МАСТЕР-КЛАСС для педагогов дополнительного образования по изобразительному искусству на тему Пасхальный натюрморт


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
«ТВОРЧЕСТВО»
ОТДЕЛ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
МАСТЕР-КЛАСС
для педагогов дополнительного образования детей
отдела комплексного развивающего обучения
ТЕМА “Пасхальный натюрморт”
Педагог дополнительного образования:
ЛАПЕНКО Надежда Васильевна
г. Владикавказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ «ТВОРЧЕСТВО»
ОТДЕЛ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ОТЗЫВ
на занятие
Педагог: ЛАПЕНКО Надежда Васильевна
Возраст детей: 5-7 лет
Количество учащихся по плану: 12 чел.
Количество учащихся на занятии: 10 чел.
Дата проведения занятия: _________ г., в _____ час.
Место проведения: класс.
Тема занятия “Пасхальный натюрморт”
(По программе: “Первые шаги в творчество”)Педагогический анализ занятия
Занятие, проведенное Н. В. Лапенко, построено на сравнительных аналогиях (сходстве) простейших геометрических фигур, - треугольник, прямоугольник, овал и круг, - с некоторыми основными деталями Пасхального натюрморта - куличом, яйцом, творожной пасхой, блюдом.Активность детей достигнута интересным рассказом педагога о двух-тысяч летней истории христианского праздника Воскресения Христова - Пасхе и Пасхальной седмице, а также, красочными наглядными пособиями, рисунками, натюрмортами с изображением атрибутов праздника: пасхальных раскрашенных яиц, кулича, пасхи, икон Воскресения Иисуса Христа, жен мироносиц и т.д.. Дети увлеченно рисуют, фантазируют в своих рисунках, изображая пасхальные куличи, раскрашивая яйца, скатерти, цветы и свечи, составляющие композицию пасхального натюрморта.
Занятие проведено с выдержанным педагогическим мастерством, внимательным отношением к вопросам детей, с умением видеть и находить в каждой детской работе положительные моменты. Чуткость и похвала детям за их старание и успехи – вызывает у детей ответное чувство радости и желание еще больше сил и времени отдавать художественному творчеству. Положительным моментом занятия является глубокий нравственный аспект, раскрытый в рассказе педагога о подвиге богочеловека – Иисуса Христа, - во имя любви к своему народу принявшего страдания и смерть и явившему чудо воскресения из мертвых, которым вселил ему (народу) надежду на прощение жизненных ошибок (грехов) и веру в жизнь вечную...
Предложения и рекомендации:
Рекомендовать педагогу организовать выставку детских работ на тему “Пасхальный натюрморт”, в последующих занятиях в качестве наглядных пособий использовать также натуральные предметы - раскрашенные пасхальные яйца, куличи, свечи, блюда, творожную пасху, что будет еще более способствовать приобщению детей к величию и красоте данного праздника.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: “Пасхальный натюрморт”
Цель: Дать представление о том, что все вещи, которые окружают человека, могут стать предметами натюрморта. Рассказать о празднике Пасхи.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах.
Развивающие:
Научить составлять композицию по собственному замыслу (праздничный, с фруктами и овощами, с посудой, тканями и т.д., с символами Праздника пасхи - куличом и яйцом).
Воспитательные:
Воспитывать у ребят любовь и уважение к вероисповеданиям, чувствам и традициям старших поколений, желание передать светлую радость и красоту Праздника Пасхи в рисунке; воспитывать эстетические чувства.
Оборудование для учителя:
Зрительный ряд: рисунки и репродукции с изображением натюрмортов, композиций и икон на Пасхальную тему.
Литературный ряд: художественное слово, беседа на тему Праздника и его символов.
Структура занятия:
Организационный момент.
Объяснение новой темы.
Практическая работа.
Просмотр и оценка работ.
Уборка рабочих мест.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент (сообщение целей занятия):
Ребята! Сели красиво, в классе тишина.
Вы знаете, что художники изображают то, что нас окружает. Сегодня мы с вами поговорим о жанре натюрморта в изобразительном искусстве.
Работа над новой темой: (вступительная беседа).
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с картинами- натюрмортами. Натюрморт - мир вещей. Это французское слово означает “неживая природа”. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи - предметы быта. Это могут быть книги, цветы, фрукты, посуда, красивые ткани. Когда художники рисуют натюрморт, они в своих картинах стараются передать всю красоту окружающих нас вещей, их самоценность. Предлагают полюбоваться их формой, цветом, увидеть их фактуру и качество. Например: яблоки - круглые, гладкие, блестящие, спелые и румяные, ваза - хрустальная.
Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, иногда перестаем их даже замечать. Но художник пытливым, зорким взглядом может увидеть в самом простом, обычном предмете необычное, прекрасное! То, на что мы смотрим порой равнодушно, на картине удивляет и радует. Ведь художник не просто копирует предметы, а старается с их помощью передать свое отношение к миру, свое настроение. И нам становится ясно, что в неживой природе таится жизнь.
- Прежде чем мастер берет в руки кисть, он обдумывает свой натюрморт. Он отбирает вещи “составляет” натюрморт - создает композицию, где все предметы находятся в гармоничном равновесии.
Сегодня мы с вами будем работать над композицией, которая называется “Пасхальный натюрморт”. Как вы уже догадались, эта тема связана с Праздником Пасхи - праздником Светлого Христова Воскресения, главного события года для православных христиан. “Праздников праздник и торжество из торжеств”, как ее называют - Пасха празднуется на протяжении семи дней подряд, всю недели со дня воскресения Иисуса Христа. Поэтому эта неделя называется Светлой Пасхальной Седмицей.
На праздничном пасхальном столе присутствуют традиционные блюда, которые несут в себе глубоко символическое содержание. Традиционно, после окончания пасхального богослужения, верующие прекращают пост кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовленной обычно из творога). Для приготовления пасхи используют специальную пасочницу из дерева в форме пирамиды. Куличи выпекают в высоких формах из толстой жести. Крашенные яйца называются “крашенками”, а расписанные - “писанками”. Обычай расписывать яйца очень популярен на Украине, в Белоруссии, а также в Чехии, Словакии и Польше. Расписывание пасхального яйца - это самое настоящее искусство. Художники миниатюристы способны изобразить на выпуклой поверхности храмы и монастыри, фантастические цветы, лики святых и ангелов. Целесообразнее всего красить яйца с использованием естественных красителей. Наиболее простой и дешевый способ - окраска яиц в отваре луковой шелухи.
Приготовленные пасхальные угощения стоят обычно на столе всю Светлую неделю после Пасхи.
Обычай обмениваться крашеными яйцами появился еще в 1-м веке от Рождества Христова. Символическое значение яйца как начала новой жизни было известно и ранее. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиберию с проповедью веры, то подарила ему простое куриное яйцо. Тиберий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул “Как может кто-то воскреснуть из мертвых?, Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным!” Тут же, на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.
Ребята, а теперь придумайте какие предметы будут нарисованы в ваших натюрмортах, как они будут расположены на листе бумаги, каким будет фон, скатерть на столе. Вы наверное поняли, что главными символами Пасхального натюрморта, конечно же являются: кулич, крашенные яйца и творожная пасха. Можно нарисовать горящую свечу, вставленную в кулич. Вы уже знаете, что изображение каждого из предметов натюрморта можно начать наброском простейших геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, овала (эллипса).
Дети выполняют задание.
Итог занятия:
Наше занятие подошло к концу. У ребят получились красочные и интересные по композиции пасхальные натюрморты. Дети почувствовали сопричастность светлому, радостному и торжественному празднику - Пасхе Христовой.
Проводится выставка и анализ детских работ.

* * *