Статья Система оценивания результатов обучения в условиях перехода на новые образовательные стандарты


Выступление на педсовете «Система оценивания результатов обучения в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется и система оценивания. Система оценивания должна рассматриваться как средство повышения эффективности преподавания и учения, качества образования.
Мы, преподаватели, столкнулись сразу с несколькими проблемами по этому вопросу:
1. Отсутствие чётко разработанной системы оценивания по РЯ в условиях перехода на новые стандарты.
2. Огромное количество информации, предложений, примеров из опыта работы, разные точки зрения.
3. Огромные затраты времени учителем на обработку, оформление диагностических материалов (на класс, параллель, отдельного ученика).
4. Кому это нужно? Кто это будет проверять, контролировать?
Оценка бывает внутренней и внешней. Так и было раньше. Но если раньше внутреннею оценку ставили только учителя, то теперь оценочной деятельностью будут заниматься совместно ученик, родитель и учитель.
А что мы оцениваем? Мы оцениваем результаты! А что понимается под образовательными результатами в ФГОС? Образовательный результат – это развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий (личностных, метапредметных) и предметных результатов.
Теперь при переходе на ФГОС надо еще и оценить универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) – поэтому и появляются новые требования к системе оценки.
Предлагается три вида системы оценивания, которые мы и используем – стартовая диагностика (входные КР), текущее оценивание (устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, доклад, изложение, творческая работа), итоговое оценивание. Образовательная система ФГОС предлагает учителям, родителям диагностические материалы, позволяющие выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребёнка, как идёт его личностное развитие.
Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Для оценивания предметных результатов предлагается использовать кроме классного журнала, использовать таблицы предметных результатов которая помещается в дневник, в «Портфолио учащегося». Обязательная часть заполняется учителем: стартовая диагностика, текущие оценки, итоговая диагностика. Дополнение к таблице предметных результатов является лист успешности учащегося по каждому предмету.

Для оценки регулятивных, познавательных, коммуникативных умений в рабочем журнале учителя и журнале оценивания УУД устанавливаются следующие уровни:
Уровень достижений Условные сокращения
Высокий
Повышенный
Базовый
Пониженный
Низкий В
ПвБ
ПнН
Итоговая оценка теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за годы обучения в школе, на каждой ступени обучения.
Поэтому при выставлении итоговых оценок мы, например, учитываем результаты не только учебной деятельности, но и ДКР, олимпиад, конкурсов различного уровня, участие в НПК, проектной деятельности, внеклассных мероприятиях по предмету.
В практике работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку.Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в дневник планируемых результатов и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Для учителя инструментом фиксации результатов оценивания является два журнала: обычный классный и рабочий журнал учителя.
Начав эту форму деятельности, мы постарались ответить на следующие вопросы:
1. Что оцениваем?Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика - это освоение действий по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников. 2. Кто оценивает?Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по заданному алгоритму самооценки и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.После уроков за письменно выполненные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, выполнив дополнительные задания по данному учебному разделу.3. Сколько ставить отметок?По числу решённых задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.4. Где накапливать оценки и отметки?В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в портфолио достижений.Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. В них выставляются отметки (баллы) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц: предметных, метапредметных и личностных результатов. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.Отметки заносятся в таблицы результатов: Обязательно (минимум): за метапредметные и личностные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).По желанию и возможностям учителя (максимум): за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения. Портфолио достижений – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.Пополнять портфолио и оценивать его материалы должен, прежде всего, ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть и по собственному желанию, а в остальном - обучает ученика порядку заполнения портфолио основным набором материалов и их оцениванию по выбранной качественной шкале.5. Когда ставить отметки?Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы - обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает действиями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел действиями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право улучшить ее.6. По каким критериям оценивать?К примеру, по признакам трёх уровней успешности.Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).Максимальный уровень - решение не изучавшегося в классе, для чего потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.