1.2 занятия кружка Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа. О Робинзоне Крузо. Почему кружок так назван?


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 118 г. Сочи
354200, г. Сочи, ул. Партизанская,16 тел./факс (8622) 270-25-07ИНН 2318020034, ОГРН 1022302795130, е-mail: primaryschool118@edu/sochi.ruКонспект занятия в кружке «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа»
Тема:
«Немного о Робинзоне Крузо, его проблемах на необитаемом острове. Кого сейчас можно назвать словом «робинзон»? Почему так назван наш кружок?»

Автор: Коваленко Л.М., педагог дополнительного образования
2016 г., г. Сочи
Конспект занятия в кружке «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа»
Тема: «Немного о Робинзоне Крузо, его проблемах на необитаемом острове. Кого сейчас можно назвать словом «робинзон»?Почему так назван наш кружок?»
Дата проведения занятия: ___________
Группа: подготовительная к школе.
Оборудование: для детей – книга Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», детские рисунки к книге;
для педагога – интерактивная доска, авторская компьютерная презентация (1-3 слайд), портрет Д. Дефо.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; речевое развитие.
Цель: объяснить дошкольникам название кружка, причину выбора такой темы. Познакомить ребят (на доступных для понимания детей примерах) с понятиями «исследователь», «исследование», «тема исследования», «цель исследования» (с опорой на поступки Робинзона Крузо).
Задачи: объяснить ребятам названия кружка (пояснить каждое слово); познакомить с литературным героем Робинзоном Крузо (краткое знакомство с содержанием книги Д. Дефо); пояснить важность изучения съедобных растений леса; ввести новые для детей понятия: исследование, исследователь, тема, цель исследования; развивать интерес ребят к познанию окружающей природы.
Планируемые результаты: умение ребят объяснить название кружка, причину выбора такой темы. Понимание детей важности изучения съедобных и лекарственных растений леса. Обогащение словарного запаса новыми терминами, связанными с познавательно-исследовательской деятельностью.
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).- Добрый день, ребята! Сегодня у нас первое занятие в кружке. Но название кружка для вас, наверное, покажется непонятным… «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа». (Слайд № 1.)
– Я права? Кто-то из вас может объяснить название?
- Ребята, сейчас мы вместе с вами попробуем разобраться с названием кружка, хорошо?
- Начнём с первого слова. Ну, слово «Азбука» вам понятно? (Дети дают свои ответы)
- Да, азбука – это буквы, которые расположены в строгом порядке. Азбука – первая ступенька к тому, чтобы научиться читать и писать и стать грамотным человеком.
- Через год вы станете учениками и первым делом освоите АЗБУКУ, выучите наизусть наш русский алфавит.
- Второе слово. Слово «юный» вам знакомо? (Дети отвечают)
- Это означает очень молодой возраст.
- Слово «робинзон» пришло к нам из замечательной книги, которую почти 300 лет назад создал английский писатель Даниэль Дефо. (Слайд № 2.)
Рассмотрите его портрет. Он жил очень давно, но создал бессмертную книгу.
(См. Приложение 1.)
Д. Дефо Робинзон с другом Пятницей
(Дети рассматривают слайды презентации)
Даниэль Дефо написал книгу о приключениях человека по имени Робинзон, а по фамилии Крузо. Герой книги путешествовал по миру на разных кораблях, но его путешествия заканчивались неудачей. В одно из путешествий его корабль потерпел крушение около берега необитаемого острова. Только Робинзон Крузо спасся. Разбитый корабль некоторое время не тонул, и трудолюбивый Робинзон переправил на берег с корабля и оружие, и продукты, и одежду, и инструменты для работы и строительства. Потом корабль затонул, и Робинзон остался совершенно один на незнакомом острове. Чтобы выжить Робинзон научился всему: и выращивать зерно, и строить жилище, укреплять его от врагов и хищников, выращивать домашних животных. Много лет он прожил сам, но однажды спас пленного негра, назвал его Пятницей, они подружились и стали жить вместе.
- Всего Робинзон Крузо прожил на острове 28 лет. Чудесным было его освобождение…. Когда вы научитесь хорошо читать, то обязательно прочитаете эту поучительную книгу.
- Много лет прошло с тех пор, но людей, которые попали в такое положение, в безлюдные места, называют «робинзонами».
- Правда, в наше время «робинзоном» называют ещё человека, который, находясь среди природы, ничего не имея, может добыть и сделать сам всё необходимое для жизни.
Физкультурная минутка.
- Представьте, что вы в море, но не так уж далеко от берега…
- Ребята, встаньте, сделайте глубокий вдох, присядьте (вроде вы нырнули), Затем встаньте, поднимите руки вверх и помашите ими (как будто приветствуем друзей на берегу). Потом сделайте движения руками, будто плывёте. А теперь мы выйдем «из воды» и пройдём по берегу (шагают).
- Продолжим наше знакомство с Робинзоном Крузо.
II. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
- Ребята, а что, по вашему мнению, поможет человеку выжить, если он очутится один в лесу?
(Дети пытаются дать ответы, рассуждают)
- Конечно, если он найдёт воду, дорогу или тропинку в лесу, которая приведёт к людям. У нас, на берегу Чёрного моря, горные лесные речки текут к морю. Можно по берегу реки дойти до моря, а на его берегу обязательно встретите людей. Но, чтобы дойти до реки, а потом до моря, нужны силы.
- А что нам даёт силы? (Дети пытаются отвечать)
- Конечно же, еда, продукты…
- А чем в лесу можно питаться? (Дети делают свои предположения, и одно из них то, что можно питаться растениями)
Ребята, но не все растения в лесу съедобные, есть даже ядовитые, то есть опасные для нашего здоровья!
- Значит, ОЧЕНЬ ВАЖНО знать съедобные растения нашего леса!
Место, где мы живём около Чёрного моря называется Кавказом. Наши горы – Кавказские. В нашем лесу очень много разных растений. Хотя съедобные не все, но и их названия есть почти на все буквы нашего алфавита!
III. Открытие детьми нового знания (новых понятий, терминов). (Слайд № 3.)
- Робинзон очень сожалел, что плохо знал растения, не мог их различать. Ему повезло, что на его острове были и знакомые ему съедобные растения. Он собирал дикий виноград, сушил его – делал изюм, лакомился им.Робинзон много путешествовал по острову, наблюдал, проводил всякие опыты по выращиванию растений, коз.
- Человек, который изучает что-то, проводит наблюдения, обдумывает то, что ему стало интересным, проводит опыты – исследователь.
- Можно сказать, что Робинзон был исследователем?
(Педагог ведёт беседу с детьми)
- А что было темой его исследования?
(Дети строят догадки, педагог поясняет)
- С какой целью он исследовал? (Ребята дают свои ответы)
-Конечно же, цель его исследований – найти растенияи то, что поможет ему выжить на необитаемом острове. А растения съедобные – основное питание, вместе с мясом животных, которых он добывал на охоте и сам выращивал.
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
- Сейчас я проведу с вами викторину. Задам несколько вопросов и посмотрим, кто был самым внимательным на занятии. Такие ребята получат «Медаль юного Робинзона».
- Что такое азбука?
- Кого называют юным человеком?
- Где провёл Робинзон Крузо 28 лет?
- Что спасло ему жизнь?
- О чём очень сожалел этот путешественник?
- Что поможет юным робинзонам выжить в лесу?
- Что может исследовать человек?
(Дети пытаются давать ответы, педагог выделяет самых старательных и тех, кто больше смог дать ответов. Награждает медалями, хвалит ребят за участие в викторине)V. Рефлексия (итог).- Ну вот, и подошло к концу наше занятие.
- Впереди у нас много познавательных занятий.
- Нас окружает прекрасный лес, который полон тайн и загадок.
- И вам, юным робинзонам, надо много узнать, многому научиться.
- Вы хотите стать настоящими исследователями?
- Что вам в этом поможет?
(Наблюдательность, трудолюбие и желание много знать)
- До новых встреч!
Приложение 1.
Краткое содержание книги
Автор книги Даниэль Дефо, название – «Робинзон Крузо». 
    В этом романе рассказывается о мужчине, чьи мечты всегда были повернуты к морю. Родители Робинзона не одобряли его мечту, но в конце концов Робинзон Крузо сбежал из дома и отправился в море. В первое же плаванье он потерпел неудачу, его корабль потонул. Выжившие члены экипажа стали сторониться Робинзона так как и следующее его плаванье не удалось.
     Робинзон Крузо попал в плен к пиратам и пробыл у них долгое время. Сбежав, плавал по морю 12 дней. На пути ему встречались туземцы. Наткнувшись на корабль, добрый капитан взял его на палубу. 
    Робинзон Крузо остался жить в Бразилии. Стал владеть сахарно-тростниковой плантацией. Робинзон разбогател и стал влиятельным человеком. Своим друзьям он рассказывал о своих приключениях. Богачи заинтересовались его рассказом о туземцах, которых он встречал во время побега от пиратов. Так как негры в то время были рабочей силой, но стоили очень дорого. 
    Собрав корабль, они отправились в путь, но, по злочастной судьбе Робинзона Крузо, потерпели неудачу. Робинзон попал на остров.     Он быстро обосновался. У него на острове было три дома. Два возле берега, чтобы увидеть, если мимо будет проплывать корабль, а другой дом в центре острова, где росли виноград и лимоны.
     Пробыв на острове 25 лет, он заметил на северном берегу острова человеческие следы и кости. Чуть позже на том же берегу он увидел дым от костра, взобравшись на холм, Робинзон Крузо разглядел в подзорную трубу дикарей и двух пленных. Одного они уже ели, а другой ждал своей участи. Но вдруг пленный побежал в сторону дома Крузо, за ним побежали два дикаря. Это обрадовало Робинзона, и он побежал им навстречу. Робинзон Крузо спас пленного, назвав его Пятница. Пятница стал другом и работником Робинзона. 
    Еще два года спустя к ним на остров подплыла лодка с английским флагом. На ней было трое пленных, их вытащили из лодки и оставили на берегу, а другие пошли осматривать остров. Крузо и Пятница подошли к пленным. Их капитан рассказал, что его корабль взбунтовался, и зачинщики бунта решили оставить капитана, его помощника и пассажира на этом, как они думали, необитаемом острове. Робинзон и Пятница поймали тех и связали, они сдались. Еще через час приплыла другая лодка,их тоже поймали. Робинзон Пятница и несколько других пленных поплыли на лодке к кораблю. Успешно захватив его, они вернулись на остров. Так как зачинщиков бунта казнили бы в Англии, они решили остаться на острове, Робинзон показал им свои владения и уплыл в Англию. Родители Крузо уже давно умерли, а плантация его до сих пор осталась. Его наставники стали богачами. Узнав, что Робинзон Крузо жив, они очень обрадовались. Крузо получил значительную сумму денег по почте (Робинзон не решался вернуться в Бразилию). Позже Робинзон продал свою плантацию, став богачом. Он женился, у него родилось трое детей. Когда его жена умерла, он захотел вернуться на остров и посмотреть, как там живется. На острове все процветало. Робинзон привез туда все необходимое: нескольких женщин, порох, животных и другое. Он узнал, что жители острова воевали с дикарями, выиграв, взяли их в плен. Всего на острове Робинзон Крузо провел 28 лет.