«Войди в природу другом!».

МКОУ «Новоусманский лицей»
Данилова Валентина Ивановна-учитель начальных классов
Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах.
В.Гете
«Войди в природу другом!»!(1 слайд)
(внеклассное мероприятие для учащихся 4 –Г класса)
(2 слайд)Цели мероприятия:(сл. 2)
1. Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу .
2. Ответить на вопрос: с какой целью создана Красная книга?
3. Воспитывать любовь к природе .
4. Учить правильному поведению в природе.
--- (3 слайд) Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах. В. Гете
---(4-5 слайд)Сегодня мы вспомним с вами, как прекрасна наша планета Земля! Ведь другой такой нет во Вселенной. Нас окружает удивительная природа. Леса и степи, горы и луга, реки и моря. Все это замечательно, но уже звучит тревожный звонок. Нашей планете грозит беда! В сказке «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери принц спросил у географа: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация». Поэтому речь сегодня и пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к матушке Природе и почему же у нас плохая репутация во Вселенной. Мы говорим: «Природу надо беречь».
--- Для кого мы бережем природу? === Для человека.
--- А от кого мы охраняем природу? === От человека.
---(6 слайд)С тех пор, как человек появился на Земле, он старается покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!
=== Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрёшь ли, человек?
===(7-8 слайд)1. Человек! Выбрасывает в окружающую природу отходы своей жизнедеятельности и страшные яды, которые убивают и калечат все живое.
===Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы так редки.
===(9 слайд)2. Человек! Вырубает и сжигает леса, а вместе с деревьями погибает и все живое.
===Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы
===(10 слайд)3. Человек! Создал автомобили и построил заводы, которые отравляют воздух вредными газами.
===Заводы наши дышат смертью,
Давно завис над городами смог!
Он покрывает Землю словно сетью.
Ты, человек порвать пока ее не смог!
===(11-12 слайд)4. Человек! Он покрывает землю огромным слоем мусора.
===Химические отходы, ядовитые шлаки, пластик – миллионы тонн их попадает в океаны и моря, «мозолит глаза» на поверхности земли. А ведь сроки разложения мусора велики: пластиковые бутылки и фольга – 100 лет, аллюминевые бутылки – 500 лет, стеклянная тара – 1000 лет. Стоит задуматься!
---( 13 слайд)Каждый из нас должен все время помнить, что общаясь с природой, мы оказываем на нее положительное и отрицательное влияние.
(14-15 слайд) (сценка «Отдых в лесу)
---Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Для этого поиграем в игру-
« Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет».
-Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
-Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
-Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
-Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
-Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
-Если мусор уберу, банку закопаю?( да)
-Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
--- Молодцы, все ответили правильно. Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым составить списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.
===Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняютсязмеи Охраняются даже цветы.
---Но кроме Красной книги уже существует на Земле Черная книга природы ( ее называют Книгой Памяти).В ней виды навсегда исчезнувшие с лица Земли. В их исчезновении прямо или косвенно виноваты люди! Перелистаем ее страницы. Природа трудилась над ними миллионы лет, а исчезли они в какие-то десятки лет!
--- Сверхзадача нашего века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке. Если каждый человек будет бережно относиться к природе своей Малой Родины, то и природа всей Земли будет сохранена. Давайте совершим небольшую фотоэкскурсию по Новоусманскому краю.

=== Люблю мой край. Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
И небо здесь синее, и солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождём и сеном пахнет лето,
Зовёт прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
И лес весной шумит.
--- Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.
А сейчас ребята покажут нам экологическую сказку. Смотрите внимательно.
=== Давайте будем к тому стремиться.Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам. Как самым верным своим друзьям!
Давайте будем беречь планету. Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна. Что будет делать без нас она?....
--- На перемене познакомьтесь с выставкой книг о природе. Эти книги есть в нашей библиотеке. Вы можете их взять и почитать.
---Психологический тренинг. Воспитательный момент.
Рассмотрите чашку. Наполните её до краёв вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё пустая чашка, ещё и ещё.. Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краёв! Что же с ней случилось? Почему так произошло?.. Ваша чашка особенная - волшебная. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Эта чашка - твоя! Она наполнена твоей добротой! А теперь уверенно скажите: " Это я! Я - часть природы. Я - люблю природу. У меня есть такая чашка!"
Творческое домашнее задание по выбору:
а) Написать несколько предложений на тему: «Я – защитник природы».
б) Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зарубина Л.Я. Экскурсия в Арбеновский лес. Журнал «Биология в
школе», № 3, 1996.
2. Захлебный А Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение,
1986.
3. Игнатьева Л.Е., Долгорукова Т.И. и др. День Земли. Воспитание экологи-
ческой культуры. – Педагогическая инициатива, 2005.
4. Князева Е.Л. Карточки-символы «Правила поведения на природе –
«девять нельзя». Журнал «География в школе», № 3, 2008.
5. Планета Земля. Энциклопедия окружающего мира. – М.: Росмэн, 1998.