Урок для 9 класса по теме «Использование средств художественной выразительности и их роль в авторской речи»


Конспект урока
«Использование средств художественной выразительности и их роль в авторской речи»
1.Эпиграф.
С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.
К. Г. Паустовский
-Ребята, что помогает автору создать волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым? ( тропы, изобразительные выразительные средства)
2. Тема урока и мотивация, цели, задачи.
Цель – определить роль изо средств в авторской речи.
А зачем нужно знать роль изо средств в авторской речи? -понимать авторский замысел, тему, идею текста; -обогатить свою речь; -подготовиться к ГИА. ПОКАЗ ЗАДАНИЯ ИЗ ГИА.
3.Задачи
Что мы должны сделать на уроке, чтобы достичь цели? (называют)
1)Вспомнить средства худ. выразительности. Среди средств художественной выразительности выделяют тропы и фигуры.
Тропы – слова и выражения, используемые автором в переносном смысле.
Фигуры – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность. Мы сегодня будем работать с тропами.
-Диалог с учителем.
-Задание классу – создать конспект ответа ученика.
Тропы – слова и выражения, используемые автором в переносном смысле. Это эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, метонимия, синекдоха, ирония и другие. Также к средствам художественной выразительности можно отнести фразеологизмы, просторечную, жаргонную, профессиональную, диалектную лексику, синонимы (в том числе и контекстуальные), антонимы, омонимы, устаревшие слова. С помощью этих средств автор выражает свои чувства к герою, свое мнение или чувства героев, создает красочный образ. Например,
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин);
Используются эпитеты расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной.
-Прочитай, то у тебя получилось Максим.
2)Контроль понимания литературных терминов.
-Сопоставительная работа. Слайды на доске.
Самооценивание. Самоконтроль. Критерии.
3) Найти в тексте. Исследовательская работа по тексту М. Пришвина.
Давайте прочитаем высказывание К.Паустовского об этом удивительном человеке.
Если бы природа могла чувствовать благодарность Человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и Воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность Выпала бы на долю Пришвина.
-Парная работа
-Защита работы
Дополнить!!!
4)Выполнить контрольный тест.
5) Домашнее задание. Написать сочинение на лингвистическую тему.