Конспект занятия Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».

Конспект занятия Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».
Тема: Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».
Цель: Формирование умений простейшими средствами передать основные события сказки.
Задачи.
- Учить детей использовать цвета и оттенки. Уточнить знания детей, что такое колорит картины, тона и оттенки, различать основные и составные, тёплые и холодные цвета.
- Развивать речь, наблюдательность, внимание, логическое мышление.
-Воспитывать умение сопереживать героям литературного произведения, развивать интерес к оформительской графике. Предварительная работа.
Чтение произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", рассматривание иллюстраций, беседа по сказке, рисунки детей, разгадывание кроссвордов по сказке, заучивание отрывков из произведения.
Оборудование: презентация (портреты А.С. Пушкина разных лет, портрет няни поэта Арины Родионовны, картина Ю. Непринцева «Пушкин и Арина Родионовна», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина), образец   рисунка, музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», технологические карты, альбом, простой карандаш, резинка, цветные карандаши, салфетка. Использовать в своей работе дополнительный материал: акварель, гуашь, восковые мелки, свечу.
Ход занятия Воспитатель. Ребята, послушайте, отрывок из какой сказки я сейчас вам прочитаю:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

- Ребята, кто написал эту сказку? (ответы детей) .
-Да, это А. С. Пушкин, а сказка называется «Сказка о царе Салтане». В этой сказке происходит много чудес.
- Сегодня на занятии речь пойдёт о великом русском поэте А.С. Пушкине и его произведении «Сказке о царе Салтане», к которой вам предстоит сделать иллюстрации.  - Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки или мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». В школьные годы приходит мир пушкинских сказок: Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей Пушкин любил читать свои произведения в Михайловской ссылке любимой няне Арине Родионовне: Но я плоды моих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности своей Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому ребёнку, не была обучена грамоте. Её руки привычны к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины».
- Кто - нибудь из вас может вспомнить и рассказать нам о Пушкине и героях его сказок?
Дети отвечают и читают отрывки из сказки, предложенные заранее.
Про Царицу Лебедь
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как-речь-то говорит,
Словно реченька журчит
Про белочку
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Про богатырей
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,

·И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
Воспитатель. Ребята, вы уже поняли, что рисовать мы сегодня будем. Но кроме рисования нам предстоит выяснить следующие вопросы:
    Как называются рисунки в книгах?     Кто рисует иллюстрации в книгах?     Для чего нужны книжные иллюстрации?     Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?
А сейчас скажите, какие краски вы могли бы взять, чтобы нарисовать иллюстрации к этой сказке и передать в своих рисунках каждое из чудес, которое описывается в этом произведении. Например, Царевну, которая выходит из моря.
Дети отвечают.
Воспитатель. Если сделать море голубым с белыми прожилками, то получится Царевна - лебедь выходит из спокойного теплого моря, а сама она в белом платье, на лбу у нее яркая звезда, на плече длинная русая коса. А для изображения моря вздутого, бурливого мы возьмем наоборот, темные синие оттенки, можно даже черный цвет взять для волн, из такого неспокойного моря будут выходить Тридцать три богатыря, одежда их на фоне моря будет желтая, блестящая, как чешуя.
- Ребята, а сейчас предлагаю вам посмотреть иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Они словно живые. В этих картинах художники как бы остановили время, в них запечатлены впечатления о прочитанных чудесах этого произведения. Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эти репродукции?
Дети отвечают.
Физкультминутка «Кем я себя чувствую»:
-Постарайтесь изобразить Царевну Лебедь, её стан, походку.
-Давайте станцуем красивый танец, чтобы передать всю прелесть этого чуда в движении.
-А сейчас попрошу вас превратиться в дядьку Черномора и быть такими же сильными как он.
Воспитатель. Молодцы, пришло время стать вам художниками-иллюстраторами и нарисовать те чудеса, которые вам понравились в сказке, но с условием: мне нужно, чтобы я обязательно увидела, что нарисовать вам помогла сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Практическая часть.
После этого дети рисуют чудеса из сказки. Учащимся, испытывающим затруднения раздаются технологические карты. Во время рисования звучит опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая помогает углубить и расширить представления детей о сказочных героях, вызывает интерес к симфонической музыке.
Прослушивание оперы начинается со вступления, где торжественно звучат трубы (фанфары). Педагог обращает внимание детей на то, что музыка звучит весёлая, жизнерадостная.
Готовые работы выставляются на выставке, и дети комментируют их, вспоминая цитаты из сказки.
Анализ и оценка успеха достижения цели. Воспитатель. Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов, музыкальность и простота стихов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным. -Давайте постараемся ответить на вопросы, которые вам сегодня предстояло решить.     Как называются рисунки в книгах?     Кто рисует иллюстрации в книгах?     Для чего нужны книжные иллюстрации?     Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации? Воспитатель. - На этом наше занятие закончено. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.

15