Методическая разработка по изобразительному искусству для педагогов дополнительного образования на тему “Чудесный подводный мир. Разные формы работы”


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
«ТВОРЧЕСТВО»
ОТДЕЛ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по изобразительному искусству
для педагогов дополнительного образования
ТЕМА “Чудесный подводный мир.
Разные формы работы”
Педагог дополнительного образования:
ЛАПЕНКО Надежда Васильевна
г. Владикавказ
Открытое занятие
Педагог: Лапенко Надежда Васильевна
Возраст детей: 7 лет
Количество учащихся по плану: 12 человек
Количество учащихся на занятии: 12 человек
Дата проведения занятия: «___» ______20___г., в час.
Место проведения: _____ _______ Класс
Тема занятия: «Чудесный подводный мир. Разные формы работы»
Цель: Дать детям представление о разнообразии растительного и животного мира под водой.
Создание образов различных рыб.
Знакомство с различными материалами и приемами работы с
ними.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с подводными обитателями,
рассказать о некоторых видах рыб, об их отличительных особенностях.
Научить пользоваться геометрическими фигурами, различными формами и линиями в создании образов рыб.
Воспитательные: Воспитание чувства любви и бережного отношения к живой природе, желание передать ее красоту в рисунке.
Вызывать положительное настроение.
Развивающие:Учить детей выполнять рисунки в смешанной технике, используя различные материалы, дополнить графическое, цветовое изображение аппликативным.
Развивать воображение, творческие способности, эстетическое восприятие, образное и логическое мышление, мелкую моторику мышц руки, чувство ритма, чувство цвета, интерес к изобразительному искусству.
Оборудование:Мольберт (или доска) для наглядных пособий, место для выставки детской коллективной работы, компьютер, экран, проектор.
Для учителя: Зрительный ряд – рисунки с изображением рыб и среды их обитания.
Литературный ряд – загадки и рассказ на заданную тему.
Для учащихся: Бумага для работы с акварелью, простыекарандаши, кисти, краски, стаканчики с водой, цветная бумага, клей, салфетки для рук.
Структура занятия: Организационная часть
Объяснение новой темы
Практическая работа
Просмотр и оценка работ
Уборка рабочих мест.
Ход занятия
1. Организационный момент (сообщение целей занятия)
- Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня вас ждёт необычное занятие. Занятие в волшебной стране изобразительного искусства!
Искусство – это форма познания мира и отражение его в художественных образах. Художественный образ – это форма выражения мыслей, чувств и подсознания художника. Важными в искусстве являются понятие «художник», «творчество» «произведения искусства».
Роль художника в искусстве огромна. Слово «художник» имеет два значения. В более узком смысле имеется в виду мастер, работающий в области пластических искусств. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину. В широком смысле художник – это творческая личность, мастер своего дела, это человек (поэт, музыкант, архитектор, режиссер), который творит искусство.В любой области искусства художник создает произведение искусства через творчество. Творчество – это деятельность по законам красоты. Художник изображает мир и таким, каким мы его видим, и таким, каким видит его только он, один единственный художник, хотя художников много.
Работают они с помощью разных изобразительных техник, и потому мастеров изобразительного искусства различают и называют по-разному. Кистями и красками работают живописцы; карандашами обычными и необычными работают графики; а скульпторы делают изображение в глине, пластилине, камне, дереве, металле.
«Изображения» художники создавали многие тысячелетия назад, создают их и сегодня. Во все века существования человека, во всех странах мира было и есть изобразительное искусство.
Человек по натуре своей – художник. Он всюду так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту.
Максим Горький
2. Работа над новой темой (вступительная беседа):
- Ребята, отгадайте загадку:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
Сегодня, ребята, мы с вами будем создавать чудесный подводный мир. Ведь море – это так красиво, а рисовать и украшать его морских обитателей – это так интересно.
Море прекрасное и огромное. Оно восхищает и удивляет. Оно живое. Там, под водой, в глубине, плывут по своим морским делам и благородный дельфин, и хищница – акула, и нарядные озорные рыбки, и необыкновенный морской конек, и похожий на инопланетянина осьминог... В подводном лесу растут не кусты и деревья, а водоросли. Они разноцветные и гибкие, извивающиеся в воде, будто танцуют. Бывают водоросли, похожие на листы, веточки, волнистые ленты. А на самом дне морей, на глубине до 10 км. Можно увидеть морские звезды и красивые мраморные раковины, в которых рождаются жемчужины.
- Отгадаем еще одну загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток (Рыбы)
- Чем покрыто тело рыб? Почему одежда из монеток? (Ответы детей)
- У птиц тело покрыто перьями, у зверей - шерстью, а что видим на теле рыбки?
- Рыбы живут в реках, озерах, морях, океанах.
- Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста)
- Ребята, обратите внимание на изображение рыб, здесь на доске. Рассмотрите их внимательно. У всех есть глаза, чешуя, плавники и хвост. Эти рыбки одинаковые или разные? (Ответы детей)
- Чем они отличаются друг от друга?
- Формой, размером, окраской.
-Теперь, пожалуйста, посмотрим на этот рисунок. Кого вы здесь видите? (Морского конька).
- Это необычного вида рыбка с наклоненной к животу головой и хвостом без плавника, которым она может цепляться к морской растительности. И не подумаешь что морской конек – рыба. Чешуи нет, вместо неё костяные пластики, хвостик цепкий, закрученный в спираль. Голова, как у сказочного конька - Горбунка. И плавников нет. Только один спиной, похожий на веер. Помахивает морской конек плавничком – веером и плывет вперед, животом волны рассекает.
Не хуже осьминога эта удивительная рыбка. Может перекрашиваться. Например, был морской конек золотистого цвета, а попал в зеленые водоросли – сразу позеленел. Какая вокруг декорация такого цвета и тело у него.
3. Практическая работа.
Ну что ж, ребята, мы с вами узнали много нового. А не пора ли нам преступить к рисованию?
Сейчас мы с вами будем рисовать и украшать фигурки замечательных рыбок. У вас на столе лежат белые конверты, откройте их. Интересно, кому какая рыбка досталась. Все они разной формы, у каждой рыбки может быть красочный наряд. Для того чтобы нарисовать его вам потребуются простой карандаш, краски, кисточки, и конечно же, ваша фантазия. У вас все получится! Карандашом можно нарисовать глаза, линии обозначающие плавники и хвост.
Используйте яркие и светлые краски, по разному, сочетая цвета друг с другом, вам легко будет сделать рыбку нарядной и красивой (дети выполняют задание). Каждый художник, прежде чем взять в руки кисть готовим свое рабочее место так, чтобы было удобно заниматься творчеством.
Краски и стаканчик с водой должны быть ближе к той руке, которой вы рисуете. Кисточку нужно хорошо промывать в воде, прежде чем брать новый цвет, чтобы краски оставались такими же чистыми и яркими. У вас на столе лежат салфетки, они нужны, чтобы вытереть руки, высушить кисточки, в завершении работы.
- Ребята, какие замечательные цветные рыбки у вас получились! Самые красивые!
Только им не хватает украшений – забавных пятнышек, полосок, линий. Пока краска на рыбках подсохнет, мы с вами придумаем украшения. Это задание мы будем выполнять с помощью материала, который нравится художникам и детям – это аппликация (показываю ребятам наглядный пример). Она выполняется из цветной бумаги, в ее основе пятна, силуэты разнообразных цветов, которые вырезаны и соединены вместе, выразительно расположены на плоскости и аккуратно приклеены. Аппликация смотрится ярко, выразительно, радует цветовыми сочетаниями.
- Ребята, сейчас, используя цветную бумагу, клей, мы можем сделать украшения нашим рыбкам (дети выполняют задание).
Используя вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры – это разные по форме и цвету полоски, кружочки - составьте узор и приклейте эти украшения на тело рыбки.
Теперь наши рыбки готовы. Вы замечательно их придумали. Мне кажется, что они хотят подружиться, давайте соберем их всех вместе в подводном мире, в нашем аквариуме (дети наклеивают работы на стенд). У нас получилась коллективная работа.
Ребята, вам понравилось наше занятие? Мне с вами очень интересно, вы увлечено рисовали и фантазировали, и все прекрасно справились с заданием.
Мы старались рисовать
Мы старались рисовать.
Трудно было не устать.
Мы немножко отдохнем,
Рисовать опять начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
***