Урок литературного чтения для 4 класса П. П. Ершов Конек-горбунок


Технологическая карта урока
Предмет : Литературное чтение
Класс: 4
Учитель : Бахича Амалия Энверовна
Тема урока : П. П. Ершов «Конёк-горбунок»
Цели урока: Познакомятся с творчеством П. П. Ершова и содержание сказки « Конёк-горбунок»;
Научатся: объяснять значения новых слов, пересказывать основное содержание произведения , определять признаки народной сказки в литературной сказке , читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами , соблюдая орфоэпические нормы русского языка , определять тему и главную мысль произведения
Образовательные
Создать условия для знакомства с творчеством П. П. Ершова , с историей создания сказки «Конек-горбунок»;
Развивающие
Способствовать развитию навыков выразительного чтения ;Воспитательные
Продолжить воспитание трудолюбия , взаимовыручки, искренности , воспитанию чувства прекрасного
Тип урока
Освоение нового материала
Форма урока Комбинированная
Опорные понятия, термины
Конек -горбунок , сказка , повторы ,
Новые понятия
Конек - горбунок, устаревшие слова, троекратный.
Формы контроля
Ответы на вопросы, задания по учебнику , чтение текста , умение работать над текстом , умение строить речевое высказывание , аргументировать , строит словесную характеристику герою
Домашнее задание
С. 38-48 , выразит . читать , найти отрывок к иллюстрации , объяснять смысл слов
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
I.Актуализация опорных знаний
Проверяет д.з. проводит беседу о проделанной работе
-как вы представляете себе современного богатыря ? Отвечают на вопросы учителя , рассказывают о проделанной работе . Читают на оценку
Современный богатырь не одет в кольчугу , не имеет при себе меч и щит . Но он защищает свою родину , уважает старших , женщин и детей. Не причиняет вреда другим людям Фронтальный , индивидуальный П- осуществлять поиск необходимой информации в книге .
Р- организовывать работу по составлению плана урока
К-соблюдать правила взаимодействия
в паре и группе( распределение обязанностей , составление плана совместных действий , умение договариваться о совместных действиях). Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
II.Сообщение темы урока Определение целей урока
Задает вопросы . Комментирует ответы , предлагает сформулировать цель урока .
–отгадайте загадку:
Скачет лошадь непростая,
Чудо-грива золотая . По горам парнишку носит ,
да никак его не сбросит .Есть у лошади сынок-
Удивительный конек.
О ком идет речь ? Из какого произведения герой ?Кто автор этой сказки ?
-Прочитайте тему урока . Определите цели урока , используя опорные слова Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя . , формулируют цель урока. Определяют направленность урока , выделяют героев , определяют задачи чтения , составляют план чтения. Фронтальный , индивидуальный Принимают и сохраняют учебную задачу и цель , осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме Принимают и сохраняют учебную задачу и цель
III.Знакомство с творчеством П.П. Ершова
Рассказывает о творчестве П.П. Ершова и об истории создания сказки
« Конёк-горбунок» Слушают учителя . Рассматривают слайды презентации . Отвечают на вопросы Фронтальный , индивидуальный П- осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи Принимают и сохраняют учебную задачу и цель
IVПервичное чтение сказки
Организует первичное
Знакомство стекстом сказки
-Все ли слова вам были понятны при чтении сказки дома
?
- как называются слова , которые мы не используем в нашей речи ?
Вопросы по тексту . Читают сказку вслух по цепочке , отвечают на вопросы учителя Фронтальный , индивидуальный Осуществлять анализ , выделять последователь-
ность развития сюжета , делать выводы
Организуют работу по составлению плана
.
П- осуществлять поиск необходимой информации в книге и в произведении живописи (тема , главная мысль , композиция)
Наблюдать за словом в художественном тексте .Р- организовывать работу по составлению плана урока
К-соблюдать правила взаимодействия
в паре и группе( распределение обязанностей , составление плана совместных действий , умение договариваться о совместных действиях).
Расширяют свой личностный читательский опыт в области поэзии , осознавая , что поэзия открывается лишь тому , кто ее чувствует и понимает , часто к ней обращается
V.Анализ
произведения Проводит беседу .-Кто главный герой сказки ? Дайте характеристику главному герою , который так полюбился и детям , и взрослым.
-За что наказан царь ?
-Почему Иван получает красавицу жену и царство ?-Кто из герое вам понравился и почему?
-Вот карточки с отрывками из сказки . Прочитайте и напишите характерные качества Ивана. Дают характеристику главному герою сказки , читают строчки из сказки , доказывающие черты характера Ивана.
Работают с
карточками
Смотрят отрывок из
мультфильма
работают с карточками Фронтальный, индивидуальный Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Принимают и сохраняют учебную задачу и цель Принимают и сохраняют учебную задачу и цель
VI .Домашнее задание Прочитать сказку целиком , нарисовать иллюстрацию к любимому эпизоду сказки Слушают , задают вопросы Фронтальный , индивидуальный Принимают и сохраняют учебную задачу и цель Принимают и сохраняют учебную задачу и цель
VII.Итог урока. Рефлексия Оценка и подведение итогов
-Как выдумаете , чему учит эта сказка?
-Почему она и сейчас нравится читателям ?
-Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? Проводят самооценку ,рефлексию . Фронтальный , индивидуальный Осуществляют самоконтроль учебной деятельности Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
Ресурсный материал к уроку
Карточки
Ночь настала ; месяц всходит ;
Поле все Иван обходит ,
Озираючи кругом ,
И садиться под кустом ;Звезды на небе считает
Да краюшку уплетает .
Вдруг о полночь конь заржал …
Караульщик наш привстал ,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.. (Добросовестный)
«…Так и этак мы вершили,
Наконец вот так решили:
Чтоб продать твоих коньков
Хоть за тысячу рублев.
А в спасибо, молвить к слову,
Привезти тебе обнову -
Красну шапку с позвонком
Да сапожки с каблучком.
Да к тому ж старик не может,
Работать уже не может;
А ведь надо ж мыкать век, -
Сам ты умный человек!" -
"Ну, коль этак, так ступайте, -
Говорит Иван, - продайте
Златогривых два коня,
Да возьмите ж и меня".
Братья больно покосились,
Да нельзя же! согласились.
(Добрый)
Волны моря заклубились,Корабли из глаз сокрылись.Чудо-юдо рыба-китГромким голосом кричит,Рот широкий отворяя,Плесом волны разбивая:"Чем вам, други, услужить?Чем за службу наградить?Надо ль раковин цветистых?Надо ль рыбок золотистых?Надо ль крупных жемчугов?Все достать для вас готов!""Нет, кит-рыба, нам в наградуНичего того не надо, -Говорит ему Иван, -Лучше перстень нам достань, -Перстень, знаешь, царь-девицы,Нашей будущей царицы"
(Бескорыстный)
«…Эхе-хе! Так вот какой
Наш воришко!.. Но, постой,
Я шутить ведь, не умею,
Разом сяду те на шею.
Вишь, какая саранча!"
И, минуту улуча,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает
И прыгнул к ней на хребет -
Только задом наперед…
(Ловкий, сообразительный)
Иван заплакал
И пошел на сеновал,
Где конек его лежал ..
Что, Иванушка невесел ?Что головушку повесил ?-
Говорит ему конек.-
Аль, мой милый, нездоров?
Аль попался к лиходею?»
Пал Иван к коньку на шею,
Обнимал и целовал.
«Ох , беда, конёк!»- сказал.
(Доброе отношение)
Вот он к братьям приезжает
И на спрос их отвечает :«Как туда я доскакал ,
Пень горелый увидал ;Уж над ним я бился , бился,
Так что чуть не надсадился ;Раздувал его я с час –
Нет ведь, черт возьми, угас!»
Братья целу ночь не спали,
Над Иваном хохотали;
А Иван под воз присел,
Вплоть до утра прохрапел.
(Смекалистый)
А Иван им стал кричать:
"Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал".
(Честный , скромный)
Тут он кликнул скакунов
И пошел вдоль по столице,
Сам махая рукавицей,
И под песню дуракаКони пляшут трепака;
А конек его - горбатко -
Так и ломится вприсядку…
(Веселый, жизнерадостный)