Библиотечный урок в 6-7 классе: Загадки страны «Почемучляндии»


Пигин О.Ф.
МБОУ «Антоньевская СОШ»
Алтайский край
Загадки страны «Почемучляндии»
библиотечный урок для 6 - 7 классов по теме «Научно-популярная и справочная литература»
Библиотекарь (стоя перед нарисованным указателем):
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы совершим путешествие в удивительную страну вопросов и ответов. Этот указатель поможет найти вам правильный путь в страну «Почемучляндию». Туда, как видите, ведут три дороги. Вам, наверное, очень хочется узнать: по какой из них лучше отправиться в путь. Немного поможет вам в этом Великий Магистр всех наук.
Великий Магистр: Если ты налево пойдешь,
Только художественную литературу найдешь.
Но тайны Вселенной,
Загадки древних поселений,
Строение атома
И многое другое
Для тебя навсегда останутся
Великой тайной.
Ежели ты направо свернешь-
Энциклопедии, словари и справочники найдешь.
Но! Тогда ты никогда не познакомишься
С произведениями Дюма, Толстого, Шекспира,
Ты не узнаешь, кто такие Оцеола и Винни-Пух,
Тимур, Элли и Капитан Немо.
Библиотекарь:
Но, Великий Магистр всех наук, у нас же осталась еще одна дорога, которая ведет прямо. Она и самая короткая.
Великий Магистр:
Да, она самая короткая, но самая сложная. Тот, кто хочет выбрать ее, должен уметь пользоваться и художественной, и научно-популярной, и справочной литературой. А это не все умеют делать!
Библиотекарь:
Сегодня наши команды пойдут именно по этой дороге. К концу соревнований мы увидим, справятся ли они с трудностями, которые встретятся на их пути.
Выходят два ведущих.
Ведущая:
Привет, вам, друзья наши юные,
Веселые, смелые, умные,
Спортсмены, танцоры, артисты,
Искатели и планеристы,
Будущие шоферы и мастера,
Слесари и доктора,
Космонавты, фантасты, романтики,
Физики, химики и математики.
Ведущий:
Сегодня собрались мы здесь
Вам показать свои познанья.
Библиография для нас
Устраивает состязанье.
Выходят команды-участницы.
Ведущая:
Давно готова вам, друзья,
Участников представить я:
Тут справа от меня стоит
Команда «Юный эрудит»,
А вот сейчас сюда идет
Команда «Юный полиглот».
Ведущий:
Похлопали вы все немного,
Ну, а теперь пора в дорогу.
Страна «Почемучляндия»
Нас с нетерпеньем ждет.
Как только приветствия все отзвучат,
Начнется конкурс у ребят.
Конкурс приветствий
Приветствие команды «Юный эрудит»:
КВН наш скоро начинается,
И мы должны вам все представиться,
Кто в день читает 8 книг?-
Команда «Юный эрудит»!
Команда наша юная,
Веселая и шумная,
С заданием мы справимся
И зрителям понравимся.
А юным полиглотовцамжелаем от души,
Чтоб их ответы тоже
были хороши.
Приветствие команды «Юный полиглот»:
Здравствуйте, наши зрители,
Поклонники и ценители.
Команда «Юный полиглот»
Привет библиотечный шлет.
Ребята-полиглотовцы
С библиографией дружны,
И с заданьем сложным
Справиться должны.
Хоть наш противник — эрудит.
Но нынче сильный победит!
Библиотекарь:
Как вы догадались, наш КВН - библиотечно-библиографический. Конкурсанты должны показать знания художественной литературы, продемонстрировать умение пользоваться справочной и научно-популярной литературой. Каждый конкурс составлен таким образом, чтобы помочь закрепить вам те знания, что вы получили на уроках по ББЗ.
Но прежде чем перейти непосредственно к конкурсам, представляю членов нашего жюри...
Итак, первый конкурс. Ко мне должны подойти по два человека от каждой команды и получить конверты. В конверте - два текста. Внимание! Участники читают вслух отрывки и отвечают, какой из них взят из художественной литературы, а какой из научно-популярной.
1 КОНВЕРТ
а)Весной, как только растаял лед на речке, прилетели дикие утки.Анютка опять привязала крякву по кличке Белое зеркальце на длиннуюверевку и пустила в запруду. Белое зеркальце стало веревку щипать клювом, кричала и рвалась улететь с дикими утками.
б)Кряква — это дикая утка. Часто кряквы селятся вблизи человеческого жилья. Мамаша растит утят одна, учит их плавать и еду добывать. Кормкряквы добывают со дна водоемов.
2 КОНВЕРТ
а)Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился годот рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домом. — Чик,— сказала Чирика на воробьином языке, — Чик, а где мы устроим себе гнездо? Ведь дупла в нашем саду уже заняты?
б)Самая знаменитая птица - это обыкновенный домовой воробей. Егознают все. Когда-то он жил в Африке, потом стал путешествовать и сейчасего можно встретить везде. Встречаются несколько видов: домовой, полевой, каменный, рыжий.
3 КОНВЕРТ
а)Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту,а волчишку поймал человек, сунул в мешок, принес в город. Посреди комнаты поставил мешок. Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался внем волчишко и вылез.
б)У волка прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Летомволки живут парами, выращивают появившихся весной волчат. Волчатарождаются слепыми и беспомощными... Волчата растут быстро и за четыремесяца увеличивают свой вес в тридцать раз.
4 КОНВЕРТ
а)В трех областях охотники убили трех медведиц. Три выводка медвежат продали в зоопарк. В зоопарке их посадили в клетку; бурых, рыжих,черноватых и мастью и ростом - кто больше, кто поменьше. Самый маленький, самый угрюмый сидит в углу, чешет животик.
б)Не надо забывать, что медведь - хищник. Хищник, ловкий и могучий, хитрый, осторожный, сильный. При необходимости он может тащитьпо лесу ношу в четыреста — пятьсот килограммов, может мчаться со скоростью скаковой лошади, несмотря на свою неуклюжесть, совершать молниеносные броски.
Библиотекарь:
Конкурсы будут оцениваться по пятибалльной системе. Высшую оценку получит та команда, участники которой не только дадут правильный ответ, но еще и объяснят, по каким признакам отнесли отрывок к тому или другому виду литературы. Но пока участники готовятся, остальные члены команд «поломают» свои головы на разминке.
Конкурс «Писатель - не писатель» Великий Магистр:
Ребята, вы должны не только быть умными, но и очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры, выигрывает та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.
Например: Толстой — писатель, Волков — писатель, Пьер Ришар — актер, Шукшин — писатель, Шишкин — художник. Глинка — композитор, и др.
{Ведущий всякий раз на слове писатель поднимает руку вверх. В списке могут быть фамилии известных актеров, ученых, политиков)Библиотекарь:
А сейчас - ответы команд в первом конкурсе.
Жюри выставляет оценки за конкурс и прибавляет балл команде-победительнице в разминке.
Великий Магистр:
А что, ребята, есть ли среди вас поэты? Давайте посмотрим. Мы предлагаем вам одинаковые рифмы и пять минут времени. А потом послушаем получившиеся поэтические произведения.
Шла собака по роялю, Говоря примерно так...
Вы слыхали, на базаре Чудо птицу продавали...
В зоопарке плачет слон, Увидал мышонка он...
Царь издал такой указ:
«Всем боярам в тот же час.
Великий Магистр:
Поэты вы хорошие, а есть ли среди вас прозаики? Покажите, на что вы способны. Я назову вам 7 слов:
Путешествие, приключение, остров, тайна, лодка, книга, клад!
Вы составите из 7 предложений рассказ. Времени у вас очень мало, 5 мин.
Команды зачитывают свои рассказы. Жюри выставляет оценки.
Библиотекарь:
В следующем конкурсе придется сражаться капитанам. Капитаны, к барьеру. У каждого из вас написаны на карточке по три слова. С помощью словарей вы должны найти им антонимы.
Первому капитану: арьергард — (авангард)
варварство — (цивилизация)
лицемерный — (искренний)
Второму капитану: рутинер — (новатор)
ничтожный — (великий) синтез — (анализ)
Библиотекарь:
Это первая часть конкурса. Вторая задача - найти в двухтомнике В. Даля «Пословицы русского народа» по три пословицы с антонимическими парами.
Великий Магистр:
Пока капитаны думают, болельщикам предлагаю поиграть в «Аукцион». Правила такие: я называю имя известного писателя, вы называете его произведение. Если в промежутке между вашими ответами я успею сказать: «Раз, два, три», то игра останавливается, победителем считается отвечающий последним, таким образом, он приносит дополнительное очко команде, за которую болеет.
После «Аукциона» слово предоставляется капитанам. А затем жюри оглашает оценки.
Библиотекарь:
А сейчас конкурс «Ромашка» Он покажет, насколько любят читать и много ли читают его участники.
Каждой команде роздано по 8 лепестков ромашки. Нужно вставить лепестки так, чтобы совпадало то, что написано на лепестках и на серединке. Внимание! Подсказка! У одной команды — произведения С. Маршака и С. Михалкова. У другой - Н.Носова и И.Крылова.
С. Маршак: «Сказка о глупом мышонке», «Кот и лодыри», «Откудастол пришел», «Где обедал воробей».
С. Михалков: «Веселый турист», «А что у Вас?», «Хрустальная ваза»«Мой щенок».
Н. Носов: «Приключения Незнайки и его друзей», «Фантазеры», «Огурцы», «Огородники».
И. Крылов: «Любопытный», «Демьянова уха», «Квартет», «Мартышка и очки».
Великий магистр:
Ребята, интересно, а хорошо ли конкурсанты знают библиотеку? Умеют ли пользоваться каталогами и картотеками? Выходите самые смелые. Каждому из двух вызвавшихся я предлагаю по два задания.
Вопросы-задания участникам:
Подбери литературу об обезьянах.
Подбери книги на тему: «Литература средних веков».
Составь список книг о путешественниках.
Какие книги по искусству эпохи Возрождения есть у нас в библиотеке?
(Участники работают с систематическим каталогом)
Жюри подводит итоги.
Библиотекарь:
Итак, последний конкурс:
Конкурс «Что? Где? Когда?»
От каждой команды в нем присутствуют по три человека, которым нужно будет ответить на вопрос, который выпадет на барабане. На столах у каждой команды лежат словари, энциклопедии.
Вопросы для конкурса:
Что такое бумеранг, и жители какого материка его изобрели?
Лису часто называют Патрикеевной. Почему у нее такое странное отчество?
Где найдено самое древнее изображение весов, и сколько лет этомурисунку?
Что такое «архар»?
Что означает слово «детектив»?
Как объяснить выражение «Комар носа не подточит»?
Библиотекарь:
Итак, наш конкурс подошел к концу. Команды сегодня поразили нас своими талантами и артистическими способностями, а кто же все-таки победил, нам расскажет жюри.
Подведение итогов, объявление и награждение победителей.