Открытое учебное занятие по теме «Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом»


Открытое учебное занятие по теме «Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом» педагога дополнительного образования Трибунского Д. Ю.
Место проведения: МАОУ «Лингвистическая гимназия» г. Ульяновска\
Форма проведения: индивидуальная
Дисциплина: Эстрадный вокал
Год обучения: 1
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
- Образовательные:
- Обучение правильному произношению скороговорок.
- Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
- Познакомить с понятиями: дикция, артикуляция.
Развивающие:
- Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
- Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
- Формирование речевой культуры.
- Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
- Воспитание осознанного подхода к обучению.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (рассказ, объяснение, диалог);
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ педагогом и воспроизведение услышанного учеником).
- эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
- побуждение к самоконтролю;
- проговаривание текста песни «нараспев»;
- поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Тип урока: комбинированный
Методы вокальной педагогики:  концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Технологии: 
- личностно-ориентированная;
-  развивающего обучения;
Оборудование и материалы:
- синтезатор (фортепиано).
Методическое обеспечение занятия:
- плакат по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».
Ход занятия
I. Организационный момент. (1-2 минуты)
Педагог: Здравствуй! Тема нашего занятия – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на занятии мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
II. Объяснение темы. (3 -5 мин.)
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. (Показ плаката: строение голосового аппарата).
Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
III. Практическая часть.
1.Распевание (15 мин.)
1.1 Дыхательные упражнения.
Педагог. Вопрос: Что является стимулом для развития дыхания?
Ответ: Дыхательная гимнастика.
Вопрос: Какую дыхательную гимнастику ты знаешь? Какие основные требования к выполнению дыхательной гимнастики?
Ответ: Гимнастика  А.Н. Стрельниковой. Вдох при выполнении гимнастики должен быть активный,короткий и шумный, выдох – должен быть пассивный. Воздух посылается вглубь тела, при этом выпячивается живот.
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (см. Приложение 1)
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
1.2 Артикуляционные упражнения.
Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» - на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
1.3 Вокальные упражнения
Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.
Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю».
Песенка-попевка «Кролики» Горбиной Е.В. (см. Приложение 2)
2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Дорогому учителю» из репертуара группы «Соловушка» (15 -17 мин.)
Педагог: Давай вспомним песню «Дорогому учителю» которую мы разучили на предыдущем занятии. (Разучена мелодия на слог)
а) Беседа о настроении песни (Задумчивая, светлая, осенняя).
б) Проверка домашнего задания
- Дома тебе нужно было отметить опорные слова в каждой строчке 1-го куплета и припева.
Всем известно, школьная пора
В нашей жизни очень много значит.
Пишем и читаем мы с утра
И решаем сложные задачки.
Учимся красиво выводить
Цифры и слова в своих тетрадках,
Жить, смеяться, верить и любить,
Чтобы было всё в порядке.
припев
Наша школьная жизнь,
Каждый школьный урок - это очень важно!
От проблем небольших до серьёзных забот
Всё поймём однажды.
Сколько разных вопросов
Вы решаете с нами каждый раз,
И в своей жизни взрослой
Будем помнить мы о вас.
С вами мы становимся сильней,
Добрый и любимый наш учитель.
Это очень важно для детей,
Чтоб был рядом кто-то, как родитель.
Пишем и читаем мы с утра
И решаем сложные задачи.
Только знает точно детвора,
Как учитель много значит.
в) прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» - говорил Станиславский.
г) прочитать 1 куплет «нараспев» - протягивать гласные и коротко произносить согласные:
Всем-из-вес-на-школь-ная-па-ра,
Вна-шей-жиз-ни-оч-ень-мно-го-зна-чит. и т.д.
Особенности произношения: «становятся» - «ста-но-вя-ца», «звонче» - «звоньче».
Цель – отработать правильное произношение текста.
д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
IV. Рефлексия. Подведение итогов. (3 мин.)
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назови их.
Формулировка домашнего задания: К следующему занятию проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник)
- До свиданья!
Приложение №1.
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
- восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
- улучшают дренажную функцию бронхов,
- положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
- повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
- улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Вдох должен быть шумным, резким, сравнимым с ударом в ладоши. Мы делаем по 8 движений дыхательного упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).