Статья по теме Новые стандарты в образовании

Халтурина Елена Аркадьевна, методист центра «Новая школа», старший преподаватель кафедры развития образования ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»

Особенности формирования нравственности как основы курса «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях реализации стандартов второго поколения.

Мир меняется стремительно, и ответом государственной системы образования на трансформацию социального заказа является формирование принципиально новых образовательных стандартов. При этом концептуальные отличия т.н. стандартов второго поколения от предыдущих во многом влияют на систему преподавания школьных предметов, в частности, курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Прежде всего, новые стандарты предполагают изменение критериев оценивания эффективности работы образовательной системы. Согласно «Концепции нравственного развития и воспитания личности гражданина России», основной показатель успешности деятельности педагогов – не объем знаний, накопленный учеником. Теперь это - нравственность, причем сформированная не просто на уровне хороших привычек, «можно – нельзя», а на высшем уровне – подсознательном. Достичь этого невероятно сложно как на уроках ОРКСЭ, так и в процессе преподавания других предметов.
Дело в том, что, во-первых, отследить изменение духовного развития в сторону уменьшения или увеличения практически невозможно, процесс формирования нравственности отсрочен во времени. При этом механизмов оценивания новые стандарты не предлагают.
Кроме того, нужно сказать и об изменении системы ценностей у современных детей – точнее, об отсутствии таковой. Система ценностей взрослого населения была разрушена с распадом советского государства, и новая пока лишь на стадии формирования. Те же, кому сейчас по 10-12 лет, формируются в условиях так называемого «дикого рынка», который не имеет идеалов просто по определению. Рынок – это сфера интересов потребителя и производителя, пространство потребностей и их удовлетворения. А курс ОРКСЭ утверждает единую систему национальных ценностей, заложенную в «Концепции нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: значимость семьи, поликультурность, гражданственность. Когда мы разбираем темы, связанные с проявлением патриотизма, самопожертвования – например, говорим о нравственном подвиге российского народа в создании ополчения и изгнании врага – дети не воспринимают информацию с точки зрения нравственности. Лет пять – семь назад при обсуждении этой темы школьники задавали вопросы, свидетельствующие о проявлении эмпатии; теперь звучат вопросы из сферы товарно-денежных отношений: как узнать свои драгоценности, когда врага прогонят и каждый захочет вернуть то, что отдал для общего дела; под какие проценты вкладывали золото жители Нижнего Новгорода Вопросы для рефлексии не теряют актуальности, другим становится социокультурное пространство, формирующее наших детей вне школы и уроков гуманитарного цикла.
Следует отметить и то, что большую часть свободного времени школьники проводят в виртуальном мире компьютерных игр и социальных сетей, где заложена совершенно особая культура взаимодействия. Трехмерные игры предлагают завораживающую графику, реалистичных персонажей, галерею сюжетов, но морали в этом виртуальном пространстве места нет. Победит тот, кем виртуознее управляет ребенок. А это значит, что не всегда добро побеждает зло, чаще как раз злые персонажи прорисованы более привлекательно для детей – коммерциализация, массовая культура. И мы на уроках ОРКСЭ сталкиваемся с откровенным недоумением ученика: почему это добро побеждает, вовсе не факт Усугубляет положение и то, что социальные сети максимально упрощают систему взаимодействия с людьми. Исключаются такие категории как честь, этика, нет градации «знакомый», «приятель», «хороший приятель», «друг», «хороший друг», «лучший друг». В виртуальном пространстве сети «вКонтакте», например, есть команды «Добавить в друзья» и «Удалить из друзей», и взрослые люди со сформированным сознанием понимают, что пара командных строки дана лишь для удобства пользования, а ребенок воспринимает это как поведенческую норму. То же самое касается и телесериалов, так популярных среди детей и подростков. Большая часть подобных произведений Масс - Медиа – ситкомы, ситуации комедии, когда эмоции заданы заранее, озвучены за кадром. Дети не думают, не сопереживают, а привыкают к тому, что смешно там, где смеются все остальные. А без способности к эмпатии нет морали как основы поведения и ОРКСЭ как механизма реализации новых образовательных стандартов.
Нельзя не сказать еще об одной проблеме во взаимоотношениях учителя и ученика. Информационный поток настолько велик, детям предлагается такое количество источников (более развитые сверстники, Интернет, СМИ) и гаджетов, что учитель – не только не единственный, но даже не основной носитель информации для ребенка. А для создания атмосферы сотрудничества как основы системно-деятельносстного подхода, заложенного в ОРКСЭ и новых стандартах, необходимо стоять на одной ступени, быть на равных в процессе исследования. Ученые отмечают такую особенность в мировосприятии детей 10-12 лет и младше, как деформацию пространственно-временных границ. Для тех, чье сознание формируется в условиях развития информационного общества, все, что произошло до их рождения – прошлый век, «до нашей эры», время, когда были мамонты, Крещение Руси, опричнина Грозного и школьники не знали, что такое Интернет. В связи с этим, во-первых, ученики начинают оценивать преподавателя с точки зрения техничности – насколько легко он осваивает новые гаджеты, Интернет-технологии, а во-вторых, усвоение фактологического материала по предметам, в том числе и по курсу ОРКСЭ, становится все более сложным.
В завершении хотелось бы отметить: детальная доработка «Концепции нравственного развития и воспитания личности гражданина России» как идеологической и методологической основы новых образовательных стандартов представляется невероятно значимой как для преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики», так и для педагогической общественности, заинтересованной в реализации принципиально новой системы образования и воспитания наших детей. От того, насколько качественно будут подготовлены эти фундаментальные документы, зависит состояние нашей нации в ближайшем будущем.











15