Конспект урока Необыкновенный эксперимент профессора Преображенского (по повести М.А.Булгакова Собачье сердце


Конспект урока литературы в 8 классе (ОС «Школа 2100)
Необыкновенный эксперимент профессора Преображенского
(по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»)
Оргмомент.
1. П П : Наш сегодняшний урок мы посвящаем повести М. М.А. Булгакова «Собачье сердце».
- Ч - Что составляет основу повествования?
- В чем особенности этого эксперимента?
- Сформулируйте тему нашего урока. У:
- Эксперимент профессора Преображенского.
- Это эксперимент по превращению собаки в человека. Такого еще не было.
- Необыкновенный эксперимент профессора Преображенского.
2.Работа по теме урока.
1.Вы прочитали только 2 небольшие главы произведения, где Шариков представлен уже в человеческом облике. А теперь посмотрим, с чего все началось.
Фрагмент фильма (самое начало)
2.Итак, мы увидели, как познакомились 2 главных героя: профессор Преображенский и бездомный пес, которого все почему-то называли Шариком.
- Подумайте, чьими глазами показана наша столица 1925года?
- Для чего автору нужен такой прием, прием отстранения?
3. Наверное, вы обратили внимание, что рассказ собаки сопровождается воем ветра. Ветер – образ-символ в литературе. Как вы думаете, что он обозначает?
Вернемся к эпохе. 1925 год.8 лет назад произошла Октябрьская революция, закончилась первая мировая война. Страна берет курс на индустриализацию, борется с разрухой. А ее граждане свято верят в слова «Интернационала»: «Кто был ничем, тот станет всем».
Перемены грядут и в жизни Шарика. В приведенных главах перед нами уже человек. Благодаря дневнику доктора Борменталя можно точно определить время, в течение которого происходит это превращение: 23 декабря проведена операция. С 24 по 6 января происходит преображение собаки в человека. - Москва показана глазами собаки.
- Чтобы все показать правдиво.
-Наверное, что-то страшное, разрушающее.
Работа в1.-Выпишите из текста выражения, подберите эпитеты, характеризующие Шарика (1 столбик) и Шарикова (2 столбик).
2. -Проверим, что у вас получилось.
-Каких качеств, положительных или отрицательных, больше в собаке? А в Шарикове? Почему?
(Учитель обращает внимание на то, что и от собаки, и от человеческого донора Полиграф Полиграфофич взял самое плохое. В Шарике было больше человеческого, чем в Шарикове / см. речь)парах(Учащиеся заполняют таблицу)
(Учащиеся зачитывают записи, дополняют друг друга.)
1.И вот уже Шариков, а не Шарик не только проживает в квартире профессора Преображенского, но и заявляет на нее права.
-Как относятся к «говорящей собачке» разные люди? (с.39,41,44,45)
-Какие поступки Шарикова вызывают особенно негативную реакцию?
-Чья оценка не совпадает с взглядами окружающих на Полиграф Полиграфовича?
2.-Как влияют на Шарикова окружающие люди?
-Каким они хотят видеть этого нового человека?
-Чье влияние оказывается сильнее? Почему?
3. Итак, бездомный Шарик испытывает сначала физическое, а потом идеологическое воздействие.
-Что страшнее? Какой вывод можно сделать из истории этого необыкновенного эксперимента?
4. Вернемся к характеристикам Шарикова. Научные эксперименты привели к перерождению пса в нечистую силу, черта. Вспомним одно из рабочих названий произведения – «Чудовищная история».
5. «Нельзя вмешиваться в природу, в процесс эволюции», – так считает Булгаков.
-В каких произведениях были подобные мысли?
(Учащиеся выписывают оценочные суждения героев и автора /можно по вариантам)
- Швондера («товарищ»)
Профессор – словом, чтобы тот стал «хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества», Швондер пытаеся оказать идеологическое влияние.
-Швондера, потому что это проще.
-Любое насилие оправдать нельзя.
А. Конан Дойл «Затерянный мир»,
Р.Брэдбери «И грянул гром»,
А.Беляев «Голова профессора Доуэля»
3.Обобщение. Выводы. Домашнее задание.
1.В начале урока вы сказали, что основа произведения – необыкновенный эксперимент профессора Преображенского.
-Можно ли назвать этот эксперимент удачным? Почему?
2. Известно, что повесть, написанная в 1925 году, была опубликована лишь в 1987. Власти увидели в ней описание еще одного эксперимента, который назывался строительством социализма.
-Что в методах строительства нового государства не принимал Булгаков? О чем не хотел молчать? Почему «Собачье сердце» стали называть политической сатирой? Над этими вопросами вам предстоит задуматься при выполнении домашнего задания.
Д.з.:
1. О чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»? В чем актуальность предупреждений писателя? (письм.)
или
2.Составить кроссворд по произведению
(Учащиеся высказывают свою точку зрения)