План работы методического объединения учителей начальной школы на 2015-2016 учебный год


План
работы методическогообъединения учителей
начальных классов
МОУ СОШ № 2
на 2015-2016 учебный год
Руководитель: Демидова
Наталья Фёдоровна
I. СОСТАВ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
№ Фамилия, Имя, Отчество учителя Категория Стаж Классы Авторы учебников, УМК
1 Анурина Лилия Ивановна 1 26 лет 4 УМК «Гармония»
2 Демидова Наталья Фёдоровна 1 19 лет 3 УМК «Гармония»
3 Коршунова Ольга Викторовна б\к12 лет 2 УМК «Гармония»
4 Левченко Ольга Валерьевна Соответствие занимаемойдолжности 6 1 УМК «Гармония»
5 Малыгина Любовь Васильевна высшая 23 года 4 УМК «Гармония»
6 Глухих Татьяна Евгеньевна 1 25 лет 3 УМК «Гармония»
7 Прохорова Ирина Васильевна 1 27 лет 1 УМК «Гармония»
8 Чёрная Наталия Сергеевна 2 7 2 УМК «Гармония»
II.Цель на текущий учебный год:
повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных класс по вопросам реализации ФГОС
Тема работы МО:
«Формирование профессиональной компетентности учителей начальных классов
в условиях реализации ФГОС»
Задачи методического объединения учителей начальных классов
на 2015-2016учебный год:
Вести целенаправленную систематическую деятельность по освоению и внедрению современных образовательных технологий.
Оказывать научно-методическую помощь учителям начальной школы в апробации стандартов второго поколения.
Продолжать работу по выявлению «одарённых» учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся.
Оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем обучаемости.
Повышать уровень психолого-педагогической подготовки учителей путем самообразования, участие в семинарах, профессиональных конкурсах.
Изучать и внедрять достижения творчески работающих педагогов в практику работы других учителей.
Создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала
Ожидаемые результаты работы:
Рост качества знаний учащихся;
овладение учителями системой преподавания предметов в соответствии с ФГОС;
создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
Формы методической работы:
- тематические советы
- открытые уроки
- работа учителей над темами самообразования
- предметные олимпиады
- семинары
- консультации по организации и проведению современного урока.
III.МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕМЫ УЧИТЕЛЕЙ
Фамилия, Имя, Отчество учителя Методическая тема Этап развития Система работы
Цель, задачи Содержание, формы
Анурина Лилия Ивановна
Использование технологии деятельностного обучения при реализации ФГОС
практический
повышение профессионального уровня
овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей Практическая отработка полученных теоретических знаний.
Глухих Татьяна Евгеньевна Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школепрактический повышение профессионального уровня
овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей Практическая отработка полученных теоретических знаний.
Демидова Наталья Фёдоровна Технология метода проектов как приём формирования коммуникативных навыков практический повышение профессионального уровня
овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей
Практическая отработка полученных теоретических знаний.
Коршунова Ольга Викторовна Технология метода проектов как приём формирования УУД теоретический повышение профессионального уровня
совершенствование теоретических знаний работа с методической литературой,
работа с Интернет- ресурсами,
посещение конференций, семинаров, мастер- классов, консультирование и т.д.
посещение курсов повышения квалификации по модульной или накопительной системе по выбранной теме.
Левченко Ольга Валерьевна Формирование действия целеполагания на уроках в начальной школе методический повышение профессионального уровня
изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, Разработка форм, методов, приемов, дидактических материалов, методических рекомендаций и.т.д.  Малыгина Любовь Васильевна Формирование познавательных УУД младших школьников практический повышение профессионального уровня
овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей Практическая отработка полученных теоретических знаний.
Прохорова Ирина Васильевна Формирование регулятивных УУД (целеполагание и планирование) на уроках в начальной школепрактический повышение профессионального уровня
овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей Практическая отработка полученных теоретических знаний.
Основные направления деятельности
учителей начальных классов
по совершенствованию педагогического мастерства
и повышения качества предметного обучения
Содержание мероприятий Сроки
1. Мониторинг деятельности учителя В течение учебного года
2. Самообразование В течение учебного года
3. Взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий В течение учебного года
4. Разработка и накопление учебно-методического материала для обеспечения разноуровневого материала для обучения и качественной подготовки учащихся по предметам В течение учебного года
5. Изучение нормативных документов, новинок методической литературы В течение учебного года
6. Участие в работе ШМО, ГМО, семинарах и работе педагогического совета Согласно плану
7. Прохождение курсов повышения квалификации Согласно перспективному плану
8. Анализ уровня учебных достижений и выработка рекомендаций по повышению качества знаний учащихся По итогам полугодия
9. Организация и проведение предметных недель Согласно плану
10. Организация работы с одаренными учащимися и учащимися разного уровня мотивации (проведение олимпиад, конкурсов, подготовка к участию в муниципальных олимпиадах) В течение учебного года
IV.ТЕМЫ ЗАСЕДАНИЙ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪДИНЕНИЯ
№ Тема заседания
Дата проведения
1 Анализ деятельности ШМО за прошлый учебный год.
Обсуждение и утверждение плана работы на 2015-2016 учебный год.
Рассмотрение и утверждение рабочих программ педагогов.
Методические рекомендации по оформлению классных журналов.
сентябрь
2 Использование технологии «портфолио»в образовательном процессе начальной школы. Оценка и самооценка «портфолио».
Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации первоклассников.
Обсуждение участия в школьной и городской научно-исследовательской конференции школьников.
Участие в городском конкурсе «Учитель года». ноябрь
3 Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов.
Участие в конкурсах «Русский медвежонок», «КИТ», «Гелиантус».
Участие в «Неделе математики». Итоги олимпиады по математике.
Анализ контрольных работ за I полугодие по русскому языку и математике. Итоги проверки техники чтения.
Участие в мероприятиях, посвящённых Новому году.
декабрь
4 Самооценка младших школьников:
Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте.
Самооценка младших школьников с разной успеваемостью.
Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости.
Выступление учителя Левченко О.В. по теме самообразования.
Участие в фестивале открытых уроков.
Участие в «Неделе русского языка». Итоги олимпиады и конкурса «Грамотей».
февраль
5 Формирование познавательных и регулятивных УУД на уроках в начальной школе. Участие в научно-исследовательской конференции школьников.
Участие в «Неделе окружающего мира». Итоги олимпиады.
Выступление учителей Ануриной Л.И., Малыгиной Л.В., Прохоровой И.В. по темам самообразования. март
6 Анализ работы начальной школы за 2015 – 2016 учебный год.
Итоги успеваемости во I I полугодии. Анализ итоговых контрольных и метапредметных работ за I I полугодие. Итоги промежуточной аттестации, техники чтения за I I полугодие.
Участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру».
Составление перспективного плана работы ШМО на 2016-2017 учебный год.
Обеспечение УМК на новый учебный год.
май
Протокол №1 от 04.09.2015 г.
заседания учителей начальных классов
по теме
Анализ деятельности ШМО за прошлый учебный год.

Присутствовали:
Анурина Лилия Ивановна
Демидова Наталья Фёдоровна
Коршунова Ольга Викторовна
Левченко Ольга Валерьевна
Малыгина Любовь Васильевна
Глухих Татьяна Евгеньевна
Прохорова Ирина Васильевна
Чёрная Наталия Сергеевна
Повестка дня:
1. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2013- 2014 учебный год.
2. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2014-2015 учебный год.
3. Утверждение тем по самообразованию педагогов.
Утверждение рабочих программ, календарно-тематических планов по предметам, программ внеурочной деятельности.
4. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации.
5. План работы с одаренными детьми:
- Всероссийские викторины, конкурсы.
- «Русский медвежонок» - международный конкурс по русскому языку
- «Кенгуру» - международный конкурс по математике
- Региональные дистанционные конкурсы
Слушали:
По первому вопросу выступила руководитель МО 2014-2015 уч.г. Прохорова И.В., которая познакомила членов МО с анализом работы МО за 2014-2015 уч год.
По второму вопросу выступила руководитель МО Демидова Н.Ф., которая познакомила членов МО с планированием работы на 2015 – 2016 учебный год и целью: «Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов по вопросам реализации ФГОС».
Были названы задачи, поставленные на 2015 - 2016 учебный год:
Вести целенаправленную систематическую деятельность по освоению и внедрению современных образовательных технологий.
Оказывать научно-методическую помощь учителям начальной школы в апробации стандартов второго поколения.
Продолжать работу по выявлению «одарённых» учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся.
Оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем обучаемости.
Повышать уровень психолого-педагогической подготовки учителей путем самообразования, участие в семинарах, профессиональных конкурсах.
Изучать и внедрять достижения творчески работающих педагогов в практику работы других учителей.
Создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала
Заслушав и обсудив план работы на 2014 - 2015 учебный год, все члены методического объединения единогласно приняли предложенный план.
Решили: утвердить план работы методического объединения на 2015 - 2016 учебный год и организовать работу членов методического объединения на выполнение предложенных задач.
Слушали:
Третьим вопросом разбирали: методическую тему МО, согласованную с темой школы. Были проанализированы темы по самообразованию учителей начальных классов, намечена практическая работа – выход на МО по темам самообразования.
Завуч по УВР Малыгина Л.В. четко объяснила соответствие рабочих программ выданным памяткам, обратила внимание учителей на часто допускаемые ошибки при планировании.
Постановили:
Сдать программы на проверку руководителю МО и завучу по методической работе Вахриной Е.Е. в электронном и печатном вариантах.Продолжить работу по самообразованию всем учителям, подготовить материалы по темам самообразования, согласно плану работы МО.
Слушали:
По четвёртому вопросу выступила завуч по УВР Малыгина Л.В., которая познакомила членов МО с выработкой единства требований в обучении:
а) соблюдение и выполнение единого орфографического режима;
б) соблюдение норм оценок;
в) дозировка классной и домашней работы, дифференцированный подход к домашнему заданию.
Решили: учителям соблюдать и выполнять единый орфографический режим, нормы оценок, дозировать классную и домашнюю работу, дифференцированных подход к домашнему заданию.
Слушали:
По пятому вопросу выступила Демидова Н.Ф., которая познакомила членов МО с планированием предметных недель, открытых внеклассных мероприятий на 2015 - 2016 учебный год. Далее были рассмотрены вопросы участия одаренных учеников в олимпиадах, конкурсах разного уровня. Демидова Н.Ф. подробно рассказала учителям о проведении данных мероприятий в новом учебном году, о требованиях к подготовке учащихся.
Остальные вопросы касались подготовки к учебному процессу в школе.
Решили: утвердить график проведения предметных олимпиад, предметных недель. Учителям организовать работу в 2015-2016 учебном году параллельно с общешкольным планом и частным образом отражать цели и задачи школы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИТОГАМ работы методического объединения
Работать в соответствии с утвержденным планом работы МО, графиком предметных олимпиад, предметных недель.
Работать над самообразованием по заявленным темам.
Посетить уроки коллег с целью обмена опытом работы и наблюдения за эффективными приёмами организации урока.
Утвердить рабочие программы и календарно - тематические планы на 2015 – 2016 учебный год.
Руководитель МО ________________ / Демидова Н.Ф./
Протокол № 2 от 2 ноября 2015 г.
заседания учителей начальных классов
по теме
Использование технологии «портфолио» в образовательном процессе начальной школы. Оценка и самооценка «портфолио».
Присутствовали:
Анурина Лилия Ивановна
Демидова Наталья Фёдоровна
Коршунова Ольга Викторовна
Левченко Ольга Валерьевна
Малыгина Любовь Васильевна
Глухих Татьяна Евгеньевна
Прохорова Ирина Васильевна
Чёрная Наталия Сергеевна
Повестка дня:
1. Использование технологии «портфолио»в образовательном процессе начальной школы. Оценка и самооценка «портфолио».
2.Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации первоклассников.
3. Обсуждение участия в школьной и городской научно-исследовательской конференции школьников.
4.Участие в городском конкурсе «Учитель года».
5. Разное.
Слушали:
По первому вопросу слушали Прохорову И.В., Малыгину Л.В., Демидову Н.Ф., которые предложили вниманию учителей некоторые основные фрагменты содержания портфолио младшего школьника, критерии самооценки портфолио, которые необходимо применять в работе каждому педагогу. Далее все педагоги представили портфолио своих учащихся и портфолио класса.
Решили:
Продолжать активную работу над накоплением детского портфолио, проводить в классе работу над самооценкой и презентацией портфолио учащимися.

Слушали
По второму вопросу слушали учителя 1А класса Левченко О.В. и учителя 1Б Прохорову И.В. Они представили анализ психологической готовности первоклассников к обучению в школе и результаты адаптации первоклассников, составленные ими и школьным психологом.
Решили: принять к сведению информацию учителей первых классов.
Слушали:
По третьему вопросу слушали завуча по УВР Малыгину Л.В., которая рассказала учителям о порядке проведения научно-исследовательской конференции младших школьников.
Решили: принять участие в школьной и городской научно-исследовательской конференции младших школьников.
Слушали:
По четвёртому вопросу слушали предложения учителей о кандидатуре Коршуновой О.В. на участие в городском конкурсе «Учитель года».
Руководитель МО ________________ /Демидова Н.Ф./
Протокол № 3 от 25.12.2015 г.
заседания учителей начальных классов
по теме
Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов.
Присутствовали:
Анурина Лилия Ивановна
Демидова Наталья Фёдоровна
Коршунова Ольга Викторовна
Левченко Ольга Валерьевна
Малыгина Любовь Васильевна
Глухих Татьяна Евгеньевна
Прохорова Ирина Васильевна
Чёрная Наталия Сергеевна
Повестка дня:
Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов.
Участие в конкурсах «Русский медвежонок», «КИТ», «Гелиантус».
Участие в «Неделе математики». Итоги олимпиады по математике.
Анализ контрольных работ за I полугодие по русскому языку и математике. Итоги проверки техники чтения.
Участие в мероприятиях, посвящённых Новому году.
Слушали:
По первому вопросу слушали Малыгину Л. В. и Демидову Н. Ф. Они рассказали, что в стандартах нового   поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Применяя на своих уроках ИКТ прежде всего, заинтересовываем детей предметом, делаем его необычно интересным и разнообразным. Во-первых, уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно наглядность- это основной «конек» учителей начальной школы. На своих уроках применяют Интернет-ресурсы. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Активное использование на уроках информационных технологий позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Когда учитель выстраивает урок, опираясь на результаты поиска ученика, и сам ученик делится с другими детьми своими открытиями, достижениями. На разных этапах урока работа строится с опорой на информацию, вынесенную на экран. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Еще одна из форм использования ИКТ в целях саморазвития и самообразования – это участие в различных конкурсах. Продолжением урока является внеурочная деятельность учащихся, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение.
По второму вопросу слушали классных руководителей 1-4 классов. Они рассказали, какое количество учащихся приняли участие в конкурсах.
По третьему вопросу слушали Демидову Н. Ф. Она озвучила результаты II тура олимпиады по математики в рамках «Недели математики». Победителями стали следующие учащиеся:
2 класс
1 место - Уваров Денис, 2-а класс (Чёрная Н.С.)
2 место – Александров Кирилл, Шмаков Степан, 2-а класс (Чёрная Н.С.)
3 место – Анисимов Даниил, 2- а класс (Чёрная Н.С.)
3 класс
1 место – Потапов Никита, 3-б класс (Демидова Н.Ф.)
2 место – Алимов Артём, 3-б класс (Демидова Н.Ф.)
3 место – Ламзиков Игнат, 3-а класс (Глухих Т.Е.)
4 класс
1 место – Ткачёв Михаил, 4-б класс (Анурина Л.И.)
2 место – Гусаров Никита , 4-а класс (Малыгина Л.В.)
3 место – Павлова Диана, 4-б класс (Анурина Л.И.)
По четвёртому вопросу слушали Малыгину Л. В. Она объявила результаты контрольных работ и проверки техники чтения за I полугодие 2015 – 2016 учебного года и обратила внимание на задания, которые вызвали у учащихся наибольшие затруднения.
По пятому вопросу слушали Малыгину Л. Ф. и классных руководителей о времени проведения внеклассных мероприятий по празднованию Нового года.
Решили: принять к сведению данную информацию, активно использовать на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационные образовательные ресурсы, организовать участие детей в конкурсе «Олимпис», прорабатывать на уроках русского языка и математики задания, в которых дети допустили наибольшее количество ошибок.
Руководитель МО ________________ /Демидова Н.Ф./
Протокол № 4 от 26.02.2016 г.
заседания учителей начальных классов
по теме
Самооценка младших школьников
Присутствовали:
Анурина Лилия Ивановна
Демидова Наталья Фёдоровна
Коршунова Ольга Викторовна
Левченко Ольга Валерьевна
Малыгина Любовь Васильевна
Глухих Татьяна Евгеньевна
Прохорова Ирина Васильевна
Чёрная Наталия Сергеевна
Повестка дня:
1.Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте.
Самооценка младших школьников с разной успеваемостью.
Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости.
2. Выступление учителя Левченко О.В. по теме самообразования.
3. Участие в фестивале открытых уроков.
4. Участие в «Неделе русского языка». Итоги олимпиады и конкурса «Грамотей».
По первому вопросу слушали Малыгину Л. В. и Демидову Н. Ф. Они рассказали, что самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка  отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
У успешных учеников формируется высокая, часто завышенная самооценка, а у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.
Ребята, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить.
Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)
1й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно
было получить в результате?
2й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью
(кто помогал, в чем)?
Со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований, к этому алгоритму может быть добавлен новый шаг.
5й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих успехов и определения своей отметки в баллах.
6й шаг. Каков был уровень задачи-задания?
– Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.– В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)
– Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.)
7й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.
Таким образом, большое внимание уделяется развитию личности младших школьников, а именно: адекватной самооценке. С этой целью используются различные формы, методы, приемы организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся.
Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы”. Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.
По второму вопросу слушали Левченко О. В. по теме «Формирование действия целеполагания на уроках в начальной школе». Она рассказала, что формирование действия целеполагания нужно начинать с первого класса. Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель: «Я назову тему нашего урока (Тема урока обучения грамоте: «Наша Родина – Россия»), а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Объяснение темы самими детьми обеспечивает понимание темы урока, настраивает на определенные виды деятельности. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока на доске или в учебнике, и объяснять ее своими словами. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и чем точнее она сформулирована, тем яснее результат учебной деятельности урока. Первоначально цель урока также называет учитель, не забывая дать определение новому понятию:
- Цель – это то, что мы узнаем на уроке, чему научимся. Я назову цель урока, а вы скажете, что нового мы узнаем сегодня на уроке. Итак, цель урока: научиться находить новый звук в словах, читая слоги и слова с новой буквой. Что мы должны узнать на уроке?
Ответ на этот вопрос обеспечивает понимание цели урока. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является ее принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого важно ответить на вопросы: «Где и для чего могут пригодиться полученные сведения? или «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?» Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов организации принятия цели. Сформулировать цели и задачи детям помогут следующие опорные слова: узнать, выяснить, установить, определить, сравнить составить, сформулировать, объяснить, пронаблюдать, обобщить, сделать вывод, распределить, подготовить, потренироваться, проверить, оценить, обнаружить, исправить.По третьему вопросу слушали учителей начальной школы. Они подготовили информацию о впечатлениях  от посещённых уроков и  поделись своими  методическими наработками. Отметили, что в ходе недели были проведены все намеченные уроки. Неделя прошла организованно, на высоком методическом уровне, что способствовало развитию интереса учащихся к изучаемым предметам, повышению образовательного уровня, обучению учеников самостоятельности и творчеству. Приоритетными целями, реализуемыми на уроках, являются: формирование УУД; формирование  умения работать с текстом; воспитывать положительное отношение к людям, окружающему миру, научиться применять в жизни знания, полученные на уроках.

По четвёртому вопросу слушали Демидову Н. Ф. Она озвучила результаты II тура олимпиады по русскому языку в рамках «Недели русского языка». Победителями стали следующие учащиеся:
2 класс
1 место – Семёнова Екатерина,Ярёменко Анастасия 2-б класс (Коршунова О.В.)
2 место – Уваров Денис, 2-а класс (Чёрная Н.С.)
3 место – Кашенков Демьян, 2- б класс (Коршунова О.В.)
3 класс
1 место – Потапов Никита, 3-б класс (Демидова Н.Ф.)
2 место – Евлампиева Виктория, 3-а класс (Глухих Т.Е.)
3 место – Шулаев Никита, 3-б класс (Демидова Н.Ф.)
4 класс
1 место – Ахапкин Иван, 4-а класс (Малыгина Л.В.)
2 место – Осипов Иван, 4-б класс (Анурина Л.И.)
3 место – Клайкнехт Марьяна, 4-а класс (Малыгина Л.В.)
Решили: принять к сведению данную информацию, руководителю МО начальных классов организовать  методическую помощь учителям, у которых возникают проблемы в организации отдельных этапов урока, выразить благодарность всем учителям, принявшим активное участие в проведении фестивале открытых уроков.
Руководитель МО ________________ /Демидова Н.Ф./

Протокол № 5 от 21.03.2016 г.
заседания учителей начальных классов
по теме
Формирование познавательных и регулятивных УУД на уроках в начальной школе.
Присутствовали:
Анурина Лилия Ивановна
Демидова Наталья Фёдоровна
Коршунова Ольга Викторовна
Левченко Ольга Валерьевна
Малыгина Любовь Васильевна
Глухих Татьяна Евгеньевна
Прохорова Ирина Васильевна
Чёрная Наталия Сергеевна
Повестка дня:
1.Формирование познавательных и регулятивных УУД на уроках в начальной школе. Выступление учителей Ануриной Л.И., Малыгиной Л.В., Прохоровой И.В. по темам самообразования.
2. Участие в научно-исследовательской конференции школьников.
3. Участие в «Неделе окружающего мира». Итоги олимпиады. Утверждение контрольных работ по промежуточной аттестации.
По первому вопросу слушали Малыгину Л. В. по теме «Формирование познавательных УУД младших школьников», Прохорову И. В. по теме «Формирование регулятивных УУД (целеполагание и планирование) на уроках в начальной школе», Анурину Л. И. по теме «Использование технологии деятельностного обучения при реализации ФГОС». Они рассказали о том, что все виды УУД тесно взаимосвязаны и их формирование происходит на всех уроках. Учителя считаеют, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Очень важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между учащимися и учителем, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.
По второму вопросу заслушали мнения учителей начальной школы о проектах, представленных на школьной научно-исследовательской конференции.
По третьему вопросу слушали Демидову Н. Ф. Она озвучила результаты II тура олимпиады по окружающему миру в рамках «Недели окружающего мира». Победителями стали следующие учащиеся.
Далее были утверждены контрольные работы по промежуточной аттестации во 2-4 классах (по русскому языку и математике).
2 класс
1 место – Семёнова Екатерина 2-б класс (Коршунова О.В.)
2 место – Романенко Анна, Анисимова Дарья 2-б класс (Коршунова О.В.)
3 место – Анисимов Даниил, 2-а класс (Чёрная Н.С.)
3 класс
1 место – Фазилова Юлия, 3-б класс (Демидова Н.Ф.)
2 место – Бовина Варвара, 3-а класс (Глухих Т.Е.)
Неклюдов Илья, 3-б класс (Демидова Н.Ф.)
3 место – Савельева Карина, 3-а класс (Глухих Т.Е.)
4 класс
1 место – Дзись Любовь, 4-а класс (Малыгина Л.В.)
2 место – Ткачёв Михаил, 4-б класс (Анурина Л.И.)
3 место – Фоменко Олег, 4-а класс (Малыгина Л.В.)
Решили: принять к сведению информацию педагогов о приемах, помогающих формировать УУД, эффективно использовать их на уроках. Подать заявку на участие в городской научно-исследовательской конференции школьников обучающегося 4-б класса Ткачёва Михаила с проектом «Вода. Живая или мертвая».
Руководитель МО ________________ /Демидова Н.Ф./
Протокол № 6 от 30.05.2016 г.
заседания учителей начальных классов
по теме
Анализ работы начальной школы за 2015 – 2016 учебный год.

Присутствовали:
Анурина Лилия Ивановна
Демидова Наталья Фёдоровна
Коршунова Ольга Викторовна
Левченко Ольга Валерьевна
Малыгина Любовь Васильевна
Глухих Татьяна Евгеньевна
Прохорова Ирина Васильевна
Чёрная Наталия Сергеевна
Повестка дня:
1. Итоги успеваемости во I I полугодии. Анализ метапредметных работ за I I полугодие. Итоги промежуточной аттестации, техники чтения за I I полугодие.
2. Участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру».
3. Обеспечение УМК на новый учебный год.
4. Анализ работы начальной школы за 2015 – 2016 учебный год. Составление перспективного плана работы ШМО на 2016-2017 учебный год.
По первому вопросу слушали зам. директора по УВР Малыгину Л.В. Она познакомила педагогов с итогами метапредметных и контрольных работ, отметила те задания, которые вызывали наибольшие затруднения у обучающихся. Подробно были рассмотрены приёмы и методы, направленные на устранение данных пробелов в знаниях учащихся. Учителя 2-4 классов зачитали протоколы промежуточной аттестации учащихся (см. журнал контроля у Малыгиной Л. В.).
По второму вопросу слушали Демидову Н. Ф. Она озвучила результаты математического конкурса-игры «Кенгуру-2016». В начальной школе приняли участие 43 ученика. Во вторых классах первое место по школе занял Шмаков Степан (учитель Черная Н. С.), в третьих классах первое место в школе и в районе заняла Фазилова Юлия (учитель Демидова Н. Ф.), в четвёртых классах первое место в школе занял Левченко Павел (учитель Малыгина Л. В.). Так же она напомнила, что в конкурсе «Кит» первое место в районе среди учащихся третьих классов заняла Бовина Варвара (учитель Глухих Т. Е.)
По третьему вопросу слушали Малыгину Л. В. Она представила УМК «Перспектива», на который со следующего учебного года переходят учителя первых классов.
По четвёртому вопросу слушали Демидову Н. Ф. «Анализ работы начальной школы за 2015 – 2016 учебный год». Далее она ознакомила учителей с планом-проектом работы ШМО на 2016-2017 учебный год.
Решили: принять к сведению данную информацию, признать работу ШМО за прошедший год удовлетворительной, принять за основу проект плана работы ШМО на 2016-2017 учебный год.
Руководитель МО ________________ /Демидова Н.Ф./