Открытый классный час на тему: По страницам Красной книги России». (1,3, 3 в классы).


ГБСКОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ЛАИШЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ III-IV ВИДА»
Г.ЛАИШЕВО ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Открытый классный час на тему:
"По страницам Красной книги России».
(1,3, 3 в классы).
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
Соловьева Светлана Александровна.
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
Емелина Разида АлмазовнаЛаишево
17.04.2015Тема: "По страницам Красной книги России».Цели урока: • рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России; • раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны; • учить осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать; • воспитывать бережное отношение к природе; Оборудование: 1. Красная книга. 2. Альбом – «Редкие растения – первоцветы нашей местности». 3. Сообщение – «Из истории создания Красной книги». 4. Выставка рисунков редких растений и животных, занесенных в Красную книгу. 5. Стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии редких растений и животных). 6. Выставка книг по теме. 7. Мультимедиа.
Ход урока 1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята.
- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится. 2.Сообщение темы урока. 
Мы предлагаем вам отгадать кроссворд.
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
(Подснежник.)
Есть на речке лесорубы
В серебристо-серых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры)
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может….. (муравей)
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход
Кто б навстречу ни плыл,
Всех проглотит…. ( крокодил)
Полосат, да не зебра,
С усами, да не кот.
(Тигр)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, убрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков.
(Пеликан)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками в болото.
(Аист).
В добротной избушке
Старушка живет
Порой на прогулку
Тихонько идет.
То в зарослях бродит, то выйдет к воде
Хотя не выходит
Из дома нигде.
(Черепаха).
Учитель: Внимательно посмотрите на вертикальные столбцы и найдите слово, которое записано в одном из них.
Какое слово получилось?
Как вы думаете, о какой помощи просят растения и животные?
Почему они взывают о помощи к нам, людям?
Что может произойти с животными и растениями, если люди не возьмут на себя заботу об охране природы?
Дима
Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Сколько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать
Как же, наше богатство
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство…
Азалия
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды,
Ну, синички…
Где запомнишь все клички,
Просто птички - и только!
И с деревьями то же:
Роща, в общем и целом…
Ель от пихты не можем
Отличать грешным делом.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем.
Полина
Ни за что не в ответе
Словно самую малостьНам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И Отечество любим.
(А. Яшин)
Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Каждый из вас слышал о ней, но не все знают её историю.
Сообщение – «Из истории создания Красной книги». Ученые мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга) Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга? (обсуждение в парах). Учащийся. Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”. Учитель. Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. 
Учитель: А теперь послушайте далеко не полный список представителей Красной книги.
Учитель на фоне звучащего сигнала СОС зачитывает названия растений, животных, занесенных в Красную книгу.
Учитель
Растения: лотос, женьшень, ландыш, цикламен, медвежий орех, шафран, водяной орех или чилим, сон- трава, Венерин – башмачок, купальница, медуница….Насекомые: оранжевая совка, стрекоза черноморская, лесной таракан, богомол древесный, кузнечик темнокрылый, жужелица острокрылая, жук- олень, усач дубовый, моховой шмель, пчела- плотник…
Птицы: альбатрос, пеликан, баклан, черный аист, фламинго, краснозобая казарка, глухарь, лебедь, утка-мандаринка, орел, беркут, цапля, стрех, дрофа, орлан, белый, черный и маньчжурский журавли, розовая чайка, гага, кондор….Рыбы: осетр, форель, жерех…
Звери: выхухоль, красный волк, овцебык, зубр, голубой кит, черепаха, морж атлантический, панда, коала, черный носорог, аллигатор, амурский тигр, восточносибирский и закавказский леопарды, кулан, джейран, бухарский олень, азиатский речной бобр, бурый кавказский медведь, барс….Пресмыкающиеся и земноводные: варан, кобра, гадюка, тритон, саламандра….
А может быть, кто-то знает , почему те или иные растения или животные попали в Красную книгу.
Кира
Лотос- цветок богов. Люди издавна любовались красотой его нежно-розовых лепестков. Лотос кормил и лечил людей. Из его корней выделывали масло, сахар, муку, готовили лекарство для лечения нервных расстройств. Сегодня лотос занесен в Красную книгу, так как находиться на грани исчезновения из-за осушения водоемов, на которых он растет.
Арина
Зубры – лесные старожилы тоже попали в Красную книгу. Они очень доверчивы и подпускали человека близко, за что и поплатились. Последний дикий зубр исчез в 1927 году. Зубров истребили и съели.
Лиза
Русская выхухоль имеет нежный шелковистый густой и теплый мех. Потому сегодня занесена в Красную книгу.
Владик
Такую же злую шутку сыграла мода на мех и с бобрами – инженерами запруд.
Лиза
Из-за превосходного теплого пуха чуть не погибла гага.
АлсуСоболь - национальная гордость России, был почти полностью истреблен из-за поставок шкурок за рубеж, где ценился дороже золота.
Кира
Из-за вырубки дубрав на Дальнем Востоке сократилась численность уток - мандаринок. Сегодня она занесена в Красную книгу как редкий вид.
Учитель
Можно привести немало примеров варварского отношения человека к природе. Но главная задача сегодня – это сохранить, приумножить природное богатство нашей планеты Земля. Так пусть же не пополнятся страницы Красной книги новыми названиями исчезающих животных и растений.
Звучит песня в исполнении учащихся ________________________________________________________________
8. Итог урока. 
• Что нового вы узнали для себя? • Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги? • Что бы вы посоветовали своим сверстникам? Прочитаем стихотворение Валентина Берестова и подведем итог урока. Дерево, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. -Соглашаетесь ли с поэтом? Почему? Да, поэт ошибается в своих прогнозах. Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания. Каждое растение по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу. Учитель. Наш урок подошёл к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами. Любите родную природу – Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою 
Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней! Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей. 1. Домашнее задание. • Нарисуйте растение или животное, занесённое в Красную книгу.