Конспект НОД Приключение капельки

3.
Тема: «Приключения капельки».
Цель. Расширять знания о явлениях в природе, круговороте воды в природе. Развивать у детей представление об основных физических явлениях. Дать знания о разнице температур, замерзании, таянии и испарении. Познакомить детей с различными свойствами воды: превращении воды из твердого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное. Познакомить со свойствами света /отражение и преломление света/ при прохождении через призму расщепляться на световой спектр, т.е. 7 цветов радуги.
Ход занятия: Воспитатель вносит в группу сосульку. Посмотрите, ребята, что нам принес на занятие гном Астроном для наблюдения. Откуда сосулька появилась?
Ребенок. Днем солнце припекло, снег на крыше таял, из снега появились сосульки. Ночью похолодало, и сосулька замерзла.
Воспитатель. Когда бывают сосульки? /Весной/
Воспитатель дает детям сосульку, они передают ее друг другу и описывают ее. Расскажите, какая сосулька?
Дети. Сосулька твердая, холодная, тяжелая, прозрачная, длинная, толстая.
Воспитатель. Что происходит с нашей сосулькой?
Дети. Сосулька тает и становится легкой, тонкой, ломкой.
Воспитатель. Что капает с сосульки?
Дети. Капельки воды.
Воспитатель. Поймайте капельки воды и держите их в руках. А наша сосулька пусть пока полежит.
Какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Какой сейчас месяц? Что бывает в марте? /Снег начинает таять/, в апреле, /бегут ручьи/, а в мае? /появляется трава, первые подснежники/. Почему апрель называют «Капельник»? Куда снег исчезает? /Испаряется/. Почему снег тает? /Солнце светит ярче/. После весны, какое время года наступит? /Лето/.
Какое лето бывает? /Жаркое, теплое/. А зима? /Холодная, морозная/. Почему это происходит? Рассматривают глобус и макет солнца..
Глобус – макет Земли, он и подскажет нам, отчего зимой холодно, а летом жарко. Посмотрите, как я поворачиваю глобус. Где сейчас день, а где ночь?
Дети. Там, где земля находится на солнечной стороне – день, а на другой стороне ночь.
Воспитатель. Вот так, вращаясь вокруг своей оси, наша Земля 365 суток проходит вокруг Солнца, т.е. один год.
Ребята, а куда исчезла наша сосулька? /Растаяла/.
Что образовалось вместо сосульки. /Лужица воды/.
Дети. Сосулька превратилась в капельки воды.
Воспитатель. Сосулька была твердой, а капельки какие? /Жидкие/.
У вас в ладошках были капельки воды, где они сейчас?
Ваши капельки никуда не девались, они испарились, превратились в пар, в газообразное состояние, и сейчас путешествуют по группе, а из группы улетят на улицу, соединятся с другими капельками и превратятся в облако.
Ребенок. Текла река и попала в море, а море в океан.
Солнышко пригрело
Стали капельки легкими, воздушными,
Испарились под лучами солнца.
И вновь вернулись в тучи.
Воспитатель. Так и ваши капельки воды никуда не исчезли, они от вашего тепла испарились и растворились в воздухе и летают вокруг нас по воздуху.
Физминутка. Капля раз, капля – два, /прыжок/
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом. Руки на пояс, бег на месте.
Мы зонты свои раскрыли руки над головой, соединить
От дождя себя укрыли.
Воспитатель берет в руки мяч. Ребята, а как вы думаете, почему капли падают на Землю, а не улетают за облака? Бросает мяч вверх. Почему я подбрасываю мяч, а он падает на пол и никогда не летит вверх?
Рассуждения детей о маленьком перышке, о предметах.
Воспитатель. Без опоры все предметы падают на землю под действием силы притяжения Земли, так же как и все предметы притягивают друг друга. Чем тяжелее предмет, тем сильнее сила притяжения.
Что бы было, если бы не было силы притяжения?
Воздух бы улетел с Земли, нечем было бы дышать. Все предметы, в том числе и люди, превратились бы в космических объектов.
Луна – спутник Земли. Земля привязывает к себе Луну потому, что Луна легче Земли в 4 раза и Луна находится в постоянном движении. Если Луна перестанет двигаться, то сразу же упадет на Землю.
Опыт. Взять пуговицу, привязать к нитке и вращать её.
Воспитатель. Представьте себе, что пуговица – это наша планета Земля. Точно так же Луна вращается вокруг Земли. Как только перестаем крутить пуговицу, сразу же теряется скорость и пуговица падает.
Солнце самое большое среди всех планет и сила притяжения у нее больше всех. Все планеты Солнечной системы находятся в движении, поэтому Солнце удерживает все планеты на своих Орбитах, не дает им разлететься в космическом пространстве.
У детей на столах разрезные картинки с изображением летнего пейзажа с радугой Дети собирают картинки.
Воспитатель. Что у вас получилось на картинке? Давайте, ребята, вспомним, когда на небе появляется радуга? /Летом, после дождя/. Хотите узнать, почему?
- В воздухе после дождя остаются множество водных капель, а каждая капелька – это крохотная призма. Солнечный лучик проходит через капельки-призмы, преломляются и при выходе из капелек-призм расщепляется на световой спектр, образуя при этом 7 цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый
Атмосфера, словно огромная призма, разлагает солнечный свет на 7 цветов радуги. Каждому солнечному лучику приходится добираться до Земли самостоятельно, через частицы газов воздуха, пылинки и маленькие кристаллики льда.
Желтые, оранжевые и красные лучики доходят до Земли сразу прямо, а вот синие, зеленые и фиолетовые ищут себе дорогу в атмосфере Земли и от этого небо становится, то синим, то голубым, то темнеет. Небо постоянно меняет свой цвет, потому что в воздухе скапливаются много водяных капель. Цвета смешиваются, поэтому небо всегда бывает разным.
А теперь давайте нарисуем с вами радугу. Начнём с красного цвета.
Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга!
Не дай дождичка, дай мне вёдрышко.
Солнышко, колоколнышко!


15