживают много растений?
(Идёт выяснение важности растений для украшения населённых пунктов и поддержания в большом количестве чистого воздуха, богатого кислородом, которым дышат все живые существа…)
- Правильно, они украшают город, дают кислород, без которого просто невозможна жизнь на Земле.
- Давайте посмотрим фотографии улиц и парков Сочи.
(Дети рассматривают фотографии).
- Представьте, что вы не просто смотрите на фотографии, а находитесь на этих улицах, в этих парках, в лесу…дышите чистым воздухом… Представили?





- Эта красота окружает нас каждый день, а мы её просто не всегда замечаем… Наши места часто называют «Сочинским Причерноморьем». Это название мы на занятиях тоже будем применять. Именно здесь наши объекты и предметы исследования.
II. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
- В лесу растут дикорастущие растения. Какие из них вам знакомы?
(Ребята вспоминают, показывают их на фотографиях, иллюстрациях)
- В парках, на улицах растут и дикорастущие, и культурные, декоративные (для украшения) растения. В парках и на улицах много экзотических (которые завезены из других уголков планеты) растений.
(Дети вспоминают растения парков, которые растут на улицах Сочи, педагог уточняет, комментирует, поправляет детские ответы)
- Ребята, вы – пока ещё маленькие, юные исследователи. Сегодня мы с вами представили, что побывали на улицах, в парках, в лесу. Исследователи называют места, где проводят исследования – объектами исследования.
- Давайте по слайдам презентаций повторим, на каких объектах исследования вы мысленно побывали.
(Дети перечисляют: улицы города, парки, лес).
- Если мы будем в парке изучать растения пальму, розу, сосну, то эти растения называют учёные – предметами исследования.
- Давайте вспомним, какие предметы исследования могут быть в лесу.
(Ребята перечисляют: ежевика, дуб, грибы, птицы, бабочки, животные…)
- Ребята, вы совершенно правы, что назвали кроме растений и грибы, и животных! Предметами исследования могут быть и любые предметы, которые нас окружают: телефон, книги, корабли, самолёты, машины, даже ребята в группе… Но это будут исследования не природы.
- Как и объектами исследования могут быть… библиотека, музей, магазин, завод, океанариум, парк, лес…
(Беседа по слайду презентации об объектах и предметах исследования)
Физкультурная минутка.
Мы березку посадили
Мы березку посадили, (Присесть, прикрыть головы ладошками)
Мы водой ее полили, (Руками помахать над головой)
И березка подросла, (Встать на носочки)
К солнцу ветки подняла,(Руки вверх, помахать ими над головой)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая) —
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)
- Лес – наше богатство и надо его беречь. На место погибших от старости, пожара деревьев, надо высаживать новые и заботливо за ними ухаживать.
III.Открытие детьми нового знания.(Знакомство с Сочинским национальным парком) (Просмотр презентации с пояснением педагога)
- Ребята, наш город окружают Кавказские горы. Горы покрыты лесом и этот лес очень необычный, почти непроходимый. В нём очень много разных растений. Через лес текут многочисленные реки. В лесу живут разные животные. Наш лес находится под охраной государства. Уже 33 года наш лес является Сочинским национальным парком. В нём проводят исследования учёные, люди отправляются в лес на отдых, чтобы полюбоваться растениями, прекрасными видами. В Сочинском национальном парке проложено много экскурсионных маршрутов. Тысячи туристов каждый день отправляются к водопадам, пещерам, знакомятся с растениями, которые растут только у нас в лесу с незапамятных времён.
Это эмблема Сочинского национального парка.
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
- Давайте поиграем. Разделимся на две команды. У одной команды будет объект исследования «лес», а у другой команды будет объект исследования «парк». Я буду показывать изображения растений, а ребята будут вставить, если это их предмет исследования. Будьте внимательными: некоторые растения растут как в лесу, так и в парках…Вам надо будет всем встать…(Педагог даёт командам таблички «лес», «парк»)
- Начали! (Педагог показывает карточки с изображениями растений:
дуб (лес и парк), пальма (парк), сосна (лес и парк), кипарис (парк), магнолия (парк), каштан (лес и парк), олеандр (парк), роза (парк), платан (парк).
- Ребята, я вижу, что вам было трудно, так как мы с вами только начали изучать растения, и вы чувствовали себя «робинзонами», который очень сожалел, что плохо знал растения.
-Но у вас всё впереди, и к школе вы будете легко различать многие растения.
V. Рефлексия (итог).
- Сегодня мы ещё раз мысленно погуляли по улицам нашего города. Посетили парки, побывали в нашем лесу – Сочинском национальном парке.
- Ребята, а что нового вы узнали на этом занятии? Чем отличается лес от парка? Почему мы называем наши леса и парки – богатствами?
- Почему очень важно беречь лес от пожаров?
- Почему к нам в Сочи приезжает много гостей на отдых, как вы думаете?
(Дети отвечают, пытаются рассуждать)
- Вы, ребята, - молодцы! Берегите нашу природу, будьте ей друзьями!

Приложение 1.
Справка для ознакомления.
Сочинский национальный парк
Территория Сочинского национального парка отнесена к Колхидской лесорастительной провинции с очень богатым и разнообразным растительным миром...
Сочинский национальный парк расположен на юге Краснодарского края, к северу от Сочи, в предгорьях Большого Кавказа. Большую часть территории парка занимают горы, расчлененные речными долинами. Предгорная зона занимает узкую полоску вдоль Черного моря. Сама территория парка уникальна, поскольку нигде в России так близко не соседствуют субтропики и высокогорье. Именно поэтому горномуЧерноморью свойственен самый сложный на территории нашей страны спектр высотных зон – от горных широколиственных лесов подножий через горные буковые и хвойные леса к субальпийским ландшафтам и высокогорьям с обнаженными скалами и снегами. Территория Сочинского национального парка отнесена к Колхидской лесорастительной провинции с очень богатым и разнообразным растительным миром...
Для выполнения одной из главных целевых задач, создание условий для регулируемого туризма, на территории СНП создаются рекреационные объекты. Это специально оборудованные площади, предназначенные для посещения гостей и жителей курорта. Разнообразные водопады, каньоны, ущелья, лесопарки, пещеры, пикниковые комплексы, музеи, объекты архитектурного и историко-культурного наследия предназначены для более близкого знакомства с природой юга России - Черноморского побережья Кавказа.В 2008 году сотрудниками СНП подготовлено к функционированию 50  рекреационных объектов. Расположены они в  различных уголках парка, на всей протяженности от поселка Лазаревское до Красной поляны.Администрация Сочинского национального парка желает приятного отдыха всем жителям и гостям г. Сочи, и просит соблюдатьправила безопасности при посещении рекреационный объектов.
Официальный сайт: http://www.sochinp.ru/Лесничества
Парк имеет 15 лесничеств:
Верхне-Сочинское
Нижне-Сочинское
Дагомысское
Мацестинское
Кудепстинское
Аибгинское
Краснополянское Кепшинское
Весёловское
Адлерское
Головинское
Лазаревское
Лыготхское
Марьинское
Макопсинское