Открытый урок по вокалу на тему Работа над дикцией и артикуляцией при разучивание песни Астана


Центр детского и юношеского творчества
Открытый урок на тему:
«Работа над дикцией и артикуляцией
при разучивании песни «Астана»
Подготовила
педагог дополнительного
образования: Айтбаева А.А.
с. Кордай – 2014г
Айтбаева А.А.
с.Кордай Жамбылская область
Центр детского и юношеского творчества Тема урока: Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании песни «Астана»
Цель урока: Подготовка песни к исполнению на сцене
Задачи: 1. Обучение чистому пению
2. Развитие певческих навыков
3. Воспитание чувства патриотизма
Тип урока: Изучение нового материала Методика: Объяснительно – практический
Оборудование: фортепиано, муз.центр, наглядное пособие, СД – диск.I Ход урока:
Организационный момент
Наличие учащихся
Проверка домашнего задания
Элементы дыхательной гимнастики
Дыхательная гимнастика необходима для активизации певческого дыхания.они не только восстанавливают дыхание и голос но и хорошо воздействуют на организм в целом.
Выполняем упражнения: «Обними плечи», «Насос»
Упражнение «Насос»-делаем вдох-поклон выдох слегка выпрямляемся
Упражнение «Погончики» делаем без остановки 8 вдохов. Исходное положение стоя пальцы сжать в кулаки и на уровне пояса прижать к животу. Делая вдох резко толкаем кулаки вниз не напрягая при этом плечи выпрямляем руки до конца как бы пытаемся достать им стол.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Иголочка»-покалываем правую и лавую щеку языком.
Упражнение «Лошадка»-цокаем издаем высокие и низкие звуки.
Упражнение «Обезъяна»-выпячиваем то верхнюю то нижнюю губу.
Упражнение 1Щеточка»-водим языком как щеточкой.
Очень хорошо развивают артикуляцию скороговорки.: «Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу»
С разным эмоциональным подтекстом (радость, грусть, восхищение, удивление)
«Из-за леса, из-за гор, ехал дедушка Егор»
Распевание.
Используем не традиционное распевание
Звенят комары («з-з» - большой, ходы на 1 тон вверх – смешанное резонирование
«зь-зь» - маленький, ходы на 0,5 тона – головное резонирование в 3-4 тональностях.)
Налетел ветерок («вв» - опевание тоники 2 7 ступени– головное резонирование)
Поет кукушка («ку-ку» - на б 3 вверх в 3-4 тональностях.)
Пробежал ежик («фу» - от соль вниз в 5-6 тональностях.)
Да-дэ-ди-до-ду (на легато на одном звуке по 0.5 вверх в 3-4 тональностях.)
Бра-брэ-бру (на стаккато на одном звуке по 0.5 вверх в 3-4 тональностях.)
Пение C-dur гаммы попевки «Я тигренок, я не киса Р-Р-Р»
Новая тема
Определение дикции и артикуляции.
Дикция – четкое, ясное произношение звуков текста вокального произведения. Зависит от активности губ и языка, дыхания.
Артикуляция – работа органов артикуляционного аппарата на создание звуков речи (гласных и согласных звуков) Артикуляционный аппарат-это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К нему относятся ротовая полость: (щеки, губы, зубы, язык, челюсти и небо), глотка и гортань
Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челестью»
Мы с вами сегодня разучим песню «Астана» Боты Бесеновой.
Б.Бйсенова – молодой композитор родилась 8 января 1975 года в г. Шымкенте, закончила педагогический институт культуры им. Аль-Фараби, факультет «Музыка» с отличием.сегодня мы разучим песню»Астана» а для начала ответте мне на вопросы.
Почему г. Астану называют сердцем нашей Родины?
В каком году построен город?
Чем уникален этот город?
Как он раньше назывался?
Какие еще певцы и певицы поют песни об Астане?
О чем эта песня?
Каков характер песни?
Цвет песни
В какой форме написана песня?
Какой размер, темп, тональность песни?
Какими инструментами исполняется сопровождение?
Обратите внимание на постановку корпуса во время пения.
Не забывайте брать дыхание в начале каждой фразы
При разучивании песни обратить внимание на четкое произношение слов, на артикуляционный аппарат. Согласные звуки произносятся быстро, язык не напрягается, гортань не отпускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Текст, нужно дома повторять и проговаритвать по несколько раз перед уроком. Следить за мягкой атакой звука, гласные звуки пропевать. Разбор мелодии по фразам, следить за чистотой интонации.
Закрепление.
Итак: мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над гласными буквами в скороговорках и распевках. Для закрепления материала предложить разгадать кроссворд.
Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современые песни (эстрада)
Работа органов речи, направленная на создание гласных и согласных (артикуляция)
Составные части, речевой полости: (щеки, челюсти, язык)
Человек, поющий песни на сцене (певец)
Домашнее задание.
Скороговорки – в быстром темпе повторять
Учить слова песни
Учить определение дикции и артикуляции
Рефлексия.
Ребята, кто из вас справился со скороговорками?
У кого лучше получаются распевки?
Кто чисто поет песню?
Кто быстрее отгадал кроссворд?
Что понравилось вам на уроке?