План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Экскурсия по родному городу Отрадный».


План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
Тема: «Экскурсия по родному городу Отрадный».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
Расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях; продолжать формировать интерес к малой Родине; закреплять умение считать в пределах 10, соотнося количество с цифрой; развивать умение выделять разнообразные свойства предметов (цвет, форма); воспитывать любовь к природе; развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, мелкую моторику рук («Познавательное развитие»).
Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (парке); закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в автобусе («Социально-коммуникативное развитие»).
Продолжать развивать речь как средство общения; совершенствовать умение детей решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять; обогащать речь детей обобщающими словами (мебель, посуда, одежда, обувь, фрукты, овощи); упражнять в подборе слов-признаков к предметам; совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными (1 ваза, 2 цыпленка, 3 стула и т.д); продолжать формировать умение детей отвечать полным предложением, активизируя в речи имена существительные, прилагательные и глаголы; ввести в активный словарь слова: торговый центр, покупатель, продавец, обувной магазин, мебельный магазин («Речевое развитие»).
Методы и приемы:
- словесный (игровые задания «Найди свое место», «Подбери слова-признаки к предметам», «Четвертый лишний», «Разложи овощи и фрукты», «Правила поведения в парке», «Правила безопасного поведения в автобусе», беседа);
- наглядный (показ слайдов на экране);
- практический (задание «Сосчитай и построй», физминутка).
Материал и оборудование:
мультимедийная презентация, экран, проектор, ноутбук; «билеты» с изображением различного количества предметов (от 1 до 10); конверт с карточками, на которых изображены фигурки из счетных палочек; игрушки (10 штук); счетные палочки; конструкция из столов и стульев (автобус), сзади прикреплены номера мест; грамоты.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами
Познавательно-исследовательская Экскурсии (виртуальные), решение проблемных ситуаций
Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы
Конструирование Конструктивные игры
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент.
Ребята, я предлагаю отправиться на экскурсию по нашему городу Отрадному. А на каком транспорте мы поедем, решать вам.
На слайде появляются картинки транспорта: трамвай, такси, автобус, метро. Предлагает выбрать тот вид транспорта, на котором мы сможем путешествовать все месте по нашему городу. Дети обосновывают свой выбор (автобус) и объясняют, почему другие не подойдут (в такси не поместимся, а метро и трамвая в нашем городе нет). Дети умеют решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
2. Правильно, мы поедем на автобусе. А теперь давайте угадаем его номер.
- Цифра в номере автобуса обозначает число, стоящее после цифры 2 и перед цифрой 4.
Ребята, подумайте, а где можно встретить эту цифру? Отгадывают номер автобуса: №3.
Отвечают на вопрос: в тетрадях, на часах, номерки на кроватях, в сказке «Три поросенка» и т.д. У детей развивается логическое мышление и воображение.
3. Приглашает пройти к автобусу (конструкция из стульев). Подходят к «автобусу».
4. Задание «Найди свое место». Раздает «билеты»: карточки с изображением определенного количества предметов (например, 1 ваза, 2 цыпленка, 3 стула и т.д). Предлагает сосчитать их количество и найти свое место. На каждом стуле сзади прикреплена карточка с цифрой, обозначающей номер места. Предлагает детям занять свои места, проходит по автобусу и проверяет, все ли дети правильно выполнили задание. Берут билеты, считают количество предметов, изображенных на картинке, и занимают свои места, соотнося количество предметов с номерами мест. Дети умеют согласовывать существительные с числительными и соотносить количество с цифрой.
5. Хвалит детей: Молодцы, ребята! Вы все очень быстро и правильно нашли свои места, и мы немедленно отправляемся в путь! А кто из вас знает правила безопасного поведения в автобусе? (Задание «Правила безопасного поведения в автобусе»). Дети перечисляют правила безопасного поведения в автобусе (не толкаться, не запрыгивать на ходу, не мешать другим людям, держаться рукой за поручень или за специальные подвески, нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, она может случайно открыться, не отвлекать водителя во время движения, входить и выходить из автобуса разрешено после полной остановки, нельзя высовываться в окна во время его движения, а также выбрасывать мусор и другие предметы). Дети знают правила безопасного поведения в автобусе.
6. Первая остановка «Дом игрушек».
Игра «Подбери слова-признаки к предметам».
Каждый из вас может купить только ту игрушку, которую сможет описать, подобрав три слова-признака (например, мячик – круглый, резиновый, желтый…).
Воспитатель выступает в роли продавца, слушает описания игрушек, раздает игрушки, после этого приглашает пройти в автобус.
Ребята, теперь мы отправимся в путешествие вместе с замечательными игрушками. Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором стоят разные игрушки. Каждый ребенок подбирает по 3 слова-определения какой-либо игрушке, после этого «продавец» вручает игрушки и с игрушками в руках дети отправляются к автобусу. Дети умеют подбирать слова-признаки к предметам.
7. На пути к автобусу замечают, что дорога завалена ветками (счетные палочки), подходят к ним и обнаруживают конверт, внутри которого находится задание «Сосчитай и построй».
- Ой, смотрите, здесь какой-то конверт! Здесь внутри задание, давайте пройдем к столам и выполним его.
Все проходят к столу и встают вокруг него. Воспитатель поочередно показывает карточки с изображением различных фигурок из счетных палочек:
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания и помогает, если кто-то затрудняется. Дети рассматривают каждую картинку, считают, сколько палочек потребуется, чтобы составить такую же фигуру. Затем рисунок убирается, дети по памяти с помощью счетных палочек по-очереди воспроизводят фигуры. Дети умеют по памяти воспроизводить изображение различных фигур.
8. Благодаря вашему старанию и тому, что вы так быстро и правильно разгребли этот завал, мы можем двинуться дальше. Садитесь на свои места, и мы поедем дальше.
Посмотрите, пожалуйста, за окно и скажите, мимо каких зданий нашего города мы будем проезжать. На слайде появляются по три изображения зданий, например: Кремль, ДК «Россия», Зимний дворец. Вы должны будете назвать те здания, которые есть в нашем городе. Рассаживаются на свои места.
Рассматривают изображения зданий и достопримечательностей на экране и называют те, которые есть в нашем городе (ДК «Россия», стадион «Нефтяник», памятник Самолет МИГ в парке). Дети знают здания и достопримеча-тельности родного города.
9. Вторая остановка – «Торговый центр». А кто знает, что это такое? Выслушивает ответы детей. А сейчас я предлагаю пройти и сделать покупки.
Игра «Четвертый лишний». На слайде появляются изображения предметов одной группы (мебель, посуда, обувь, одежда). К каждой группе добавлено по одному предмету из другой группы. Предлагает найти лишний и назвать магазин, в котором продаются предметы, принадлежащие одной группе. Высказывают свои предположения, что такое «Торговый центр» (это сеть различных магазинов, в которых продаются: мебель, посуда, обувь, одежда, овощи, фрукты, то есть все, что надо).
Находят лишний предмет на слайде, например: диван, кресло, кровать, тапки. Объясняют свой ответ, называют магазин, в котором продаются предметы, принадлежащие одной группе (мебельный магазин). У детей введены в активный словарь слова: торговый центр, покупатель, продавец, обувной магазин, мебельный магазин.
Дети умеют группировать предметы по характерным признакам.
10. Правильно! И теперь, благодаря вам, все, кто придут в торговый центр за покупками, сразу догадается в какой магазин ему нужно зайти. Ой, смотрите, здесь еще какой-то магазин, давайте зайдем в него. Какой же здесь беспорядок, все фрукты и овощи перемешались! Давайте поможем продавцу разложить овощи на полки слева, а фрукты – справа.
Задание «Разложим овощи и фрукты».
На слайде в куче изображены овощи и фрукты, предлагает детям называть их и соотносить к одной из групп (груша-фрукт, огурец-овощ, помидора-овощ и т.д.). При нажатии овощи будут располагаться слева на слайде, а фрукты справа.
Вот теперь порядок, а теперь внимательно посмотрите и ответьте на следующие вопросы:
- Сколько фруктов?
- Сколько овощей?
- Сколько овощей и фруктов желтого, красного, зеленого цветов?
- Сколько фруктов и овощей овальной и круглой формы? Дети поочереди называют фрукты и овощи, которые появляются на слайде.
После этого отвечают на вопросы воспитателя. Дети знают овощи и фрукты и умеют подбирать обобщающие слова.
Дети знают геометрические фигуры и цвета.
11. Ну что же, торговый центр скоро закрывается, мы с вами помогли продавцам разобраться с беспорядком и теперь все покупатели будут вам благодарны! И теперь мы смело можем отправиться дальше! Занимаем свои места и поехали!
Ребята посмотрите на фотографии, как вы думаете, куда мы с вами приехали? На слайде фотографии сквера нашего города.
Правильно, это сквер. Выходим из автобуса и идем тихонько, чтобы не спугнуть птичек с веток. А давайте их изобразим. Проходят в автобус.
Смотрят на слайд, где изображены фотографии сквера.
Дети имеют представление о родном городе.
12. Физминутка.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем: крылья сложили назад. Выполняют действия соответственно тексту физминутки. Дети умеют выполнять движения в соответствии с текстом.
13. Ребята, а кто знает правила поведения в парке, в городе?
На слайде появляются картинки, на которых изображены дети, нарушающие правила. Предлагает ребятам посмотреть их и назвать верные правила.
Правильно! Вы много знаете о том, что нельзя делать в парке! А зачем это нужно знать?
Дети смотрят на экран и перечисляют правила поведения в парке (не кидать мусор, не шуметь, не рвать цветы с клумбы и т.д.).
Отвечают на вопрос, например, эти правила надо знать для того, чтобы их выполнять, когда находишься в парке, и рассказать их тем, кто нарушает или не знает. У детей сформированы навыки культуры поведения в парке.
14. Ну какие же вы молодцы! А сейчас нам пора отправляться в детский сад. Садимся в автобус и в путь!
Рефлексия:
- Ну что, вам понравилось наше путешествие?
- Давайте вспомним, где мы сегодня были?
- Когда мы приедем в садик, что вы расскажете нашей няне?
- Я предлагаю по возвращению в группу нарисовать рисунки о нашем путешествии и создать альбом «Экскурсия по городу».
- Так как вам очень понравилось путешествие, то я хочу предложить вам в следующий раз еще отправиться на экскурсию, потому что еще очень много интересных мест в городе, где мы сегодня не были. А вот и наш родной детский сад!
Вручение грамот детям (прилагается). Отвечают на вопросы полным и развернутым ответом. Дети могут отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свои высказывания.