Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности Волшебный магнит


МДОУ Половинский детский сад «Солнышко»
ПРОЕКТ
опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный магнит»
Область: Познание.
Раздел: Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе.

Цель эксперимента: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:Образовательные: Познакомить с понятиями «магнит», «магнитные силы»
Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
Оборудование: на каждого ребенка тарелочка с предметами разного свойства (пластик, железо, дерево, резина, магниты, бумага, ткань)
Предварительная работа: рассматривание книг и альбомов «Что сделано из металлов», беседа «Для чего нужно железо?», создание коллекций «Что сделано из железа»
ХОД:
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит". 
Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа. 
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.
Опыт  «Всё ли притягивает магнит?»
Педагог: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)”
Дети  берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Вывод: железные предметы притягиваются, а не железные нет.
 
Опыт  «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта потребуется магнит, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые  дощечки.
Педагог: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань,  пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.
Вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу.
Физкультминутка:
Опыт: «Взаимодействие двух магнитов»Педагог: «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? »Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются).
Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной они оттолкнутся.
Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец — северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.Вывод: у магнита два полюса.
Опыт: « Магниты действуют на расстоянии»
Педагог: «Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит» Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит.  Проведите этот же опыт с другими магнитам.
Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.
Вывод: вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу». 
Педагог: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать  цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.
Педагог: что нового вы сегодня узнали?
Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.
А где в нашей группе можно встретить магнит? А дома?
Хотите посмотреть, что случилось с героями Смамешариков, когда они нашли магнит?
Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм»
Ребятам очень нравятся такие опыты. У них возникает интерес. А значит, своей цели я добилась.

МДОУ «Половинский детский сад «Солнышко»

Проект на тему:
«Знакомство с магнитом и
его свойствами»
Выполнила: Харламова И.М.
2015год.