Авторская программа кружка Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 118 г. Сочи 354200 г. Сочи, ул. Партизанская, 16 тел./факс (862) 70 25 07
«Согласовано»:
Председатель ПК
___________Р.И. Посаднева« 31» августа 2015г. «Утверждаю»:
Заведующий МДОБУ центр развития ребёнка -детский сад № 118 г. Сочи
___________Т.В.Пономаренко
«31» августа 2015г.


ПРОГРАММА
кружка для детей 6-7 лет
«Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа»
Познавательно-исследовательская деятельность

Автор программы: Коваленко Л.М., педагог дополнительного образования МДОБУ центр развития ребёнка- детский сад № 118 г. Сочи
2015 г.- 2016г.
Структура программы
Пояснительная записка.
Актуальность и значимость программы. Концепция программы. Новизна. Цель. Задачи. Возраст детей.
Продолжительность реализации программы.
Режим занятий.
Оснащение занятий.
Методы организации учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями.
Ожидаемые результаты.
Педагогическая диагностика.
Формы подведения итогов реализации программы кружка.
Преемственность.
Календарно-тематическое планирование занятий кружка. (Приложение 1.)
Список используемых источников и литературы.
Диагностическая карта воспитанника. (Приложение 2.)
Перечень цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) к календарно-тематическому планированию. (Приложение 3.)
В календарно-тематическом планировании даются ссылки на авторскую компьютерную презентацию «Ознакомление дошкольников с дикорастущими пищевыми и лекарственными растениями Сочинского Причерноморья»
На авторскую программу кружка «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа» получены рецензии:
Иваненко Ф.К., - кандидата сельскохозяйственных наук, Председателя Сочинского отделения Русского географического общества
Калашниковой О.А.., - специалиста отдела ЭПТиР ФГБУ «Сочинский национальный парк»
Рецензии прилагаются.
Пояснительная записка
Актуальность и значимость программы.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка) является обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Программа кружка «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа» направлена на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка, - одного из принципов дошкольного образования. Понимание, что лес – это и колыбель человечества, и богатство планеты, убеждает в том, что знакомство, изучение и бережное отношение к удивительному зелёному миру растений – всегда актуально.
Концепция программы.
Гуманистическая функция образования способствует обновлению педагогических технологий. Современные педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности.
Выбор темы данного кружка основан на желании педагога заинтересовать дошкольников познавательно-исследовательской и поисковой деятельностью, направленной на изучение съедобных (пищевых) и лекарственных дикорастущих растений родного края – Сочинского Причерноморья.
При разработке программы кружка педагог использовал личностно ориентированную технологию, опираясь на стремление дошкольников наблюдать, экспериментировать как самостоятельно, так и с помощью взрослых, искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты нормального детского поведения.
Познавательно-исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Бесспорно, что ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Мир природы, растений манит ребёнка к себе своим необычайным разнообразием, удивительной силой жизни, обилием загадок, тайн, особым смыслом и значением для человека.
Как открыть для детей средствами кружка двери в неведомый, но в тоже время такой знакомый мир растений? Здесь важно дать возможность ребятам самим испытать «робинзонаду», чтобы природа стала для них ближе, интереснее. Полагаться не на волевое привлечение внимания ребёнка, а обращаться к его эмоционально-мотивационной сфере.
Примером, побуждающим к творческой активности, можно считать литературный образ Робинзона Крузо. Трудолюбивый и находчивый герой занимательной, поучительной с практической точки зрения книги Даниеля Дефо очутился на необитаемом острове и остро чувствовал неполноту своих знаний растительного мира. Тогда, 300 лет назад, слабо была развита наука о природе – биология. Теперь название «робинзон» люди стали понимать значительно шире. Робинзоном называют всякого человека, попавшего в места, где нет людей, нет обычных продуктов питания, нет условий для нормальной жизни цивилизованного человека.
В настоящее время люди лучше знают природу, её законы и полнее могут использовать её. Робинзон был вооружён ружьями, а современные люди вооружены знаниями. Знания и желание расширить их, глубже исследовать природу помогают открывать много интересного и полезного в растительном мире.
Природа кормит и лечит. С древнейших времён источником питания человека были дикорастущие растения. В древности не было резкого деления природных продуктов на пищевые и лекарственные. «Наша пища должна быть лекарством, наше лекарство должно быть пищей», - утверждал Гиппократ.
Сегодня в Сочинском Причерноморье более 300 видов дикорастущих пищевых растений, но далеко не все съедобные растения используются в пищу, хотя их питательная и лекарственная ценность хорошо известны и они издавна употреблялись местными жителями в салаты, супы, приправы, напитки.
Ребятам предстоит изучить более 30 растений, составить в алфавитном порядке «Азбуку юного робинзона Черноморского побережья Кавказа». Узнать, какие части (органы) растений съедобны. Какие блюда и продукты можно из них получить. Кроме этого, ознакомиться со способами оказания первой медицинской помощи, защиты от насекомых с помощью растений, способах сушки промокшей обуви, разведения огня в походных условиях. Научиться всему тому, что может пригодиться, выручить в походе.
Содержание занятий призвано раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка. Во время познавательно - исследовательской деятельности дети сами будут искать ответы на вопросы «как?», «почему?». Чем разнообразнее деятельность, тем больше информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Программа кружка согласуется с образовательной программой по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
Новизна.
Знакомство дошкольников с дикой флорой Сочинского Причерноморья, пищевыми и целебными свойствами диких растений, возможность показать, как широко можно использовать эти свойства для разнообразного и полноценного питания, укрепления и сохранения здоровья, - отражают авторский подход педагога и новизну программы кружка «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа».
Выполнение исследовательских работ с одарёнными детьми по индивидуальному графику, презентация этих работ на занятиях кружка, родительских собраниях, конкурсах и научно-практических конференциях, активизируют дошкольников, их родителей и способствуют популяризации познавательно-исследовательской и поисковой деятельности в дошкольной образовательной организации.
Цель программы.
Развивать и поддерживать интерес дошкольников к познавательно-исследовательской деятельности. Познакомить ребят с дикорастущими пищевыми и лекарственными растениями Сочинского Причерноморья, их практическим применением в домашних условиях и на природе.
Задачи программы.
Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств.
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Возраст детей.
Программа рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, то есть 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.
Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы 1 год с детьми 6-7 лет.
Режим занятий.
Программа реализуется на занятиях кружка «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа». Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. День занятий выбирается исходя из интенсивности нагрузки на детей в соответствии с расписанием. Гибкая форма организации деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенность детей, желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности.
Продолжительность занятий с детьми – не более 30 минут.
Техническое оснащение, материалы для опытов, пособия и практические образцы для занятий готовятся педагогом. Он же проводит презентацию каждого эксперимента, опыта с предварительным инструктажем, в строгом соответствии с техникой безопасности.
Оснащение занятий.
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Атласы-определители растений, энциклопедии, фото-, видеоматериалы и иллюстративный материал по темам занятий, компьютерные презентации.
Разнообразные практические образцы, коллекции, гербарий.
Лупа, микроскоп, линейки.
Контейнеры для почвы, воды, семян; мерные стаканы.
Приспособления для получения огня в походных условиях (огнива, зажигалки, увеличительные стекла, спички).
Методы организации учебно-воспитательного процесса.
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами; создание педагогом условий для формирования умений и навыков путём упражнений).
Продуктивные методы: частично-поисковый (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственный творческий поиск).
Занятие включают в себя практическую часть в виде опытов, сбора коллекций, оформления практических образцов, проведение наблюдений в природе, просмотр фотографий, видеороликов, презентаций, экскурсии.
Взаимодействие с родителями.
Ознакомить родителей с целью и задачами кружка, режимом занятий, планом работы.
Объединять усилия для развития у детей познавательной и исследовательской активности, привлекать к участию в акциях, организации экскурсий, открытых занятий.
Создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.
Темы консультаций: «Роль семьи в развитие у ребёнка интереса к исследовательской деятельности», «Осваиваем рецепты блюд из дикорастущих съедобных растений».
Ожидаемые результаты.
В результате работы кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниями, умениями и навыками:
постепенное включение в активный познавательный процесс;
частично - самостоятельное пользование материалом;
постановка цели и нахождение путей её достижения с помощью педагога;
проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
настойчивость в отстаивании своего мнения;
расширение кругозора;
развитие речи и критического мышления;
проявление поисковой активности, умения извлекать информацию об объекте.
Результатом решения задач данной программы является развитие любознательной, активной, инициативной личности способной видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Педагогическая диагностика.
Педагог ведёт наблюдения за детьми в процессе занятий кружка и выявляет ребят с высокой исследовательской активностью (исследовательским поведением).
Через 1-2 месяца после начала занятий в кружке, проводится педагогическая диагностика таких ребят, результат которой помогает выявить детей склонных к поисково-исследовательской деятельности.
Следуя «Методике оценки общей одарённости», предложенной Савенковым А.И., совместно с родителями воспитанников оценивается уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей, и составляются диагностические карты, подтверждающие динамические изменения развития детей в период проведения исследовательской работы (октябрь и май) (Приложение 2.). При желании детей и согласии их родителей педагог продолжает работу с этими ребятами в индивидуальном порядке по схеме «воспитанник – наставник». Эта схема для педагогов дополнительного образования, занимающихся познавательно-исследовательской деятельностью с детьми, предложена Савенковым А.И. в книге «Одарённые дети в детском саду и школе».
С одарёнными ребятами идёт разработка исследовательских работ по темам, выбранным детьми, для дальнейшего участия в конкурсах и научно-практических конференциях разных уровней: ДОО, муниципального, регионального, федерального.
Эти ребята вместе с остальными ребятами группы продолжают посещать занятия по программе кружка.
Формы подведения итогов реализации программы кружка.
Творческий отчёт руководителя кружка.
Открытые занятия.
Презентации выполненных с одарёнными детьми исследовательских работ.
Преемственность.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. А одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации выступает формирование основ учебной деятельности у воспитанников. Программа данного кружка является основой для дальнейшего знакомства детей в начальной школе с естественнонаучными представлениями.
Под готовностью ребёнка к обучению в школе подразумеваются следующие характеристики:
способность решать проблему, возникшую здесь и сейчас;
открытость новым знаниям;
умение определять пути достижения намеченного;
обладать самоорганизацией.
Будущий ученик должен быть активным пользователем информационного пространства, равноправным участником познавательного процесса. Формированию такой личности помогает познавательно-исследовательская деятельность на занятиях кружка «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа», создающая условия для овладения знаниями в процессе собственного поиска.
2. Календарно-тематическое планирование. ( Приложение 1.)
3. Список источников и используемой литературы.
1.Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – Л.: «Детская литература», 1974.
2. Гаврилюк Э.Н. Сочиведение.- Сочи: МОУ ДОД центр детского и юношеского туризма и экскурсий города, 2007.
3. Зернов А.С. Иллюстративная флора юга Российского Причерноморья.- М.: Товарищество научных изданий КМК, 2013г.
4. Носов А. Лекарственные растения. М.: «ЭКСМО-Пресс», 1999.
5. Солодько А. С., Кирий П.В. Атлас дикорастущей лекарственной флоры Сочинского Причрноморья, I том.- Сочи-Москва: Печатается по решению Учёного Совета Сочинского отделения Русского географического общества, 2010.
6. Солодько А.С. Атлас дикорастущих пищевых растений Сочинского Причерноморья, II том. – Сочи: Печатается по решению Учёного Совета Сочинского отделения Русского географического общества, 2010.
7. Солодько А.С. Зелёная книга Сочинского Причерноморья. [Популярная энциклопедия Сочинского Причерноморья. Т.10] - Сочи – Москва: Печатается по решению Учёного Совета Сочинского отделения Русского географического общества, 2013.
8. Тхагушев Н. А. Орехоплодные Краснодарского края. - Майкоп: Адыгейское республиканское кн. изд., 2003.
9. Харакоз М.Ф. Лекарственные растения Краснодарского края.- Краснодар: «Советская Кубань», 1997.
10. Ресурс сети «Интернет», статьи на сайтах общего доступа.

Приложение 1.
2. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Дата К-во часов, буквы
Перечень тем с пояснениями
Примечание
Вводный курс «Дошколята-исследователи»
Знакомство с понятиями и терминами, которые используются в процессе познавательно-исследовательской деятельности (10ч)
1,2
2ч Немного о Робинзоне Крузо, его проблемах на необитаемом острове (пояснения, связанные с названием кружка). Кого сейчас можно назвать словом «робинзон»? Почему так назван наш кружок?
Кто такие исследователи, что они исследуют? Как выбрать тему для исследования? Цель исследования. Слайды № 1, 2, 3.
3 1ч Наш город у Чёрного моря. Зелёное украшение Сочи (о парках, скверах, газонах). Знакомство с Сочинским национальным парком, его особенностями.
Что такое объекты исследования? Что такое предметы исследования? Слайд № 4.
С приглашением сотрудника Сочинского национального парка
4 1ч Каким путём исследователи собирают информацию? Могут ли ребята-дошкольники стать исследователями?
Методы исследования: сбор информации, обдумывание, наблюдения, беседы, фотографирование, опыты… Слайд № 5.
5 1ч Экскурсия в библиотеку.
Что исследователи делают с собранной информацией? Слайд № 6.
Беседа с библиотекарем
6,7 2ч Презентация детской исследовательской работы прошлых лет. (Как образец)
Где юные исследователи представляют свои работы, зачем? « Карандаши, чернильницы и ручки, без сомнения, как и перо гусиное, - достойны уважения!»
8,9 2ч Быть природе другом. Знакомство с правилами поведения в лесу.
Экспресс-исследование на тему: «Как ребята нашего кружка ведут себя на природе» (закрепление изученных понятий).
Укусы насекомых. Первая помощь при укусах насекомых.
С приглашением экскурсовода
Слайд № 7.
См. папку «Проект про укусы насекомых Прокофьевой В.В., презентацию и памятку»
10 1ч
О растениях культурных и… дикорастущих
Съедобные культурные (пищевые) растения.
Съедобные дикорастущие (пищевые) растения.
Лекарственные растения.
Экспресс-исследование на тему: «Какие съедобные культурные и дикорастущие растения нашего леса знают ребята нашего кружка» (закрепление изученных понятий).*
*На занятиях систематически будут использоваться термины, с которыми ребята познакомились на вводных занятиях. Слайды № 8,9.
Дикорастущие пищевые и лекарственные растения
Составление Азбуки юного робинзона Черноморского побережья Кавказа (25ч)
11 А
1ч Лечебница в лесу (Знакомимся с лекарственными и пищевыми растениями нашего леса).
Айва продолговатая (Бывает деревом, но чаще кустом; плодово-ягодное растение, сахаронос, лекарственное). Слайд № 10.
12
Б
1ч Бук восточный (дерево, орехоплодное, напиточное, лекарственное).
Боярышник (куст, плодово-ягодное растение, лекарственное).
Бузина чёрная (куст, дерево; пряно-ароматическое и остро-вкусовое, пищевой краситель лекарственное растение). Слайд № 11.
Слайд № 12.
Слайд № 13.
13 В 1ч
Г Виноград лесной (древесная лиана; салатно-овощное, плодово-ягодное, сахаронос, лекарственное).
Груша кавказская (дерево, плодово-ягодное, сахаронос, лекарственное). Слайд № 14.
Слайд № 15.
14,15 Д
2ч Дуб грузинский (дерево, напиточное, лекарственное). Дуб скальный (дерево,напиточное, лекарственное). Презентация детской исследовательской работы «О дубах с почтением, любовью, восхищением!» Слайды № 16, 17.
16 Е,Ж1ч
Ежевика анатолийская (куст, плодово-ягодное растение). Ежевика Буша, малина (полукустарник, плодово-ягодное, сахаронос, лекарственное). Ежевика сизая (полукустарник, плодово-ягодное, напиточное, лекарственное).
Жёлтая кисличка рожковая (двулетнее или многолетнее; салатно-овощное, лекарственное). Слайд № 18.
Слайд № 19.
Слайд № 20.
17 З, И 1ч
Зверобой продырявленный (многолетнее, напиточное, пряно-ароматическое и остро-вкусовое, лекарственное).
Иглица колхидская (куст, плодово-ягодное, лекарственное) Слайд № 21.
Слайд № 22.
18,19 К 2ч
Каштан посевной (См. про орехи № 20-22) (дерево, орехоплодное, напиточное, лекарственное).
Кизил мужской (дерево или куст, плодово-ягодное, напиточное, лекарственное).
Крапива жгучая (однолетнее, Салатно-овощное, пищевой краситель, лекарственное).
Калина обыкновенная (куст, плодово-ягодное, напиточное, лекарственное). Слайд № 23.
Слайд № 24.
Слайд № 25.
Слайд № 26.
20,21,22,23
Л 4 ч
Лещина обыкновенная (куст, орехоплодное, напиточное, лекарственное). Орех фундук (культурное растение).
Лук скальный (многолетнее, салатно-овощное, лекарственное). Лук скорода, или резанец (многолетнее, салатно-овощное, лекарственное). Лук медвежий, черемша (многолетнее, салатно-овощное, пряно-ароматическое и остро-вкусовое, лекарственное). Слайд № 27. Презентация детской исследовательской работы «Орех на Кавказе и любят, и чтут. Здесь разные виды орехов растут!»
Слайд № 28.
24 М, Н 1ч Мушмула германская (куст или дерево, плодово-ягодное, лекарственное).
Нивяник обыкновенный (многолетнее, салатно-овощное, лекарственное). Слайд № 29.
Слайд № 30.
25,26 О 2ч
Орех грецкий (См. про орехи № 20-22) (дерево, орехоплодные, напиточное лекарственное). Одуванчик лекарственный (многолетнее, салатно-овощное, лекарственное).
Огонь в лесу Способы добывания огня и правила необходимые для безопасности.
Облепиха крушиновидная (дерево, плодово-ягодное, лекарственное). Слайд № 32.
Слайд № 31.
Презентация детской исследовательской работы «Огонь – великое чудо природы! Хочу о нём знать, уметь применять!»
Слайд № 33.
27,28 П 2ч
Подорожник ланцетолистный (многолетнее, салатно-овощное, лекарственное). Подорожник большой (многолетнее, салатно-овощное, лекарственное).
Первоцвет Собторпа (Примула) (многолетнее, напиточное (цветки), лекарственное). Слайд № 34.
Слайд № 35.
Слайд № 36.
29 Р, С 1ч Рогоз узколистный Рогоз широколистный (многолетнее, салатно-овощное, крахмалонос, лекарственное растение).
Сельдерей пахучий (однолетнее или двулетнее, салатно-овощное, пряно-ароматическое и остро-вкусовое, лекарственное).
Слива растопыренная или алыча (дерево, плодово-ягодное, лекарственное).
Слива колючая (Тёрн) (дерево, плодово-ягодное, лекарственное). Слайд № 37.
Слайд № 38.
Слайд № 39.
Слайд № 40.
30 Т, У 1ч Тут, или Шелковица белая дерево, плодово-ягодное, сахаронос, лекарственное). Тут, или Шелковица чёрная (дерево, плодово-ягодное, сахаронос, лекарственное).
Укроп огородный (однолетнее, салатно-овощное, пряно-ароматическое и остро-вкусовое, лекарственное). Слайд № 41.
Слайд № 42.
31 Ф, Х 1ч Фитонциды, их значение для человека.
Фикус колхидский или инжир (дерево, плодово-ягодное, сахаронос, лекарственное).
Хурма кавказская (дерево, плодово-ягодное, сахаронос, напиточное, лекарственное). Слайд № 43.
Слайд № 44.
32 Ц , Ч 1ч Цикорий обыкновенный (многолетнее, салатно-овощное, напиточное, лекарственное).
Черника кавказская (куст, плодово-ягодное, напиточное, лекарственное). Черника обыкновенная (кустарничек, плодово-ягодное, лекарственное). Слайд № 45.
Слайд № 46
Слайд № 47.
33 Ш, Щ 1ч Шиповник, или роза собачья (куст, плодово-ягодное, напиточное, лекарственное). Шиповник, или роза щитконосная (куст, плодово-ягодное, напиточное, лекарственное).
Щавель воробьиный (многолетнее, салатно-овощное) лекарственное). Щавель курчавый (многолетнее, салатно-овощное, лекарственное). Щавель воднощавелевый (многолетнее, салатно-овощное). Щавель туполистный (многолетнее, салатно-овощное, лекарственное). Слайд № 48.
Слайд № 50.
34 (Ъ Ы Ь) Э, Ю 1ч
Экологическая культура. Экологические проблемы Сочинского Причерноморья.
Юный робинзон – чистюля (Природные средства гигиены).
Эриоботрия (мушмула) японская (дерево, плодово-ягодное, лекарственное). Пригласить эколога Сочинского национального парка
Пригласить медицинского работника
Слайд № 51.
35
Я 1ч Яйца птичьи (их использование в питании в походных или экстремальных условиях).
Яблоня восточная (дерево, плодово-ягодное, сахаронос, лекарственное).
Итоговое повторение пройденного материала «От А до Я».
Слайд № 52.
Слайд № 53.
Рефлексия (итог) Быть природе другом (1ч)
36 1ч 1). Оценка занятий детьми и педагогом. Раздать «Памятку правильного поведения в природе».
2).Индивидуальные консультации.
3).Ознакомление ребят и их родителей с детскими исследовательскими работами и проектами. На итоговом родительском собрании. Для родителей будущих первоклассников.

Для будущих воспитанников подготовительных к школе групп. С приглашением родителей, педагогов



Приложение 2.
4. Диагностическая карта воспитанника подготовительной группы, подтверждающая динамические изменения развития ребёнка
№ п/п
Качество Оценка
ФИО ребёнка
2015-2016 уч.г.
октябрь май
1 любознательность (познавательная потребность) 2 сверхчувствительность к проблемам 3 способность к прогнозированию 4 словарный запас 5 способность к оценке 6 изобретательность 7 способность рассуждать и мыслить логически 8 настойчивость и целеустремлённость 9 требовательность к результатам своей деятельности (перфекционизм) Итого: …баллов
….% …..балла
…. %
Приложение 3.
Перечень цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) к календарно-тематическому планированию.
Работая в образовательной области «Познавательное развитие», являясь руководителем кружка, педагог разработал программу кружковой деятельности по теме «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа». В дополнение к программе разработаны конспекты занятий и авторская компьютерная презентация, отражающая содержание основных разделов календарно-тематического планирования занятий кружка «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа»:
1. Вводный курс «Дошколята-исследователи». Введение в исследовательскую деятельность.
2. Дикорастущие пищевые и лекарственные растения. Составление «Азбуки юного робинзона Черноморского побережья Кавказа».
3. Рефлексия (итог). Быть природе другом.
Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками – инновационная современная технология, реализуя которую, педагог регулярно использует цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) благодаря наличию в МДОБУ компьютера, сети Интернет, принтера, сканера, ксерокса, видеокамеры, цифрового фотоаппарата, проектора, интерактивной доски.№ п/п Раздел календарно-тематического планирования Кол-во часов
Используемые ЦОР*
1. Вводный курс «Дошколята-исследователи».
Введение дошкольников в исследовательскую деятельность. 10ч 1. Презентация компьютерная (авторская, Коваленко Л.М.) «Ознакомление дошкольников с дикорастущими пищевыми и лекарственными растениями Сочинского Причерноморья» к авторской программе кружка «Азбука юного робинзона Черноморского побережья Кавказа» на CD, 2015 -2016г.) (Используется на всех занятиях кружка). 2.http://www.rusedu.ru/detail_22881html «Организация познавательно-исследовательской деятельности как одно из средств решения задач образовательной области «Познавательное развитие» - дошкольное образование. 3. Фильм в формате DVD «Сочинский национальный парк» (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации), 2013. 4."Коллекция цифровых образовательных ресурсов" http://school-collection.edu.ru/ «Охрана природы России». 5.Презентация компьютерная "Nsportal.ru" - образовательная социальная сеть > Sochinskiy-natsionalnyy-park «Сочинский национальный парк», в проекте «Алые Паруса», автор работы Смирнов С., педагог Жадовская Д.С. 6.Фильм в формате DVD «Сочи. Красная поляна», авт. Дорош Ю., ЗАО «Лазер-видео мультимедиа», 2013. 7. Электронная энциклопедия «Школа выживания» (PC/Rus): survivalbook.ru›enciklopediya-shkola-vyzhivaniya/.2. Дикорастущие пищевые и лекарственные растения Сочинского Причерноморья.
Составление
«Азбуки юного робинзона Черноморского побережья Кавказа». 25 ч
От А до Я 1. Съедобные дикорастущие растения Кавказа metodisty.ru›m/files…sedobnye…rasteniya_kavkaza, файлы от vartanova-80, документ. Тип файла: DOCX. 2.Растения Кавказа | Фото цветов и растений коллекции bdkr.ru ›Растения Кавказа «Банк данных коллекционеров растений. Растения Кавказа». 3. Видеоролики о выживании в природе (от Велигора): http://i-survive.ru/video-ot-veligora.html : 1) «Щи из крапивы»; 2) «Фильтрация воды в походных условиях»; 3) «Таёжная свеча»; 4) «Трут из трутовика». 4. Презентация компьютерная (авторская, Коваленко Л.М.) «Огонь – великое чудо природы! Хочу о нём знать, уметь применять» на CD. 5.Презентация «Первоцветы», автор Дегтерёва Т.Д. "Nsportal.ru" - образовательная социальная сеть >prezentatsiya-pervotsvety / .
6. Презентация компьютерная «Съедобные грибы», сервис My Shared, сайт http://www.myshared.ru/ .
7. Презентация компьютерная «Каштан посевной (съедобный)», сервис My Shared, сайт http://www.myshared.ru/ . 8. Презентация компьютерная (авторская, Коваленко Л.М.) «О дубах с почтением, любовью, восхищением» на CD. 9. Презентация компьютерная (авторская, Коваленко Л.М.) «О лакомствах динозавров, листьях «дерева Гёте» и удивительной истории дерева гинкго» на CD. 10. Презентация (авторская, Коваленко Л.М.) «Орех на Кавказе и любят, и чтут. Здесь разные виды орехов растут» на CD.
3. Рефлексия (итог). Быть природе другом.
Индивидуальные консультации.
Защита детских исследовательских работ и проектов. 1ч 1.Презентации (авторские), выполненные к детским исследовательским работам в МДОБУ № 118 в течение учебного года, на CD.
2. Фото и видеосъёмка творческого отчёта педагога и детей-исследователей на DVD.

*Список ЦОР в процессе работы дополняется.