Методические рекомендации к уроку литературного чтения в 3 классе по произведению А.М.Волкова «Волшебник изумрудного города» Диалог с автором.


Методические рекомендации к уроку литературного чтения в 3 классе по произведению А.М.Волкова «Волшебник изумрудного города»
Диалог с автором.
Салохидинова Е.Г.,
учитель начальных классов школы № 266.
- Зачем ребёнку учиться разговаривать с автором? Что это даёт для развития? На эти вопросы отвечает каждый учитель на уроках литературного чтения. Диалог с автором – уникальное явление, дающее возможность реализовать каждому ученику свой интеллектуальный потенциал. Главной трудностью в организации диалога является подбор текста, материала. Текст не должен быть научным или носить описательный характер. Содержание материала для работы над диалогом должно носить дискуссионный, проблемный характер. Хорошо, если текст приглашает к дискуссии ставит проблемы, а если и даёт решения, то их должно быть несколько, чтобы было над чем задуматься самостоятельно, что обсудить коллективно. Текст должен быть поводом для разговора о «высоком», давать возможность представлять, что мир «сложно устроен».
Как включить детей в Диалог с автором?
Учитель задаёт вопросы по тексту сам;
Предлагает детям задать вопросы по непонятным местам.
Поставленные вопросы обязательно нужно фиксировать на доске! Они послужат началом диалога между Автором и читателем.
Читатели, задавая вопросы, самостоятельно учатся искать ответы на них, а искать ответ на поставленный вопрос они будут именно в тексте.
Что сказал Автор?
Как он это сделал?
- Работая над текстом по вопросам, читатели вступают в диалог: друг с другом, с учителем, автором. Диалог – это дискуссия, коллективная деятельность читателей. Один ученик ставит вопрос, а другие могут подсказать ответ, опираясь на текст или свою собственную точку зрения.
- Что нужно уметь учителю для организации дискуссии в классе?
Формировать у учащихся мыслительные навыки;
Владеть навыками организации групповой работы;
Уметь делать выбор и учить этому учеников;
Уметь анализировать свои действия.
Главная задача учителя – помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с текстом, т. е. с АВТОРОМ. А развивать у детей способность использовать критерии оценивания собственной работы на уроке развивает у них учебную мотивацию, им становится интересно задумываться над вопросами более глубоко, творчески. Каждый открывает что-то новое для себя. Критерии для данного вида урока индивидуальны.
Урок литературного чтения в 3 классе по произведению А.М.Волкова «Волшебник изумрудного города»
Диалог с автором.
Салохидинова Е.Г.,
учитель начальных классов школы № 266.
Тема: Глава «Элли попала в плен к людоеду».
Цель урока: формирование оценочной самостоятельности, используя новый критерий самооценки на уроке литературного чтения – «вступать в диалог с Автором».
Задачи:
Учить дискутировать;
Работать в командах;
Развивать аналитическое мышление;
Воспитывать нравственные качества: доброту, ответственность, честность, стремление помочь другому.
Оборудование урока:
Фрагмент мультфильма «Волшебник изумрудного города» (герои идут по дороге и поют песенку «…идём дорогой трудной,…»);Портреты А.М. Волкова и С.Я. Маршака;
Карточка со стихотворением С. Маршака «Пожелание друзьям».
Картинка домика у каждого ученика для самооценки.
Ход урока:
- Мы продолжаем знакомство с произведением А.М. Волкова «Волшебник изумрудного города». Сегодня мы будем читать следующую главу: Элли в плену у людоеда.
- Что предлагаете сделать перед тем, как начать работу?
Дети: (выбрать критерии для самооценки.)
- Хорошо. Какие есть предложения?
Активно работать на уроке;
Читать выразительно;
Читать без ошибок.
- Можно я предложу два интересных и незнакомых ещё вам критерия?
Дети: (Можно. Даже интересно узнать какие?)Уважительно слушать оппонента.
Дети: А кто это – оппонент?)- Хороший вопрос. Оппонент – от лат. возражающий.
- Следующий критерий:
Вступать в диалог с Автором.
И здесь нам предстоит научиться задавать вопросы автору текста, а ответы искать в произведении.
– Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из мультфильма «Волшебник изумрудного города» (герои идут по дороге к Гудвину и поют песенку «…Идём дорогой трудной…»)
- И мы вместе с героями продолжаем путешествие.
3. Работа с учебником.
Чтение главы: Элли в плену у людоеда «по цепочке»
- Чем были увлечены Дровосек и Страшила, когда похитили Элли?
Дети: (спором на тему, что важнее мозг или сердце).
- Давайте поможем героям разобраться и может быть найти найти ответ на этот вопрос.
4. Работа в командах.
- Для этого разделимся на две команды: «Дровосек» и «Страшила».
1 команда: находит и отмечает в тексте действия, поступки Дровосека.
2 команда: отмечает рассуждения и поступки Страшилы. На выполнение задания даётся 3 минуты.
- Что удалось найти в поступках Дровосека?
На доске появляются названия действий героя.
1 команда «Дровосек» 2 команда «Страшила»
Взял на руки Элли, когда она устала.
Сделал шалаш для девочки.
У него покатились слёзы.
Бережно уложил пострадавшего Тотошку на мох.
Услышал лай ожившего Тотошки и принёс его ко всем. Увлёкся спором.
Охранял всю ночь вместе с Дровосеком.
Вытирал слёзы, чтобы Дровосек не заржавел.
Отказался переплыть реку, потому что тогда он станет немым, слепым, глухим.
Сказал, что надо зашить дырки, чтобы солома не выпала.
Бросился под ноги людоеду, чтобы помешать поймать Элли.
5. Работа над критерием «вступать в диалог с Автором».
- Какие выводы мы можем сделать, проанализировав поступки и мысли наших героев?
- О чём говорят поступки Дровосека?
Дети: (что у него доброе сердце)
- А о чём говорят мысли и поступки Страшилы?
Дети: (он, Страшила, умеет думать, мыслить)
- Какой бы вопрос писателю вы задали?
Дети: (Зачем он отправляет своих героев просить у волшебника то, что у них и так есть?)
- Очень хороший вопрос, но ответ мы найдём только, когда прочитаем всю книгу.
- Ещё есть вопросы к Автору?
Дети: (Мозг и сердце. Они друзья или враги?)- Молодец. Герои спорили на эту тему, а мы будем дискутировать.
На доске: дискуссия – от латинского – исследование, рассмотрение, публичные обсуждения.- У нас есть критерий – уважительно слушать мнение оппонента.
- Что это значит?
Дети: (не перебивать)
- Верно. Пытаться понять мысль, высказанную оппонентом. Вдруг вы согласитесь с его мнением. Такое возможно, если ему, например, удалось понять то, что вы ещё не успели.
- Итак. Зачем отправился Дровосек?
Дети: (за сердцем, чтобы любить).
- Что хотел попросить у Гудвина Страшила?
Дети: (мозг).
- Так что же важнее? Мозг и сердце – это друзья или враги?
Дети: (считаю, что мозг и сердце друзья, только они иногда спорят)
Дети: (думаю, что мозг и сердце. Если бы были врагами, то могли бы жить отдельно друг от друга, а они друг без друга не могут, значит они скорее друзья, чем враги).
- Скажите, можно ли Дровосека и Страшилу считать друзьями, хотя они такие разные по характеру, внешнему виду, способностям. Если да – докажите, если нет – докажите».
Дети: (они друзья, потому что жалеют и помогают друг другу).
- Есть у кого-нибудь возражения?
Хорошо. Тогда продолжаем искать решение этой задачи.
6. В жизни А.М. Волкова была интересная история. Он знал несколько иностранных языков и захотел изучить английский. Для практики он взял книгу американского писателя Лаймека Фрэнка Баумана «Удивительный Волшебник из страны Оз». Прочитав книгу, писатель решил сделать перевод, но когда начал работать, то так увлёкся, что стал добавлять свои мысли. В результате получилась другая книга. Вскоре С.Я Маршак познакомился с рукописью «Волшебника…» и настоятельно рекомендовал Волкову заняться литературой и напечатать эту книгу. Книга стала любимицей многих поколений.
7. Работа с карточками, с текстом стихотворения С.Я. Маршака «Пожелания друзьям».
- Прочитайте стихотворение и найдите в нём слова, которые могут послужить решением спора Дровосека и Страшилы (3 мин.)
Пожалуйста, какие есть версии?
Дети: (Мне кажется, что вот эти: «…Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет…»)- Молодец!
8. Работа над самооценкой.
- Сегодня мы с вами впервые попробовали «вступить в диалог с Автором». Вам предстоит оценить свою работу. У вас у каждого домик. Если вы оценили свою работу как «очень хорошо» - то крышу домика раскрасьте красным цветом. Если «хорошо» - синим цветом. «Надо постараться» - зелёным цветом.
9. Итоги.
На доске строим при помощи своих домиков – свой город.
Смотрим, какого цвета крыш больше. Сделайте вывод.
Домашнее задание: читать следующую главу «Саблезубые тигры».