Конспект занятия По страницам Красной книги

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»











КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ:
«ПО СТРАНИЦАМ КАРСНОЙ КНИГИ»







Составила:
ПДО Кузнецова Зарема
Хаджумаровна













г.Владикавказ, 2014г.
Тема: По страницам Красной книги

Цель: познакомить детей с Красной книгой, с целью, для которой она была создана, животными и растениями, которые в нее внесены.

Задачи:
Образовательные: расширить и углубить знания о редких растениях и животных, встречающихся в нашей местности внесенных в Красную книгу РСО - Алании.
Развивающиеся: развивать у обучающихся понимание значения роли животных и растений в жизни человека.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности обучающихся за свое поведение в мире природы, навыки бережного отношения к животным и растениям.
Тип занятия: изучение нового материала
Методы обучения: словесные, наглядные, частично - поисковый.
Планируемые результаты: обучающиеся осознают ответственность за сохранение природы, научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных.
Оборудование: демонстрационная доска, Красная книга РСО – Алания, компьютер, проектор, картины с изображением животных и растений, кроссворд.
Ход занятия:

I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний
Педагог:
- Ребята, а что такое экология? (Ответ: Экология – это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Экология помогает понять законы, управляющие равновесием в природе. Экология в буквальном переводе значит – «разговор о нашем доме». Дом – это место, где живет каждое существо, т.е. его среда обитания и где все зависят друг от друга).
Ребята, а как вы думаете, в природе есть что-нибудь бесполезное? Нет, конечно. В природе все теснейшим образом взаимосвязано. Все растения и животные, включая людей, развивались для совместного существования в точном, гармоничном равновесии. Но это равновесие очень легко нарушить. Это начинают понимать все больше и больше людей. Они стараются жить в дружбе с окружающей средой. Нужно смотреть в будущее и сверять свои действия с экологией, чтобы не причинять среда окружающей среде.
III. Постановка целей и определение темы занятия.
Педагог:
- Что это? Правильно, ребята, это книга (Показ Красной Книги).
- Какого цвета ее обложка (Красная).
- Что символизирует красный цвет обложки? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения).
- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем рассматривать? (Дети должны назвать тему занятия).
IV. Работа над темой занятия.
Рассказ педагога.
Педагог:
Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о Красной книге, для чего она создана и как устроена, почему некоторые виды животных и растений записаны в нее.
Издавна человек распахивал землю и вырубал леса, пас скот и строил города. Все это влияло на природу. Люди, возможно, не понимали, что они рубят сук, на котором сидят. Так или иначе, животный и растительный мир под натиском человека начал скудеть. Еще несколько веков назад животный мир был гораздо богаче и многообразнее. Теперь наша планета просит помощи. И если использование природных богатств в хозяйственных целях можно оправдать, как жизненную необходимость, то бессмысленное истребление животных оправдания не имеет. К охоте человек пристрастился с древних времен, добывая себе пропитание. Но когда человек начал заниматься земледелием, научился разводить домашний скот, охота постепенно теряла свой прежний смысл, Она становилась развлечением, спортом, отдыхом. Ребята, а только ли ради развлечения, спортивного азарта, люди убивают животных. Конечно же нет. На некоторых животных охотятся ради наживы и обогащения. Вот такая охота привела к полному исчезновению многих животных
Ученые подсчитали, что за последние 200 лет было уничтожено более 200 видов животных. Если так будет продолжаться, то страшно представить, что через каких-нибудь 100 лет на планете не будет ни белых медведей, ни амурских тигров. Разрушая природу, человек и сам может пострадать. Поняв это, люди во всем мире задумались, как сохранить Землю. Ученые разных стран составили списки исчезающих животных и растений и в 1963 году издали Международную Красную книгу. Ребята, как вы думаете, почему книга называется Красной? А не синей, не желтой? Красный цвет - сигнал тревоги, сигнал надвигающейся опасности. Он как - бы предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они могут погибнуть, И гибель их будет на нашей совести.
Книга эта необычная, в ней странички разноцветные. Ребята, мы сейчас разберемся, что же это за страницы?
Красные листы - на них записаны животные, которые находятся под угрозой полного исчезновения.
Желтые - животные, численность, которых сокращается.
Серые - малоизученные животные.
Белые - редко встречающиеся виды животных, или «редкие животные»
Зеленые - восстановленные виды животных, т е. животных которых раньше было мало, но понемногу их количество увеличиваться.
Огорчают записи на черных страницах. Почему? На черных страницах записаны животные, которые исчезли с лица земли.
Беседа с обучающимися:
Педагог:
А сейчас давайте порассуждаем, почему люди охотятся на животных и убивают их. Посмотрите на экран, почему охотятся, например, на тигра, леопарда, гепарда? (Ответы детей: На них охотятся из-за ценного, красивого меха). Возникает вопрос, а для чего нужен этот мех? Правильно, из него шьют шубы шапки, шкуры этих животных идут на украшение дома.
-Но если у тигров, гепардов, леопардов, шкура красивая, то у тапира шкура грубая, толстая. А зачем же тогда охотятся на него? А потому, что, после специальной обработки, шкура тапира превращается в кожу высокого качества. На слона, носорога охотятся - за ценных бивней, на крокодилов, змей, из-за кожи, из их кожи шьют кошельки, сумки, обувь и т. д. На морскую черепаху из-за мяса, а из панциря делают различные сувениры, расчески, оправы для очков т. д.
Работа с иллюстративным материалом:
Педагог:
Ребята, посмотрите на иллюстрации. Вы видите животных, но они не все занесены в Красную книгу. Ребята, помогите мне выбрать животных, занесенных в Красную книгу? (Дети вместе с педагогом называют животных Красной книги - гигантский броненосец, тигр, бенгальский тигр, амурский тигр, коала, ягуар, леопард, африканский слон, мустанг, рыжая лисица, , рысь, зубр, носорог, горный баран, панда). Правильно, ребята, все эти животные занесены в Красную книгу и на них запрещается охота. Они находятся под охраной государства.
Просмотр презентации
Педагог:
Говоря о животных, мы часто слышали слова «редко встречающиеся» «редкие животные». А почему так говорят? А говорят так, ребята, потому, что есть животные, которые существуют в природе в малом, небольшом количестве. Я предлагаю вам небольшую презентацию, которая так и называется «Редкие животные». Я познакомлю вас с характерными признаками, повадками, средой обитания некоторых редких животных.
Презентация «Редкие животные». (Прилагается).
Рассказ педагога с демонстрацией фотоматериала
Педагог:
Ребята, как вы уже убедились, животных и растений в Красной книге очень много. Так много, что ученые стали записывать их не в одну – Международную, но и в национальные и региональные красные книги.
А Красная книга в Северной Осетии - Алании есть? Да. Красная книга Республики Северная Осетия- Алания содержит большой перечень видов, которые стали редкими и исчезающими на территории республики. Её страницы не раскрашены сигнальными цветами, но если бы они были, на черных страницах, к сожалению, следовало бы записать 9 видов животных, которые исчезли с ее территории. Какие же это животные? Это: птицы: - степной орел, красавка, дрофа, стрепет, авдотка, звери - летучая мышь длиннокрылая, кавказская норка, переднеазиатский леопард или барс (он уничтожен почти на всей территории Кавказа).
А сейчас я вас познакомлю с животными и растениями, численность которых сокращается.
Рассказ педагога сопровождается показом на экране иллюстраций животных и растений.
- Желтобрюхий полоз. Численность сокращается – «Желтая страница». Неопасный для человека и очень красивый обитатель степного пояса.
Уникальность его заключается в способности быстро (до 4 км в час) передвигаться по любой местности: каменистой, овражистой, поросшей кустарниками. Так же ловко он перемещается по деревьям и в воде. Умеет высоко прыгать. Любит селиться по крутым берегам степных рек. Его основную пищу составляют грызуны, птицы и ящерицы, реже поедает земноводных, змей, крупных насекомых.
Главной причиной снижения численности является распашонка степей. Часто гибнет при встречах с людьми.
- Махаон. Численность сокращается – «Желтая страница». Встречается небольшими группами в степном и альпийском поясах. Необычайно красива и яркая дневная бабочка, крылья которой в размахе достигают 7 см. Она опыляет цветущий клевер и другие растения лугов. Дает два поколения в год: весной и летом. Гусеницы желто-зеленые, с черными и оранжевыми пятнышками, живут на различных видах зонтичных растений и ими питаются. Причины гибели – деградация пастбищ и отлов коллекционерами- энтомологами.
- Кавказская речная выдра. Исчезающий вид – «Красная страница». Это некрупный хищный зверек, обитающий в р. Терек на территории Моздокского района республики. У выдры замечательная блестящая и абсолютно не промокающая шкурка.
Основной пищей выдры является рыба, но она не враг, а друг рыболова, так как очищает водоемы от ослабленных и больных рыб, исполняя роль санитара. Снижение численности выдры в реке, как правило, сопровождается уменьшением в ней запасов рыбы. Среди причин уменьшение численности выдры в нашей республике – охота, загрязнение водоемов, недостаток корма.
- Кавказский тетерев. Численность сокращается – «Желтая страница». Как и все тетеревиные, кавказский тетерев – мастер красивых брачных игр, которые называются токованием. Начиная с мая, нарядные краснобровые самцы часами могут красоваться перед скромными серыми самочками, доказывая свое превосходство над другими самцами.
Кавказский тетерев населяет все высокогорные хребты РСО-Алании, гнездится на высоте 2000-2200 м. над уровнем моря, предпочитает жить на крутых горных склонах у верхней границы леса. Питается ягодами и побегами черники, брусники, листьями клевера, весной – березовыми почками. Гнезда строит на земле, они часто вытаптываются скотом или разоряются пастушьими собаками и людьми.
- Черный гриф. Исчезающий вид – «Красная страница». Изредка наблюдается в РСО-А над Лесистым, Пастбищными котловинами. Очень крупная (вес до 12 кг., размах крыльев до 3 метров), красивая с густым оперением, птица - падальщик. Основным питанием является павший скот, поэтому грифов называют хищниками, не сеющими смерть, а ждущими прихода ее. Они поедают все попадающие на пути трупы животных, которых легко могут разглядеть даже с высоты 3-4 см.
- Тис ягодный. Его численность сокращается – «Желтая страница». Удивительно красивое и ценное реликтовое (очень древнее) хвойное растение, может жить до 3000 лет. Некоторым деревьям, растущим на Кавказе, около 1500 лет. От других хвойных отличается тем, что семена созревают не в шишках, а в особых ярко-красных образованиях, напоминающих ягоды, отсюда и его название – «ягодный». Имеет очень плотную красноватую древесину, которая столетиями не гниет. За это его называют «негной-дерево». Высококачественная древесина тиса с древности и по настоящее время используется людьми в строительстве, изготовлении мебели и предметов быта, является одной из причин сокращения его запасов в РСО-Алании. Тис растет одиночными деревьями или небольшими рощами на Лесистом, Пастбищном и северных склонах Скалистого хребта.
- Копытень промежуточный. Редкий вид – «Белая страница». Очень интересное реликтовое растение с вечнозелеными листьями, напоминающими по форме след лошадиного копыта. Растет в тенистых лесах, редко встречается на освещенных местах. Зацветает ранней весной красно-коричневыми цветками. Замечателен тем, что обладает вкусом и запахом черного перца. Является ядовитым, но также и лекарственным растением, народные целители применяли его для лечения болезней сердца. В РСО-Алании копытень известен только в местах: на Лесистом хребте вблизи г. Владикавказа, и в окрестностях села Бекан (у подножия южного склона Змейских гор).
- Подснежник узколистный. Его численность сокращается – «Желтая страница». Встречается только на Северном Кавказе.
Растет в лиственных лесах, среди кустарников и по опушкам в горах и предгорьях республики (в Змейских горах, на Лесистом, Пастбищном, Скалистом и Боковом Хребтах). Очень красивое ранневесеннее растение с нежным ароматом. Начинает цвести в феврале – марте, когда снег ещё не сошел, а при теплой зиме – уже в январе. Исчезает из-за массового сбора цветущих растений, главным образом для продажи. Чтобы спасти растения, подобный сбор должен быть полностью прекращен. Его можно выращивать как декоративное садовое растение.
В красной книге РСО-Алании находится еще 3 вида подснежника: кавказский, лагодехский и широколиственный.
- Колокольчик осетинский. Численность сокращается – «Желтая страница». Это очень красивое хрупкое растение с бледно-фиолетовыми цветками можно встретить только на территории Центрального и Восточного Кавказа. Обладает удивительной способностью поселяться на отвесных известняковых скалах, иногда встречается на горных лугах. Распространен в республике на Скалистом хребте, реже на Пастбищном хребте, от р. Урух до верховьев р.Камбилеевки на высоте от 700 до 2400 м. над уровнем моря. В Красную книгу РСО-Алании внесено еще 6 видов колокольчика: ардонский, доломитовый и др. их численность восстанавливается с большим трудом и поэтому сохранение этих чудес нашей флоры особенно важно.
- А на зеленые страницы пока может быть внесен единственный вид - зубр, численность которого восстанавливается. Это очень красивые, крупные (до 1 тонны весом) спокойные травоядные животные. Когда - то их в горах Осетии было очень много, но люди их полностью истребили. Их снова стали разводить и сейчас их численность составляет 70 голов. Они обитают в Государственном природном заповеднике, который находится в Алагирском районе.
А какие меры принимаются для того, чтобы сохранить животных, которых осталось мало? Чтобы сохранить имеющиеся в малом количестве виды, создаются заповедники. Это обширные территории, где содержатся редкие виды животных. В заповедниках создаются все необходимые условия для нормального существования и размножения. Здесь в единении с природой, в спокойствии живут самые разнообразные животные. Заповедники- охраняемые территории. В них запрещается охота, ловля животных, выпас скота, рубка деревьев. Доступ в заповедники открыт для посещения в качестве экскурсии с разрешения администрации.
- Кроме заповедников существуют еще и другие охраняемые места- это заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, биосферные резерваты. Заповедник от заказника отличается тем, что в заказнике под охраной народится не весь природный комплекс, а некоторые его части. В нашей республике существуют Северо – Осетинский государственный природный заповедник (в Алагирском ущелье) и Национальный парк «Алания» в Дигорском ущелье. О них мы поговорим подробнее на следующих занятиях.
Практическая работа с детьми
Педагог: Мы знаем, что охрана животных и растений из Красной книги – проблема государственная, а мы с вами, чем можем помочь природе?
- Давайте сформулируем несколько основных правил поведения в природе.
Дети предлагают свои правила поведения в природе:
Не рви цветы, не ломай деревья.
Не разоряй гнезда и муравейники.
Оберегай растения и животных, особенно занесенных в Красную книгу.
Жги костры только в специально оборудованных местах: костер должен быть удален от деревьев. Перед уходом костер алей водой и засыпь землей.
Не жги весной траву, так как от нее может загореться лес.
Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.
Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.
Не шуми и не тревожь обитателей леса.

Ребятам предлагается разгадать кроссворд «Береги» (прилагается)

V. Подведение итогов занятия
-Что нового вы сегодня узнали на занятии?
-Что вам особенно понравилось?
Что нам надо сделать для сохранения мира природы?
-С какими словами мы можем обратиться к людям?
Мы призываем людей, охранять, беречь природу, не губить тех животных и растений, количество которых сегодня на грани вымирания и исчезновения, чтобы их не постигла участь тех животных, которые когда-то населяли нашу Земли и исчезли с лица Земли.










15