Технологическая карта к уроку литературного чтения на тему: И.А.Крылов Слон и Моська (3 класс)


Авдеева С.В.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35
им. К.Д.Воробьёва» г.Курска
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе на тему «И.А.Крылов «Слон и Моська». Мораль басни»
Пояснительная записка
Название материала Урок по теме: И.А.Крылов «Слон и Моська». Мораль басни.
Класс 3 класс (8-9 лет)
Учебный предмет Литературное чтение
Цельформировать умение постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
совершенствовать умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
совершенствуют умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
учить отличать басню от стихотворения;
узнать структуру басни, модель басни;
учить понимать нравственный смысл басни, характер героев;
учить соотносить смысл басни, пословиц и крылатых выражений.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной задачи совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
- Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
осуществлять анализ и синтез.
- Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные результаты:
формировать уважительное отношение к иному мнению;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
адекватно оценивать свои успехи и неудачи, уметь сотрудничать;
формировать учебно-познавательный интерес к новым знаниям через учебную игру.
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс УМК «Перспектива»
Учебник: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий «Литературное чтение», 3 класс – Ч.2 – М.: Просвещение, 2015 год
Тип урока Комбинированный
Техническое оснащение, оборудование Мультимедийное оборудование, презентация, карточки, портрет И.А.Крылова, дидактические пособия.
Технологическая картаЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
I. Организационный момент. ( 0,2 мин.)
- Здравствуйте, меня зовут Светлана Владимировна. Сегодня урок литературного чтения мне посчастливилось провести именно с вами. Подготовка класса к работе. Включение в учебную деятельность. Личностные:
-самоопределение
II. Мотивация к учебной деятельности. - Ничто так не сближает, как песня. А петь мы с вами будем песню «Улыбка» из мультипликационного фильма «Крошка Енот» (Слайд 1)
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
- Поделитесь улыбкой с соседом, с гостями, улыбнитесь мне. Дети получают эмоциональный настрой.
Дети поют песню.
Делятся улыбкой. Личностные:
-самоопределение.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
III. Актуализация знаний.
(На слайде 2 со словами «УЛЫБКА», «ПЕСНЯ»)
- Мы взяли «улыбку» и «песню». (Появляются запятые) Уберите буквы, отмеченные запятыми.
БА + СНЯ- Составьте новое слово из оставшихся букв.
= БАСНЯ
- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
Викторина «Верите ли вы…»
- Верно ли утверждение, что басня – это короткий, чаще стихотворный комический рассказ или проза.
- Где можно найти подтверждение этому утверждению? (в словаре)
- Обратимся к словарю. … прочитай определение «Басни»
- Верите ли вы, что основная мысль в басне называется моралью.
- Верно ли утверждение, что мораль – есть нравоучение?
- Обратимся вновь к словарю.
- Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила?
-Как называют людей, которые пишут басни?
- Каких баснописцев вы знаете? (портрет И.А.Крылов)
- В каком веке жил И.А.Крылов?
- А сейчас какой век?
- С его рождения прошло 247 лет, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни?
- А в баснях людские образы как показаны?
- Как называется такой приём в литературе? Дети мысленно решают ребус.
-Речь пойдёт о басне.
-Верно.
- В толковом словаре.
Басня - это короткий, чаще стихотворный комический рассказ или проза. Аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пророки людей.
-Верно.
- Верно.
- Важно.
- Баснописцы.
- И.А.Крылов, Эзоп – известный древнегреческий баснописец , Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), Лев Николаевич Толстой(1828 – 1910)
- В 19 веке.
- 21 век.
- Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей. Высмеиваются - людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время. Одобряются - доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются.
- В образах животных.
- Иносказание Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные:
- саморегуляция в ситуации затруднения;
- целеполагание;
- оценка и контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные:
- развитие умения слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
- высказывание своего предположения.
IV.Физкультминутка.
(По классу развешаны рисунки героев басен И.А.Крылова. По заданию учителя дети ищут глазами названного персонажа.)- Тихонько встаньте. Внимательно слушайте меня.
- Отыщите глазами изображение героини, любившей очки.
- Сколько обезьянок насчитали?
- Отыщите глазами главную героиню басни «Стрекоза и Муравей»
- Найдите глазами героиню, потерявшую по своей глупости сыр.
- Сколько ворон нашли?
- Тихонько сели на свои места. Дети отыскивают глазами героев басен. Считают их. Высказывают свои предположения о названии басен.
- Обезьяна.
- 3.
- Стрекоза.
- Ворона.
- 4. Личностные:
-оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.
V. Постановка целей и задач.
- Предлагаю вам посмотреть фрагмент из м/ф. и подумать: «Как бы вы его озаглавили?»
(Включаю продолжение фрагмента мультфильма)
- «Отколе ни возьмись навстречу Моська им».
- Как вы думаете, кто такая Моська?
- Как связаны между собой слово «БАСНЯ», И.А.Крылов и фрагменты мультфильма?
-Откройте учебник на с.48 и прочитайте название произведения, с которым будем знакомиться на нашем уроке.
- Какую же цель вы поставите перед собой на уроке?
- А какие задачи?
- А что вы можете узнать из басни И.А.Крылова?
План
1. Герои. ?2.Мораль басни. ?3. Актуальность. ?- Слон.
-Маленькая собачка, мопс.
- Мы познакомимся с басней И.А. Крылова про Слона и Моську.
-Постигнуть авторское отношение к персонажам, узнать о характерах героях и морали басни.
- Научиться выразительно читать, хорошо работать на уроке и т.д.
-Можем узнать о новых персонажах. Мораль басни. Подумаем, актуальна ли басня в наши дни.
Познавательные:
- постановка и формулирование проблемы;
- анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Регулятивные:
- планирование, прогнозирование.
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- развитие умения слушать и понимать речь сверстников.
Регулятивные:
- планирование учебного действия.
VI. Работа над басней.
1. Прогнозирование содержания.
2. Проверка понимания.
3.Словарная работа.
4. Повторное чтение.
5. Работа над образными выражениями.
- Рассмотрите иллюстрацию к басне. Опишите, какими вы видите героев басни Слона и Моську.
- Проверим, оправдались ли ваши предположения о героях басни. Я предлагаю вам прослушать басню в исполнении Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Возьмите карандаши и подчеркните по ходу прослушивания басни слова, значения которых хотелось бы уточнить.
- Оправдались ли ваши предположения о героях?
- Мы ответили на 1 пункт плана «герои». Уберём вопросительный знак.
- Значение, каких слов вы хотите уточнить?
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
(появляется на слайде 3.)
- Прочитайте басню И.А.Крылова в технике жужжащего чтения.
Работа в парах.
- Поработаем в парах. Отыщите в тексте образные выражения, соотнесите фразы на карточке с этими выражениями. На работу вам 1 минута.
Показывали на улице людям.
Невидаль, редкость.
Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам.
Откуда-то внезапно вдруг появиться.
Перестань себя позорить.
Придаёт смелости. Используя словесное рисование, дети описывают героев.
Дети прослушивают запись басни.
- Оправдались.
-Дети читают объяснение на с.157-словарь
Объяснения читают по толковым словарям.
Дети, работая в парах, отыскивают образные выражения.
- Водили напоказ.
- В диковинку у нас.
- Толпы зевак ходили.
- Отколе ни возьмись.
- Перестань срамиться.
- Вот то-то мне и духу придаёт. Познавательные:
- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
- поиск необходимой информации из текста;
- построение логической цепочки рассуждения.
Личностные:
- самоопределение.
Коммуникативные:
- умение работать в парах;
- развитие умения слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
- контроль, оценка, коррекция знаний.
VII. Первичное закрепление.
1. Беседа.
2. Выборочное чтение.
Беседа
- Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?
- Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Подтвердите текстом.
- Как понимаете выражение «ну на него метаться»?
- Какого было поведение Слона?
- Заметил ли он маленькую собачонку?
- Как это характеризует Слона?
- Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу?
(На слайде 4 иллюстрации)
- Посмотрите на слайд. Вы видите фрагменты из басни. Восстановите последовательность событий басни.
- Прочитайте фрагменты текста или строки, которые подходят к иллюстрациям.
- А есть ли персонаж, который осудил поведение Моськи?
- За что Шавка осудила Моську?
- Почему Моська уверена, что может прослыть сильной без драки?
- Как вы относитесь к Моське?
- А как автор относится к героине?
- Что же Крылов высмеивает в басне?
- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.
- Вы знаете, что басни имеют иносказательный характер. Какие же человеческие качества скрываются в образе СЛОНА?
- Можно ли с подобными Моськами встретиться в жизни? Каких людей вы можете сопоставить с образом Моськи?
- В каких строках, ставших крылатыми, выражена мораль басни?
На какой пункт плана мы ответили? -Лаять, визжать, рваться, лезет, метаться.
-Метаться.
- То подскочит, то отбежит, разъярённо.
-Был спокойный, важный.
-Нет. Не примечает.
-Он не обращает внимание на пустяки. Он умный.
- Да. И по размеру, и по характеру.
- Собака Шавка.
- За то, что та кидается на большого Слона, который её не примечает.
- Потому что все собаки увидят, как она кидается на большого слона и поверят, что она сильная. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других собак.
Ответы детей.
- Считает её хвастунишкой.
- Автор осуждает хвастовство и задиристость Моськи.
-Образ Слона создан, чтобы передать важность и величие человека, которого он характеризует. Слону действительно безразлично, кто на него лает, кто заискивает перед ним, виляя хвостом.
- Моська – символизирует людей, которые умеют себя рекламировать на пустом месте.
- Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона.
- Пункт № 2.
Познавательные:
- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Регулятивные:
-контроль, оценка, коррекция.
Личностные:
- развитие творческих способностей;
- формирование готовности выражать и отстаивать свою позицию.
Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные:
- контроль, оценка, коррекция,
Коммуникативные:
- умение слушать сверстника;
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Личностные:
- оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.
3. Физкультминутка.
-Изобразите слона. Как он идёт важно.
-Изобразите Моську. Как она бежит.
- Садитесь.
Дети выполняют движения
4. Чтение по ролям.
Чтение по ролям.
- Прочитаем басню по ролям. Прежде, чем читать, вспомним о правилах выразительного чтения. Памятки лежат у вас на партах.
- Кто хочет читать за автора?
- Кто изобразит Слона?
- Кто изобразит Моську?
- Кто прочтёт слова Шавки?
- Оцените актёрское мастерство своих товарищей, пользуясь памяткой и поставьте им отметки.
Дети показывают сценку.
Дети оценивают своих одноклассников. Коммуникативные:
- развитие умения слушать и понимать речь сверстников.
Регулятивные:
- контроль и оценка.
VIII. Подведение итогов.
- Вспомните цель, которую ставили в начале урока. Мы её достигли?
- Выполни ли мы задачи, которые были поставлены?
- Актуальна ли басня И.А.Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?
- Когда в жизни можно употребить слова «Ай. Моська, знать она сильна, что лает на Слона»?
- Теперь мы можем убрать последний вопросительный знак.
- Составим СИНКВЕЙН про наших героев. Предлагаю поработать в группах. У вас на партах карточки , по которым вы можете вспомнить как составляют СИНКВЕЙН и составить его. На эту работу вам 1 мин.
Карточка:
СинквейнСуществительное
Два прилагательных
Три глагола
Предложение, высказывание, пословица
Слово – заключение
- Прочтите ваши синквейны.
Дети вспоминают цели и задачи урока. Анализируют, сравнивают и обобщают знания.
- Басня актуальна, потому что среди людей есть те, которые похожи на Моську.
Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.
СИНКВЕЙН
1. Моська
2. Маленькая, хвастливая
3. Лает, рвётся, визжит
4. Знать она сильна, что лает на слона.
5. Забияка Личностные:
- развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
- построение цепочки рассуждений.
Коммуникативные:
-умение работать в группах;
- планирование учебного сотрудничества.
Личностные:
- развитие творческих способностей;
- формирование готовности выражать и отстаивать свою позицию.
IX. Рефлексия.
- Вы составили синквейны, а я вашему вниманию предлагаю иллюстрацию к басне И.А.Крылова «Слон и Моська», но не просто так.
У вас лежат конверты, в которых находятся по три человечка. Достаньте их.
Человечек с поднятыми руками обозначает, что на уроке всё удалось, всё ему понравилось.
Человечек с одной поднятой рукой говорит о том, что урок понравился, но не всё получилось.
Человечек с опущенными руками сообщает нам о том, что ему не понравилось на уроке, он ничего не понял.
- Выберите человечка, который соответствует вашей оценке себя на уроке. Дети оценивают свою работу и прикрепляют человечков к иллюстрации.
Познавательные:
- рефлексия.
Личностные:
-смыслообразование;
- адекватное понимание успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
X. Информация о домашнем задании.
- Дома выучите басню И.А.Крылова «Слон и Моська» наизусть, а по желанию можно нарисовать иллюстрацию, выполнить поделку или найти иную информацию о басне.
- Ребята, спасибо за работу, за помощь и поддержку.
Урок окончен. Дети записывают домашнее задание. Личностные:
-оценивание своих возможностей по выполнению домашнего задания.