Проектная деятельность: «Памятник Севастопольскому мальчику, герою Крымской войны» Севастополеведение


ГБОУ СОШ№45
3-В класс
Улица Ивана Голубца 1
+79787002717
Проект: «Памятник Севастопольскому мальчику, герою Крымской войны»
Создатели проекта- Лисохмара Александр
Канаков Александр
Лищинский Дмитрий
Дидур Максим
Работа с научно-публицестической литературой- Лисохмара Александр
Канаков Александр
Оформление работы- Лищинский Дмитрий
Подготовка иллюстраций- Дидур Максим
Учитель-консультант- Аннина Елена Владимировна
Севастополю немногим более двух веков, но имя его известно всему миру, он стал символом мужества и отваги. В переводе с греческого "Севастополь" означает город славы, "августейший", "величественный город", "город, достойный поклонения". Дважды за столетие Севастополь оправдал это гордое имя. Город легендарной судьбы расположен на холмах, у него своя слава, своя гордость, своя судьба, величию которой могут завидовать самые прославленные города мира.Слава Севастополя родилась в Крымской войне, когда защитники нашего города 349 дней отражали удары английских, французских и турецких войск. Этот город воспитал не мало героев, людей исключительной смелости и доблести. А если настанет то страшно время, когда забудутся все герои и их подвиги? Ведь с малых лет в севастопольских девчонках и мальчишках не должен угасать патриотизм и дух гордости за свой легендарный город. На равне со взрослыми многие ребята защищали Севастополь, совершили много подвигов. Страшно подумать, к чему может привести потеря патриотизма, любви к родной земле. Поэтому наш проект мы посвятили одному из литературных героев. Который совершил свой подвиг во времена Первой обороны Севастополя. Ведь он может послужить отличным примером духа и патриотизма многим Севастопольским ребятам.
Цель проекта: ознакомление ребят с героем Первой обороны Севастополя из повести Константина Михайловича Станюковича «Севастопольский мальчик» и увековечить память о подвиге юного севастопольского героя.
Задачи, поставленные для реализации проекта:
- расширить знания ребят о Первой обороне Севастополя;
- воспитывать любовь к художественной книге и научно-публицистической литературе;
-показать важную роль детей и подростков в военное время;
-воспитание любви и чувства патриотизма к родному городу и Родине.
I этап работы заключался в поддержке патриотического духа на уроках Севастополеведения. Нахождение нового и интересного материала, про известных русских писателей принимавших участие в Первой обороне Севастополя. Одним из таких писателей является Константин Михайлович Станюкович (1843-1903).[ Прилажение1.1.] Известный русский писатель, бытописатель русского военно-морского флота, классик русской "морской" прозы. К.М. Станюкович родился и вырос в Крыму, в Севастополе. Его отец командовал черноморской эскадрой. Станюковичу было одиннадцать лет, когда враги осадили Севастополь. Он был очевидцем Крымской войны, видел героизм русских солдат и матросов. Получил серебряную медаль за оборону Севастополя. Его повести и рассказы полны благоговейных упоминаний о героях.
На II этапе работы была проработана художественная и научно-публицистическая литература. За морские рассказы в 1896 году Санкт-Петербургский "Комитет грамотности" присудил Станюковичу золотую медаль имени Погосского. Он написал много детских рассказов посвящённых патриотическому воспитанию. Наше внимание привлекла повесть из времени Крымской войны «Севастопольский мальчик». [Прилажение 2.1.]
«Севастопольский мальчик» - история двенадцатилетнего матросского сына Маркушки Ткаченко. [Прилажение 2.2.] Мать Маркушки умерла от чахотки в самом начале Крымской войны. Отец, формарсовый фрегата «Константин», после затопления корабля сражавшийся на четвёртом севастопольском бастионе, погиб от осколочного ранения. Мальчика приютил старый яличник Степан Трофимович Бугай, взявший Маркушку к себе рулевым. Маркушка является главным героем книги, события севастопольской эпопеи читатель видит его глазами - глазами ребёнка.
На III этапе мы бы хотели показать важную роль детей и подростков в военное время. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10 – 14 лет они считали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. В историю обороны вошли имена юных героев. На 5-м бастионе матросу-артиллеристу Т.Пищенко несколько месяцев помогал 10-летний сын Николай. 14-летний К.Горбанев - на 4-м бастионе и многие другие. Так и наш Маркушка, совершил не мало подвигов в рассказе «Севастопольский мальчик». Нас не оставил равнодушным его подвиг на 4-м бастионе.
В это самое время четвертый бастион с особенной силой отбивался от новой французской батареи, громившей бастион.На людях Маркушка забыл страх. Он точно опьянел. Точно какая-то волна прилила к сердцу, и он бросился к сложенным пирамидкой ядрам и стал подавать их зарядчику. Вдруг около орудия упала бомба. Все прилегли. Маркушка внезапно вырвал горевшую трубку, бросил ее за банкет и подбежал к орудию, у которого подавал снаряды.
— Ай да мальчишка!— Молодца!— Ничего не боится…— И вовсе маленький! Эти восклицания матросов не заставили Маркушку возгордиться собой. Он был слишком возбужден воинственным настроением, полным чего-то злого и жестокого, напоминающего зверька, озлобленного на охотника, и, разумеется, и не думал, что свершил подвиг, рискуя жизнью. [Прилажение 3.1.]IV этап заключается в воспитание любви и чувства патриотизма к родному городу и Родине. Легендарная севастопольская земля по праву гордится своей историей. Хранят ее волны Черного моря, скалы на его берегах, улицы и площади, многочисленные памятники. Только на государственном учете состоит 2073. Севастополь один из немногих городов, в котором много памятников посвящённых патриотизму, героям войны и их подвигам. Но к сожалению при обработке научного материала, мы не нашли информации про памятник юным героям Первой обороны Севастополя. Нам захотелось сделать проект памятника, который бы рассказывал о юном защитнике Севастополя, о котором нам в своём произведении «Севастопольский мальчик» поведал К.М.Станюкович. Сопоставив факты биографии автора и прочитав повесть, мы можем предположить, что К.М. Станюкович в этой повести описывает себя и своё детство. Вашему вниманию мы представляем эскиз памятника юному герою Первой обороны Севастополя. [Прилажение 4.1.] Мы решили, что на памятнике должна быть изображена лавровая ветвь – как символ мирского признания заслуг и героизма; бескозырка – как символ принадлежности к Черноморскому флоту и пушечное ядро, рассказывающее о подвиге Севастопольского мальчика во время Крымской войны. Нам кажется, что самым подходящим местом для этого памятника будет Малахов курган, ведь именно там юный севастополец Маркуша совершил свой подвиг.
В заключении мы бы хотели сказать, что возможно благодаря нашему проекту в курс Севастополеведения или во внеклассное чтение войдёт литературное произведение К.М.Станюковича «Севастопольский мальчик». Ведь с малых лет в севастопольских девчонках и мальчишках не должен угасать патриотизм! На Малахов курган приезжает много людей с других городов и стран. Мы надеемся, что этот памятник займёт достойное место среди множества других памятников Крымской войны. И к нему обязательно будут приходить дети и взрослые, что бы отдать дань памяти и уважения простому севастопольскому мальчишке, юному герою Крымской войны.
Прилажение1.1.

Прилажение 2.1.

Прилажение 2.2.

Прилажение 3.1.

Прилажение 4.1.