Статья Метафора как средство обучения иностранному языку (финский язык)

Метафора как средство объяснения сложных грамматических правил финского языка.

Грамматика финского языка считается довольно сложной.
Часто я сталкиваюсь с тем, что не то что детям, взрослым трудно понять как действует то или иное правило на практике. Как известно, самое хорошее и доступное средство объяснения и закрепления сложного материала – это игра. И как оказалось, часто не просто игра, а именно игра – метафора (образное объяснение) помогает наиболее точно понять суть. Я говорю о тех моментах, когда учитель, поясняя грамматическую конструкцию, сравнивает её с каким-либо образом, реально существующим в нашем мире. Тогда это правило оживает, становится понятным и совсем несложным.
Например, система падежей финского языка отличается от русской не только по количеству (15 и 6 соответственно), но и качественно.
Когда происходит знакомство с первым падежом, среди учащихся практически нет людей, которые бы не поняли, как его применять. Но затем следует второй, третий, . пятнадцатый падеж. Голова загружена, всё путается. Но если представить падеж оканчивающийся на -ssa в виде червячка, сидящего в яблоке – (в чём?), -sta в виде чевячка, вылезающего из яблока – (из чего? откуда?), mihin? в виде червячка, залезающего в яблоко – (куда?), -lla в виде червячка на яблоке – (где?), -lta в виде червячка, сползающего с яблока – (откуда?), -lle в виде червячка, ползущего к яблоку – (к кому? на что?), то многие вещи встают на свои места.
Или, например, такое явление, как чередование согласных, не будет вызывать у детей никаких трудностей, если представить, что две kk – две мышки-подружки, а ssa, lla и т.д. – это злые кошки. Если эти животные не встречаются, то ничего и не происходит. (Наглядность: kukka, где две kk – это мышки, а lla, ssa и т.д. – это кошки) Одни живут своей жизнью, другие – своей. Но если вдруг они встретятся, то вы знаете, что тогда происходит. (На наглядности: к слову kukka присоединить кошку ”ssa”. Одну k кошка съедает.)
А если такое объяснение подкрепить ещё и стихотворением, то как дети, так и взрослые его никогда не забудут.
Стихотворение
Живут на свете кошки,
Живут на свете мышки.
Друг другу не мешают
И весело гуляют.
Но если злая кошка
Вдруг встретит где-то мышек,
Одну она съедает,
А на вторую сил уж не хватает.
(Так же работа проводится с другими чередованиями)
Приведу ещё пример игры-метафоры. Посмотрите, пожалуйста, это дом (картинка ”дом”). Сейчас он пустой, а скоро в нем будут жить 6 жильцов. Давайте знакомиться! На 3-ем этаже (самом верхнем) живёт слово minд, на 2-ом – s
·inд, на 1-ом – hдn. На двери каждого жильца есть свой особый знак, который принадлежит только ему:
у minд - n
у sinд - t
uu
у hдn - aa (так же и с другими
oo местоимениями)
Все эти слова очень гостеприимные и у них много друзей, они всегда делятся друг с другом своими радостями и печалями.
Как-то раз, ранним утром к minд прибежало слово istu_ . Оно плакало, т.к. потеряло свой хвостик и теперь оно незаконченное. Доброе minд подарило ему ”n”. Посмотрите, что получилось: minд istun – я сижу. Днём с такой же бедой прибежало слово seiso_. И ему minд подарило своё ”n”. Получилось: minд seison – я стою. А вечером прибежало слово puhu_ . И его minд выручило. Что же получилось? (Дети сами произносят это слово, а затем переводят на русский язык. И так с каждым местоимением. В конце, подводя итог, можно провести такую игру:
Случилось землятрясение, все буквы упали. Помоги каждой букве найти свою квартиру.)
Закрепить эту тему, а заодно усвоить понятие ”предложение” или порядок слов в предложении поможет игра ”Паровозик”
Представим, что предложение – это поезд. На вокзал прибежало три слова: olen, oppilas, minд (есть, ученик, я). Машинистом поезда будет самое главное слово (minд), т.к. оно точно также как и паровоз, тянет за собой весь состав. В 1-ом вагоне поедет слово, которое называется глагол (olen), во 2-ом – может ехать любое слово (в данном случае oppilas).
Закрепляем. Наглядность:
minд olet isд
sinд on дiti
hдn olen oppilas
На вокзал прибежало много слов (смотри наглядность), а у нас всего один паровоз и два вагона. Если в первый вагон село слово olen, то какое слово будет машинистом, а какое сядет во второй вагон?
Таким образом, игра-метафора позволяет лучше усвоить материал и делает урок более интересным.

15