Урок литературы «Как грустна наша Россия…» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).

ТЕМА УРОКА: «Как грустна наша Россия...»
(обобщающее значение образов помещиков
в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»).

ЦЕЛЬ: выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа; обучить умению определять принципы типизации социальных явлений, раскрывать значение авторского присутствия, воззрений писателя; приобщить учащихся к исследовательской работе.

ЗАДАЧИ УРОКА: содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, умению анализировать и оценивать художественное произведение;
совершенствовать навыки самостоятельной работы школьников с художественным текстом;
способствовать развитию устной и письменной речи;

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщения учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА: судейский стол, скамья для подсудимых, зал для зрителей, столики для защиты и обвинителя, плакаты, выставка репродукций и презентация к поэме

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
« Как грустна наша Россия...»
(обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
1) «Произведения Гоголя - «крик стыда и ужаса»
А.И.Герцен.
2) «Боже, как грустна наша Россия»
А.С.Пушкин.
3) «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».
Н.В.Гоголь.
План-памятка для анализа образа помещика.
Первое впечатление о герое.
Особенности внешности, манера поведения, речь.
Отношение к хозяйству, к окружающим.
Любимые занятия, жизненные цели.
Выводы (выявить определяющую черту в образе помещика, характеризующую его как социальный тип).

Словарная работа:
Бесхарактерный - безвольный, поддающийся, чужим влияниям.
Прореха - 1) дыра, 2) недостаток, упущение.
Косность - тяготеющий к привычному, невосприимчивый к новому, отсталый.
Мошенничество- обман, неблаговидные жульнические действия с корыстными целями.
Деградация - постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств.


Ход урока
I. Вступительная беседа.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о Н.В. Гоголе и его бессмертной поэме «Мертвые души» (слайд 2).
А.А.Блок сказал: (слайд 3) «Если бы сейчас среди нас жил Гоголь, мы относились бы к нему так же, как и большинство его современников: с жутью, с беспокойством и, вероятно, с неприязнью – непобедимой внутренней тревогой заражает этот единственный в своём роде человек»
- Почему, возможно, и мы бы отнеслись к Н.В.Гоголю с беспокойством, может быть, с неприязнью?
Ученик:
- Н.В. Гоголь - сатирик, он разоблачает пороки человеческой личности, вскрывает недостатки общественного устройства. Он смеется, а ведь «ничего так не боится человек, как возможности быть осмеянным». Н.В.Гоголь говорил, «что смеха боится даже тот, кто уже ничего не боится».
Учитель:
- Действительно, «Н.В.Гоголь – царь русского смеха». Каков же он смех Гоголя? (слайд № 4) Поэма «Мертвые души», в которой автор описал жизнь России, нравы русских людей, особенности их характеров, а также судьбу России в целом – лучшее доказательство словам И.Северянина.
II. Проверка домашнего задания:
- Давайте вспомним то, о чем мы говорили на прошлом уроке.
- Почему произведение называется «Мертвые души»? Каков смысл названия? (слайд №5)
Учитель:
- До Гоголя выражения «мертвые души» не было. Оно, действительно, по словам А.И.Герцена носит в себе что-то «наводящее ужас». Но именно оно выражает идею произведения, одновременно служа осью сюжета и пружиной развития действия в нем.
- Как сюжет и оригинальная композиция поэмы помогают глубже раскрыть идейный замысел произведения (слайд №6)?
- Главный герой Чичиков совершает путешествие по России. Гоголь выстроил длинный коридор, по которому ведет своего читателя вместе с Чичиковым, и ,отворяя двери налево и направо, показывает сидящего в комнате урода. Так ли это?
Ученик:
- Да, так. Показ персонажей у Гоголя подчинен строгой внутренней последовательности. Используя мотив лестницы, автор показывает: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого» (слайд №7)
III. Сообщение темы урока, цели работы:
Учитель:
- Сегодня на уроке мы и поговорим об образах помещиков и, совершив над ними суд, постараемся выявить приемы описания характера каждого из помещиков, определим принципы типизации социальных явлений. (показ слайда №8)
- О своем произведении Гоголь сказал: «Как мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».
А.И. Герцен, познакомившись с ним, произнес: «Это произведение Гоголя - крик стыда и ужаса».
А.С. Пушкин воскликнул: « Боже, как грустна наша Россия!».
- Эти три высказывания являются эпиграфами нашего урока. Готовясь к уроку, работая с текстом, вы провели исследовательскую работу в группах по образу того или иного помещика по схеме (она на доске). Первая группа ребят занялась инсценированием отдельных эпизодов, вторая – составлением презентации к уроку, третья - подготовила словарную работу (результат этой работы на доске)
- Сегодня у нас есть свой судья, защитники , обвинители, ну и, конечно, подсудимые. Прошу вас занять свои места и приступить к работе.
IV. Работа по теме урока (инсценирование эпизодов поэмы сопровождается комментариями и выводами учащихся по образу того или иного помещика).

СУДЬЯ: Слушается дело (слайд №9 ) о губернских помещиках, которые обвиняются:
Манилов - в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности.
Коробочка - в жадности и косности. Ноздрев - в бесцельной активности, хамстве, во лжи и мошенничестве.
Собакевич - в грубости и чрезмерном чревоугодии.
Плюшкин - в беспредельной скупости, превратившей его в «прореху на человечестве», в том, что он потерял человеческий облик.
Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания каждого из этих помещиков и проследим путь их моральной деградации, путь их падения.
Помещик Манилов, вам предоставляется слово.(слайд №10)
МАНИЛОВ: Я - уважаемый отец семейства, имею на попечении двух отроков Фемистоклюса и Алкида, верный супруг и старинный владелец Маниловки, родового имения в ... (приказчик, сколько душ?) в 200 душ. Хоть и не имею блестящего образования, как иные, но без ложной скромности скажу: прелюбезнейший и препочтенейший человек, слуга отечества. Имею дом, стоящий на этаком возвышении, три клумбы по-английски, чудеснейшую беседку под названием «храм уединенного размышления», где я предаюсь отрадным мечтаниям.
ЗАЩИТНИК: Позвольте, о чем же вы мечтаете?
МАНИЛОВ: Глядя с крыльца на пруд, я мечтаю о том, чтобы от дома провести подземный ход или через пруд построить прекрасный каменный мост, на котором бы разместились по обеим сторонам скамеечки, а на них бы сидели купцы и продавали разные мелочные товары, нужные для крестьян.
ЗАЩИТНИК: Прошу покорнейших господ судей учесть хозяйственные способности моего подзащитного, его радения о своих крепостных.
ОБВИНИТЕЛЬ: Но ведь эти радения только в мечтах, а на деле?! Крестьяне живут в сереньких бревенчатых избах, нигде меж ними нет ни растущего деревца, ни другой какой земли. А сколько умирает у вас крестьян от голода и болезней?
ЗАЩИТНИК: Я протестую! Люди умирают и умирать будут, причем же здесь господин Манилов? Ответьте на мой вопрос, подзащитный. Много ли вы читаете?
МАНИЛОВ: На этот вопрос я отвечу с превеликим удовольствием. Я очень много читаю. Проглядываю «Сына Отечества», и, заметьте, с превеликим удовольствием.
ОБВИНИТЕЛЬ: А как вы объясните тот факт, что закладка в книге два года покоится на четырнадцатой странице?
МАНИЛОВ: Да, вы знаете, семейные заботы, благополучие деток, судьба Маниловки, размышления о судьбе Отечества - все это занимает много времени.
СУДЬЯ: А как вы объясните показания свидетеля N: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше, а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную?»
МАНИЛОВ: Господин N? Не понимаю... Отчего он изволил так отозваться обо мне? Отчего-то скука? «Черт знает что такое». Не понимаю, господа.
СУДЬЯ: А еще о вас говорят: «Человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Силифан».
МАНИ ЛОВ: Это кажется из пословицы. Как же изволите понимать такое изречение? Не пойму такое глумление...
СУДЬЯ: Успокойтесь, господин Манилов. Успокойтесь. Садитесь, подсудимый. УЧИТЕЛЬ: Ну, что ж, почтенная публика, вам слово.
УЧЕНИК №1: Я работал над портретной характеристикой героя. Могу сообщить следующее: С Маниловым встречаемся в первой главе, где дается его портрет. Гоголь неоднократно описывает глаза, улыбку, «приятности лица»; «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару »; «он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами; во время мечтаний глаза его делались чрезвычайно сладкими, и лицо принимало самое довольное выражение. Он «несколько прищуривал глаза...» и от удовольствия почти совсем зажмуривал их». Всмотритесь в его портрет! Описание портрета Гоголь завершает емкой фразой «...явя в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное». Преобладающий оттенок в описании героя - тема сахара и сладости, который превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Преследуя приторно « сладкими « сравнениями улыбку Манилова, его голос, фразы, автор добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению. Приятнейшая маниловская улыбка для всех - это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость.
Это подтверждается прямой авторской характеристикой: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а третью скажешь: «Черт знает что такое!»- и отойдешь, дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».
УЧИТЕЛЬ: с помощью каких деталей Гоголь придает комическую окраску образам своих персонажей?
УЧЕНИК: составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются также позы, жесты, движения, мимика, одежда. Именно с их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность. Манилов этому лучшее свидетельство. Жесты его свидетельствуют об умственном бессилии, неспособности постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.
УЧЕНИК №2: Темп жизни Манилова чрезвычайно медленный. События вокруг него разворачиваются тоже медленно, вернее, совсем не разворачиваются. Гоголь создает только видимость самой жизни. Манилов привык жить за счет крепостных. Эта привычка развила в его характере черты апатии и лени, убила всякую способность к мышлению и полезной деятельности.
УЧИТЕЛЬ: с помощью каких деталей или зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова? Как его характеризует?
УЧЕНИК: Гоголевская насмешка подстерегает Манилова повсюду. Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг оборачивается против него. Особенно беспощаден Гоголь к разного рода претензиям своего «героя». Каждой из них он дает развернуться во всей красе, чтобы затем одним точным движением разбить ее вдребезги. Так Манилов фантазирует, например, о строительстве моста и замков- и автор указывает на два кресла, которые фантазер за восемь лет не удосужился обшить. В осуждении, в высмеивании отрицательного оказывается важнейшая особенность сатиры Гоголя. Это больше, чем насмешка- это беспощадный суд, который вершится писателем Главная его социально-психологическая черта - желание всем и всегда нравиться: обходительность и учтивость его «гербовая печать».
УЧИТЕЛЬ: К каким выводам автор приводит читателей?
УЧЕНИК: Манилов - спокойный наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры - все для него «препочтеннейшие» люди. Манилов - человек неопределенный, в нем нет живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек «так себе, ни то ни се».
УЧИТЕЛЬ: Можно ли говорить о маниловщине вообще?
УЧЕНИК №3: Да, и маниловщина - явление социальное, особый психологический тип личности, который присущ очень многим и зачастую знаменует собой полную неприглядность человека к активной деятельности. Поэтому писатель настойчиво предостерегает читателя от возможности трагического разрыва между мечтой и действительностью (слайд №10)
СУДЬЯ: Суд продолжается, господа! Помещица Коробочка, расскажите суду о вашей жизни.
КОРОБОЧКА: (слайд №11) Я - старинная столбовая дворянка, помещица. Имею, батюшка, приличное поместье, дворик, где полно всякой домашней твари: и индеек, и кур, и петухов, и боровков. А какие огороды у меня, сударь, прости бог хвастунью, и капуста, и репа есть, и лук, и свекла... А за огородами, напротив свиного хлева, избы моих крестьян, их у меня душ восемьдесят.
СУДЬЯ: " Вы торгуете?
КОРОБОЧКА: Торгую понемногу, господи помоги. И пенькой и салом, и крестьянами, коли бог пошлет.
СУДЬЯ: Вопросы к подсудимой имеются?
ЗАЩИТА: Какие вопросы, итак ясно, что это хорошая хозяйка.
ОБВИНИТЕЛЬ: У меня вопрос. Как это вы можете торговать живыми людьми, будто вещами? Разве возможно это в наш просвещенный век.
КОРОБОЧКА: Ну, полно вам, что тут страшного?! Все торгуют, крепостные - хороший товар, ходовой.
СУДЬЯ: А свидетель Чичиков называет вас «крепколобой», «дубинноголовой», «проклятой старухой».
КОРОБОЧКА: С нами крестная сила! Какие вы страсти говорите! Не хочу на ночь вспоминать о господине Чичикове. Ведь он, несмотря на то, что дворянин и почтенный с виду господин, затеял покупать у меня мертвые души. А я, скажу прямо, растерялась и стала жутко торговаться, а вдруг - продешевлю. Вот видно и недовольным остался, что не позволили ему провести матушку-помещицу, оставить с носом. Ну, да бог с ним, с бессовестным, я свое взяла, и кончено. А вы, господин судья, сало свиное не покупаете?
СУДЬЯ: Садитесь, подсудимая, садитесь.
УЧИТЕЛЬ: Ваше слово, почтенная публика.
УЧЕНИК: Автор дает прямую характеристику своей героине. «Выпучив на него глаза ( писатель дает возможность зрительно представить выражение лица помещицы,) «старуха задумалась», и ,открыв рот, смотрела на него почти со страхом»; «вперила глаза в, ключницу». Гоголь не скрывает иронии в отношении ее мыслительных способностей».
УЧИТЕЛЬ: Какими приёмами достигается ирония при характеристике помещицы?
УЧЕНИК: Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей как важнейшего элемента создания сатирического образа. Так диалог Коробочки и Чичикова- шедевр комедийного искусства. ( зачитывается в лицах) Этот разговор можно назвать диалогом глухих.
УЧИТЕЛЬ: Каков стилистический прием, с помощью которого Гоголь подтверждает свою мысль о «дубинноголовости» помещицы?
УЧЕНИК: Многократные повторения Чичиковым словосочетаний: «ну, теперь ясно?», «понимаете?», «понимаете ли вы это?», «понимаете ли?», «да не найдешь слов с вами!», «впрочем, чтобы успокоить ее, он дал ей какой-то лист в рубль ценою».
УЧИТЕЛЬ: какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?
УЧЕНИК: Тупо, непоколебимо, убежденно Коробочка делает свое дело - продает, ест, спит, копит, копит, копитХарактерно, что сама торговля «мертвыми душами» ее не смутила: она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почем нынче продают «мертвые души».
УЧЕНИК: Мне хочется сказать о положении крестьян у Коробочки. Деревенька - источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и сами- ми крестьянами - вот «уступила» третьего года Протопопу «двух девок по сто рублей каждую». Еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни  лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает где право, где лево. Этот ребенок, наивное, милое существо, но растущее в скотских условиях. Коробочка проявляет беспокойство о девочке, но не более, чем о вещи: «только ты смотри: не заведи ее, у меня уже одну завезли купцы».
УЧИТЕЛЬ: Сделайте выводы о смысле хозяйственности Коробочки.
УЧЕНИК: Помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.
УЧИТЕЛЬ: Что сделало Коробочку такой?
УЧЕНИК: Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили ее интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все другие стороны жизни, не связанные с накопительством и приобретательством, остались для нее не- доступными.
СУДЬЯ: Прошу господина Ноздрева рассказать о себе суду (слайд №12)
НОЗДРЕВ: Ну что сказать о себе? Как говорится, славный малый, лихач, охотник погулять, в картишки перекинуться... А ярмарки ... люблю, брат, ярмарки! Хоть и продулся в последний раз, зато так покутили, погуляли так! Я за обед только шампанского семнадцать бутылок выпил...
СУДЬЯ: Ладно, ладно. Вы женаты?
НОЗДРЕВ: Был когда-то, да жена умерла, царство ей небесное.
СУДЬЯ: Ну, а дети есть?
НОЗДРЕВ: А как же! Хотя... не до них, брат. Вот пускай нянька за ними смотрит. Эх, смазлива, черт! А вот псарни, господа, это я вам скажу, такое дело... Там я отец родной. Я тебе, ваше превосходительство, могу щенка подарить, а лучше давай поменяемся.
СУДЬЯ: Благодарю покорно. Вы лучше скажите: за что вас называют «историческим человеком»?
НОЗДРЕВ: А это оттого, что все время попадаю в истории.
ЧИЧИКОВ: Позвольте добавить, господин судья. Весьма неприятные истории приключаются с подсудимым. Недавно и мне пришлось оказаться свидетелем пре-неприятнейшей истории. Хотел я заключить сделку весьма выгодную для обеих сторон... НОЗДРЕВ: Что? Какую...
ЧИЧИКОВ: Да это не важно.
НОЗДРЕВ: Нет, брат, ты скажи, скажи какую. Суду будет интересно узнать об этом, свинья ты этакая?
ЧИЧИКОВ: Прошу прощения, я весьма тороплюсь. Так вот: только случай меня спас от самоуправства господина Ноздрева. Ведь он, извините, хотел меня избить вместе со своими дворовыми. Ни одно дело не проходит у него без вмешательства властей, жандармов. Честь имею откланяться.
НОЗДРЕВ: Ах ты, жук! Я вам такую историю поведаю про него, пальчики оближите.
СУДЬЯ: Хватит. С нас достаточно ваших историй.
УЧИТЕЛЬ: Что вы можете заметить, почтенная публика? Какие новые штрихи вносит персонаж в раскрытии основной идеи поэмы? Какими художественными средствами писатель характеризует Ноздрева?
УЧЕНИК: Для решения этих вопросов можно использовать «момент авторского присутствия» и саморазоблачение персонажа через его монологическую речь?
Очень интересна авторская характеристика Ноздрева. Она состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, характерных эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе и т. п. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: например, пьяный разгул: «я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского»; пристрастие к игре в карты, пустые, пошлые разговоры, сплошное вранье: на этом «поле рысаков такая гибель».
УЧИТЕЛЬ: Как разоблачается желание Ноздрева приврать?
УЧЕНИК: Зачастую лживость Ноздрева автор разоблачает тонким, замаскированным приемом: в кабинете его были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков».
УЧЕНИК: Хочется остановиться на характерной интонации речи героя. Она сугубо бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь, печник гадкий и др. И в этом обнаруживается не только его личная черта, но, в какой-то мере, и социальная. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать - ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.
УЧИТЕЛЬ: Каковы жизненные цели Ноздрева?
УЧЕНИК: Ему дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им всецело владеет неуемная жажда удовольствий - таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрев пакостит в той же жажде удовольствий, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него - только средство или источник удовольствия. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: «фетюк», «подлец», «дрянь».
УЧИТЕЛЬ: Что роднит Манилова и Ноздрева?
УЧЕНИК: Оба помещика ведут бесцельный, праздный образ жизни, им присущи безалаберность и бесхозяйственность, слова расходятся с делом, для них нет никаких нравственных критериев. Оба героя наделены искаженными положительными свойствами характера: Манилов (мечтательность и доброта - болтливость и слащавость); Ноздрев (отвага и удаль - безделье и наглое вранье). У каждого есть свои секреты в характере, каждый демонстрирует свои последствия общей социальной болезни - бездуховности, порожденной уродливыми общественными отношениями.
СУДЬЯ: Заслушаем помещика Собакевича. Расскажите, как живете, чем занимаетесь? (слайд №13)
СОБАКЕВИЧ: Владения у меня добрые (поглаживает живот). Деревня, сосновый бор, березовая роща, поля, свой двор, дом.
ЗАЩИТНИК: У господина Собакевича все на века. Не только постройки - березы и те в два обхвата. Настоящий хозяин!
СУДЬЯ: Чем же вы занимаетесь?
СОБАКЕВИЧ: Как когда. В основном охотой. Мишек люблю бить. Слабость, извините.
СУДЬЯ: Ваша цель в жизни?
СОБАКЕВИЧ: Сытно поесть. Осетринку, поросенка с хреном, бараний бок с кашей - эх! Уважаю!
ОБВИНИТЕЛЬ: «Бок с кашей! Обжорство - вот его цель, смысл и суть жизни».
СУДЬЯ: Как вы относитесь к председателю дворянского собрания?
СОБАКЕВИЧ: Дурак, какого поискать.
СУДЬЯ: А губернатор?
СОБАКЕВИЧ: Сам разбойник, и рожа воровская.
ОБВИНИТЕЛЬ: Да вы же грубиян.
ЗАЩИТНИК: Зато крепостных не обижает. Каждого в лицо знает.
ОБВИНИТЕЛЬ: Ну да, с мужиками он в ладу. А обижать будет, так самому накладно станет - они же его собственность.
УЧИТЕЛЬ: Ваши наблюдения, уважаемая публика.
УЧЕНИК: Для характеристики Собакевича Гоголь использует детали-вещи (зачитывает описание господского дома). С Собакевичем мы встречаемся и в первой главе, и в пятой. В 1 главе Собакевич характеризуется как человек «неуклюжий на взгляд». Это качество подчеркивается и углубляется в 5 главе: он похож «на средней величины медведя». Автор настойчиво обыгрывает слово «медведь», фрак медвежьего цвета, звали его Михаилом Семеновичем. Словами Чичикова автор высказывает свое заключение: родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь
УЧИТЕЛЬ: Что поражает в портрете Собакевича?
УЧЕНИК: Бросается в глаза прежде всего цвет лица: «...каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке». Вот как говорит Гоголь: «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура не долго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза...»
УЧИТЕЛЬ: Какова речь Собакевича?
УЧЕНИК: Грубая, топорная, прямолинейная. Например: «Казалось, - пишет Гоголь - в этом теле не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а как у Кощея бессмертного, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что не ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
УЧИТЕЛЬ: Почему о главном предмете разговора с Собакевичем Чичиков подходит осторожно: не назвал души умершими, а только несуществующими?
УЧЕНИК: Собакевич сразу «учуял», что предложенная сделка - жульническая. Но даже глазом не моргнул. «Вам нужно мертвых душ?- спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе»
УЧИТЕЛЬ: Итак, какие приемы использует автор для раскрытия образов Коробочки и Собакевича? Почему эти приемы одинаковые?
УЧЕНИК: Для описания образа этих героев Гоголь мастерски использовал диалоги как важнейший элемент создания сатирических образов Коробочки и Собакевича. Диалог очень точно рисует лиц, ведущих беседу. Беседа Чичикова с Коробочкой и Собакевичем носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга. Жадное корыстолюбие Коробочки и Собакевича раскрываются в сцене продажи «мертвых душ». Помещики не удивляются предложению Чичикова, а только боятся продешевить. Вся их жизнь – накопительство ради накопительства. Герои эти по-хозяйски умны и практичны: они не разоряют мужиков, потому что это не выгодно им самим. Они знают, что в этом мире все продается и покупается.
СУДЬЯ: Помещик Плюшкин, вам слово (слайд №14)
ПЛЮШКИН: Что вам сказать, господа. Беднею я. Грабители в разор вводят. Хотя бы Прошка, вот этакий. Всыпать бы ему, да нечем. Кругом издержки.
ЗАЩИТНИК: Хочу сказать - ведь господин Плюшкин был прекрасным хозяином, рачительным. Соседи ездили к нему учиться, мудрой скупости, разумной бережливости, у него работали фабрики, станки, прядилки, плуги, молоты, косы. Приветливая хозяйка, его жена, славилась хлебосольностью. Но хозяйка умерла. Старшая дочь выскочила замуж, сын уехал. Младшая дочь тоже умерла. Господин Плюшкин остался один, неутешный в своем горе.
ОБВИНИТЕЛЬ: Все это так. Но в одиночестве его бережливость превратилась в скупость с волчьим аппетитом, жадными глазами. Вы бы глянули на его дом: разваленный, в грязи, в пыли, копоти. Ужас! Как он мог докатиться до такого?
СУДЬЯ: А сколько у вас душ?
ПЛЮШКИН: С тысячу было. Да в прошлом году от мора померло, да в бегах которые.
ОБВИНИТЕЛЬ: От такого убежишь.
УЧИТЕЛЬ: Каковы ваши наблюдения?
УЧЕНИК: Плюшкин - предел морального падения человека, «прореха на человечестве». Все человеческое умерло в нем, это мертвая душа. Выразительно описывает Гоголь село Плюшкина с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой, с особенной ветхостью деревенских изб, с господским домом, который выглядел таким дряхлым «инвалидом». Один только сад был живописно красив, но эта красота - «красота заброшенного кладбища». И вот на этом фоне появляется странная фигура: не то мужик, не то баба, в неопределенном платье». Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут как мухи», десятками числятся в бегах. В Плюшкине нет никаких человеческих чувств. Вещи для него дороже людей. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек», - восклицает Гоголь. «Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком». В образе Плюшкина воплощена позорная бессмысленность накопительства и скупости, порождаемая собственническим обществом.
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности? Что усиливает грусть описания?
УЧЕНИК: Гоголь вовлекает читателя в светлые и печальные думы о неостановимости человеческой жизни. Грусть усиливается описанием большого сада и барского дома. Все здесь в страшном запустении, все говорит о смерти. Старый сад одичал и заглох, но именно только он и освежает картину, потому что здесь, в саду, во всем чувствуется жизнь.
УЧИТЕЛЬ: Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?
УЧЕНИК: Гоголь обращается к прошлому героя, так как причины нравственного уродства те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле человеческой жизни, о нравственном долге, об ответственности за все, что происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Например, Манилов, во всяком случае, нежен со своей женой и мечтает о возвышенной дружбе. Плюшкин во всех без исключения, даже в родных и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.
УЧИТЕЛЬ: Тема нравственного падения духовной смерти «хозяев жизни» завершается именно образом Плюшкина, так как именно он является воплощением крайней ветхости и заплесневелости. В этой главе детали разрастаются до значения символов: плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения.
СУДЬЯ: Перед вами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, на что и обратил внимание господин Гоголь: «Один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого» (слайд №15) В Манилове есть хотя бы что-то человеческое, например, его беспомощные «порывания» к духовной жизни. У крепколобой Коробочки нет даже и намека на какую-то духовную жизнь. У Ноздрева, наглого озорника, полностью отсутствуют принципы нравственности. В Собакевиче проступает жестокое и уверенное. И, наконец, Плюшкин - помещик, в котором человеческая личность достигла предела духовного оскудения. Эти ничтожные люди не составляют исключения, они обычные, типичные для нашей среды. То обстоятельство, что они душевладельцы, лишает их человеческого в них.
ГЕРЦЕН писал: «Как мы, просвещенные люди, не замечаем ужасов порабощения одного человека другим! Развенчаем же миф о добром хозяине-помещике»
УЧИТЕЛЬ: Давайте подведем итог сказанному (слайд №16).
УЧИТЕЛЬ: В чем общий человеческий смысл образов поэмы? Жизненны ли герои Гоголя, современны ли они? (слайд №17)
СУДЬЯ: Суд приговаривает их к вечному презрению за паразитический образ жизни. Быть именам Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина нарицательными, обозначающими человеческие пороки.
V. Подведение итогов:
УЧИТЕЛЬ: Уважаемый судья, вы почти подвели итоги нашего урока. Но почему же это произведение потрясло всю мыслящую Россию? Почему А.С.Пушкин воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия!»?
УЧЕНИК: Гоголь сумел изобразить картину дворянских усадеб, бессмысленную жизнь, которая уничтожает в человеке высокие душевные порывы и глубокие чувства. Это и потрясло всю мыслящую Россию.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня имена этих героев стали нарицательными. Мы называем Маниловым мечтателя, не умеющего заниматься полезным делом; Лгуна, хвастуна -Ноздревым; жадного скрягу - Плюшкиным. Но не Ноздревы, Маниловы, Коробочки - будущее России, а умный русский народ. Основная тема поэмы – пути развития России, её настоящее и будущее. «Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка, тебя вижу». Гоголь мучительно размышлял о судьбе страны. «Куда ты несёшься, Русь, дай ответНе даёт ответа». Писатель-патриот верит в величие России. «Постораниваются и дают ей дорогу другие страны и государства» (слайд №18) Гоголь торопил время. Ему хотелось, чтобы Русь преодолела свою вековую инертность и полетела птицей, как это видилось ему из «прекрасного далека», в мечтах, а такие, как Маниловы, Ноздрёвы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины не мешали бы ей. Прошло времяПоэма жива , и ею продолжают восхищаться , потому что её герои ещё живы.
УЧИТЕЛЬ: (слайд №19). Задумайся, молодой человек, не живут ли в тебе наши горе - герои?
УЧИТЕЛЬ: Отмечая вечность поставленных в произведении проблем, актуальное их звучание, автор призывает: "Будьте живыми душами! Думайте о душе! Не дайте себе полностью погрязнуть в заботах о суетном, живите и духовной жизнью! Не дайте умереть душе своей при жизни!"
Закончить сегодняшний урок хочу словами Гоголя: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом» (Слайд №20.)

VI. Проверка усвоенного материала. Тест.
Определите смысл заглавия поэмы:
а) по «ревизским сказкам» существовали «мертвые души», за которые надо было платить, как за живых;
б) души героев-помещиков давно омертвели;
в) живая душа русского народа оказалась в плену у казенной мертвой формы, антигуманных законов.
2. С какой целью Гоголь ввел одинаковую для всех помещиков систему описания?
а) для удобства читателей;
б) выделить черты каждого помещика
в) показать, что при всем различии во внешности у них одна сущность.
3. По какому принципу построена композиция поэмы?
а) по принципу «нисходящего» развития образов помещиков;
б) по трем кругам: помещики, чиновники, Чичиков;
в) по принципу чередования сюжетных и внесюжетных элементов.
4. Соотнесите детали-«лейтмотивы» с характерами помещиков:
1) сахар а) Манилов
2) мешочки, коробочки б) Коробочка
3) куча, прореха в) Ноздрев
4) здоровье г) Плюшкин
5. В поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь использует «зоологизацию» персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует:
1) медведь а) Манилов
2) кот б) Коробочка
3) птица в) Ноздрев
4) мышь г) Плюшкин
5) собака д) Собакевич

VII. Комментирование оценок.

VIII. Домашнее задание: перечитать главы 7-10.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815