Музыкальная гостиная. Михаил Иванович Глинка — основоположник русской классической музыки.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ
Михаил Иванович Глинка - великий русский композитор, основоположник русской оперы, балета, симфонии и романса.
Творчество Глинки - гордость русского искусства. Он первым среди композиторов сумел выразить в своих сочинениях душу русского народа. Это произошло потому, что с детства композитор имел возможность слушать народные песни, запоминая и осмысляя их особенности - мелодику, лад, голосоведение. В истории русского искусства гений Глинки стоит в одном ряду с гением А. С. Пушкина. Они были современниками, жили в одну эпоху, и оба стали родоначальниками новых направлений в художественном творчестве, один - в литературе, другой в музыке. Подобно Пушкину, Глинка мог бы сказать о себе: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой».
Свой необычайно певучий музыкальный язык, который стал основой для сочинительства целых поколений композиторов, Глинка выработал усердным трудом. Он родился под Смоленском в родовом имении, с раннего детства показал необычайные способности к творчеству - музыке, рисованию. Получил неплохое домашнее воспитание. Глинка помнил нашествие наполеоновских войск в Россию, а затем их бегство. В памяти мальчика остались русские песни, сложенные в память об этом событиях -русском патриотизме, ГЕРОЯХ, СРЕДИ КОТОРЫХ БЫЛО НЕМАЛО ПРОСТЫХ КРЕСТЬЯН. Эти воспоминания помогли затем Глинке при создании первой в истории отечественной оперы «Иван Сусанин». В 1817 г., когда Глинке исполнилось 13 лет, он был отвезен в Петербург и отдан на обучение в Благородный пансион, где продолжил музыкальные занятия. После окончания получает титул советника и работает титулярным советником, но не долго.
В 1828г. он оставил службу и посвятил себя музыке. В 1930-1933гг. Глинка жил а Италии и Германии, где занимался с наиболее видными тогда европейскими музыкальными педагогами. По возвращении домой Глинка приступает к осуществлению своего заветного желания - создания оперы на русскую тему. Для этого он выбрал героический сюжет - подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, эпизод из истории Смутного времени начала XVII века.
В 1836 г. состоялась премьера его оперы «Иван Сусанин», которая имела большой успех. А финальный хор «Славься» композитор П.И. Чайковский назвал «архигениальным».
«Иван Сусанин» и опера по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» положили начало двум основным линиям в русском оперном искусстве -народно-героической и сказочной. Среди других сочинений Глинки -оркестровые произведения «Вальс-фантазия», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Камаринская», оказавшие сильнейшее влияние на русскую симфоническую классику. Глинка также создал замечательные образы музыки к драматическим спектаклям и превосходные романсы, из которых самые знаменитые - «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», «Не искушай». Гений М.И. Глинка заставил признать высокую ценность русского музыкального искусства и его неоценимый вклад в общемировую культуру.

«В Глинке особенно выразительно соединение самых разнообразных качеств: и сила, и мягкость, богатство мыслей и богатство их развития, их разработки, замечательная техника и гармоническая, и контрапунктическая -все это в нем заключается, и над всем этим царит удивительная легкость сочинения, естественность, ясность, простота и неисчерпаемый запас вдохновения». Ц.А.Кюи.
Звучит вступление к романсу М И Глинки «Я помню чудное мгновенье». (Появляется ведущий).
-Какая прекрасная музыка открывает нашу «Музыкальную гостиную»!
Автор которой М.И.Глинка. Я считаю, что Глинка должен быть знаком каждому, кто живет в нашей стране. Ведь именно мелодия музыки Глинки в конце XX века на несколько лет стала Российским гимном. Давайте послушаем ее начальные такты.
Звучит фонозапись начала бывшего Российского гимна.
Не зря еще при жизни он был признан музыкальным классиком. И совершенно справедливо. Ведь подобно Пушкину, который создал наш литературный язык, Глинка создал язык музыкальный.
А еще Глинка стал основоположником русского романса, и один из своих шедевров он написал на стихи А.С.Пушкина. Этот п
Романс и звучал в начале нашего вечера «Я помню чудное мгновенье». Да, Глинка дружил с Пушкиным, но ранняя смерть поэта помешала их сотрудничеству. Но у романса интересная судьба. Послушайте историю ее возникновения. Этот романс он написал, уже будучи знаменитым и зрелым композитором. А как развивался его талант? Давайте в начале проследим творческий путь Глинки, а к романсу «Я помню чудное мгновенье мы еще вернемся».
-Музыкальное дарование Глинки проявилось уже в раннем детстве. По рассказам бабушки маленький Миша хорошо рисовал мелом картины на полу: и усадьбу, и пруд, и деревья, как живые. Еще бабушка учила его писать и читать. Не забывал он и музицировать прямо на кухне замечательными медными инструментами, а поварешкой изображал колокольный звон - точь - в- точь, как в приходской церкви на праздники звенят.
Звучит фрагмент колокольного звона.
·
Просто замечательный был музыкальный слух у будущего композитора. В детстве он не отходил от рояля, хватал на лету музыкальные премудрости. «Что делать, - говорил он, - музыка душа моя». Родители решили серьезно заняться обучением сына, но нагрянула война 1812г.
Пушкин писал:
Напрасно ждал Наполеон,





Опера «Руслан и Людмила» для будущих веков.

У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Идет на право песнь заводит
На лево сказку говорит
Там чудеса там леший бродит
Русалка на ветвях сидит


Пройдет любовь умрут желанья,
Разлучит нас холодный свет.
Кто вспомнит тайные свиданья
Мечты, восторги прошлых лет?
Позволь в мечтах воспоминаний
Оставить их минутный след.
Вам песнь прощальную пою
И струны лиры разрываю.

Ой, пора тебе на волю, песня русская, благовестная.
Победная, раздольная, погородная, посельная,попольная!

Замечательный «крокосмейстер», человек обязанность, котрого – веселить людей, записывать неизвестные в городах песни
Я не капельместер.

Он все постиг и даже он сочинил марш крокосмейтерский, который был использован в опере «Руслан и Людмила».
Москва – прихожая, Петербург – гостиная, деревня же - нам кабинет.

«Провинциальные ходоки» - провинциальные меломаны.
Инсценирование ходаков.

Инностранец? Русский? Купец? Нет! Кто же?

-Путешественник?
-Все приезжие путешественники!
-Кажется музыкант!

Он побывал в Чернигове, в Яготине, в Пирятине, в Михайловке, в городах и селах, названия которых были просты, звучны и неожиданны.

Всего 7 голосов, последний «голос» был Семен Гулак-Артемовский.

И песен чистое дыханье, и целомудрие тоски

Песня возникла где-то за оградой все смелее за ней вторая и третья

Здесь в этом песенном море, находила на волны, катящаяся одна за другой и нельзя было расставаться равнодушным к ним, как и удержаться на волне.
Мой «Руслан» на все ответы ответит! Промолвил Глинка. –Это будет сказка правдивая, возвеличивающая человека. Сказка – быль! И сказка ученая! Непонятно? Спросишь. Зачем же писать сказку без относительности и действительной жизни?

Разве расскажешь?
Какой же должна быть музыка?

Искриться должна , гореть, рыдать, смеяться. Все должно быть в этой музыке! Ничего чужого и ничего невозможного.

Глинка необычный, ранимый и хрупкий, имеющий блестящий талант, где обязательно присущи свои странности.

Про него говорили, что кучерскую музыку завел, что в опере его – главный герой мужик сиволапый.
Изволь! – чуть растерянно согласился Глинка.
Мою ли тебе спеть или народную.
Глинка часто пел, и мелодия захватывала его. И хорошо пел, мягко и как то отрочески хорошо.


Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою.
Глинка создал большое количество замечательных романсов. Один из них - «Жаворонок» -полон восхищения прелестью родной природы. По музыке своей напоминает напев русской народной песни. А вступление и музыкальные проигрыши передают трели маленькой птички, то поднимающейся высоко в небо, то вновь спускающейся к земле.
Звучит романс «Жаворонок».
-В 1939 году относится знакомство Глинки с Анной Петровной Керн -женщиной, которой Александр Сергеевич Пушкин посвятил свое знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Вот мы и подошли к моменту, с которого начали свой вечер. Как же возникла идея у композитора написать романс на эти стихи? Знакомство с дочерью Керн оставило незабываемые впечатления у композитора, тогда-то и был написан этот лучный из его романсов. Чудесная напевная мелодия, полно и неразрывно сливаются с музыкой пушкинские слова. Воплощения счастья в романсе резко сменяется напоминанием о тяжелых годах жизненных испытаний. Музыка становится тревожной, а затем и глубоко печальной. Но как победа жизни над мраком вновь возникает первая мелодия: «Душе настало пробужденье...».
Послушаем этот романс.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».
-Трудным, но славным был жизненный путь композитора. Во второй половине XIX века русская музыка достигла своего рассвета, и этим она во многом обязана гению Глинки. Русский народ гордится и любит его произведения. Расцвет XXI века возгорается замечательными датами многих великих людей, одним из которых и есть М.Иглинка ______________________








13PAGE 15


13PAGE 14515




15