План-конспект занятия по изобразительному искусству. Тематическая композиция Иллюстрация к любимой сказке


МБУДО ЦДО «Ступени» города Сочи.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Занятия по изобразительному искусству
ТЕМА: «Иллюстрация к любимой сказке»
Для групп «Колорит», 1 год обучения
Выполнил: педагог дополнительного образования
Болдырева Ольга Владимировна
2016г.
Тип занятий: Практического применения знаний и умений.
Цель: Создание иллюстрации к любимой сказке. Создание художественного образа по литературному произведению.
Задачи:
Дидактические:
Формирование и совершенствование графических, навыков композиционного построения, цветового решения.
Развивающие: Развитие образного мышления, творческого воображения,
эстетического вкуса. Развитие познавательного интереса.
Воспитательные: формирование общечеловеческих ценностей, воспитание трудолюбия, творческому отношению к труду, самоконтроля.
Используемые методы: словесные, наглядные (демонстрация видеоряда), практические, познавательные.
Используемые педагогические технологии: проблемно-поисковые, творческие, компьютерные (новые информационные) техноглогии обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ для учащихся: лист ватмана А4, графитный карандаш, гуашь, мольберты, кисти, банка с водой, резинка.
Для преподавателя: плазменная панель, слайд-шоу иллюстраций Ивана Билибина к русским народным сказкам и сказкам Пушкина, книга сказок с иллюстрациями И.Я.Билибина
ХОД УРОКА:
Организационная часть.
- приветствие,
- анализ готовности к занятию;
-обозначение темы занятия.
«Иллюстрация к любимой сказке»
Введение в предлагаемый материал.
Обсуждение вопросов: что такое книжная графика? Что такое иллюстрация?
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ: знакомство с творчеством известного русского художника Ивана Яковлевича Билибина.
Замечательным иллюстратором русских народных сказок был известный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942гг.) Его творчество широко известно в русской художественной культуре.
Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим. И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др. Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.
Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина. Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки. Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Лист с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую "Волну" Хокусаи. Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твердость линии товарищи шутливо прозвали его "Иван - твердая рука".
В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек. Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль. В русской графике он создал неповторимый – «билибинский» - стиль книжной иллюстрации, основанный на стилизации народного искусства – лубка, резьбы по дереву, древнерусских миниатюр. Билибин использовал также мотивы древнерусских вышивок. Его книжные иллюстрации отличались взволнованной поэтичностью, яркой цветовой гаммой. Его книжные иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…» (1905) А.С. Пушкина, к былине «Вольга» (1904) отличались непревзойденным уровнем художественного мастерства, яркой образностью.
Просмотр слайд-шоу с иллюстрациями И.Билибина.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА - общую композицию и композиционный центр;
-как художник пользуется цветом (плоское цветовое пятно),
- эмоциональное состояние природы,
- эмоциональное состояние героев;
-взаимодействие фигуры и фона;
- использование орнамента, контура;
-рассматриваем богатство деталей компазиций.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
Выполнение творческой композиции –иллюстрации любимой (народной) сказки. Используем билибинский технический прием –обводки черным или цветным тонким контуром.
ПЕРЕМЕНА. Физкультминутка.
ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ОБСУЖДЕНИЕ.
: