Интегрированный урок по литературному чтению на тему: М. Пришвин Предмайское утро

Киреева Елена Павловна,
учитель начальных классов,
МКОУ «ШИСОО» с. Самбург Пуровского района ЯНАО

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ И ХУДОЖЕСТВЕНОГО ТВОРЧЕСТВА В 1 КЛАССЕ.
Тема: М. Пришвин «Предмайское утро».
Цели: 1. формировать навыки плавного слогового, выразительного чтения, грамотной устной речи учащихся, ее обогащение за счет лексической работы;
2. развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, умение слушать и воспринимать эмоциональное содержание музыки;
3. познакомить с одним из видов графики – граттажем, обучить созданию рисунка в технике граттажа;
4. воспитывать аккуратность в выполнении работы.
Оборудование: три иллюстрации весеннего пейзажа по месяцам – март, апрель, май; иллюстрация «Весеннее поле»; записи музыки Г. Фрида «Песенка о весне», Э. Грига «Утро»; тексты отрывка стихотворения Ф. Тютчева «Уж тает снег» для каждого ученика; белый картон, покрытый воском и темной тушью, с нанесенным на нем контур рисунка, перо.
Ход урока:
Организационный момент.
Цели урока.
Вступительная беседа:
Учитель: К нам она шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны:
Верно, очень теплые
Ноги у «Госпожи».
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Как вы догадались, что в нем говорится о весне?
Работа по иллюстрациям – пейзажные зарисовки весенних месяцев.
МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте взял
И почернел.
Почернел с досады,
Что люди
Солнцу рады!
Вешний лес уже не дремлет:
Появляется листва.
Просыпаются все звери,
Что дремали под снежком.
Открывай, апрель, им двери!
Все из норок кувырком!

В мае мир глядится новым:
Небо в цвете васильковом,
Переполнились пруды,
Заневестелись сады,
Всё цветёт


Слушание учащимися музыки Г. Фрида «Песенка о весне» и работа по произведению:
Какое настроение вызывает музыка Г. Фрида?
Соответствуют ли иллюстрации музыке Г. Фрида? Почему?
Работа по иллюстрациям. Выходят три ученика («три Месяца») и прикрепляют на иллюстрации солнышко, но на каждой картине оно занимает соответствующее место – на что нужно обязательно обратить внимание. В марте солнце еще низко над землей, в апреле и в мае оно соответственно поднимается выше.

«Месяцы» зачитывают стихотворные строки под звуки «Песенки о весне»:
- Солнышко весеннее ярче с каждым днем
- Уж тает снег, бегут ручьи
- И лес оденется листвою
Учащиеся должны отгадать, к какому весеннему месяцу относится строка.
Вывод об изменениях в природе, особенностях трех весенних месяцев.
«Месяцы» читают отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Учитель раздает тексты отрывка учащимся. Самостоятельное чтение отрывка. Хоровое чтение. Заучивание текста наизусть и чтение его.
Физкультминутка под музыку Э. Грига «Утро».
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
Ветер тихо клен качает,
Вправо-влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумит листвою он.
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два».
Работа над новым материалом:
Учитель: - Иллюстрации, стихи и музыка помогли увидеть весенние месяцы и помогут понять рассказ Михаила Пришвина «Предмайское утро».
Первичное чтение рассказа учителем.
Словарная работа: «дымится зелень», «зеленя», «на горизонте». Работа проходит с помощью картины «Весеннее поле».
или
Самостоятельная работа учащихся по тексту – чтение «шепотом» (тихое чтение).
Чтение рассказа «цепочкой».
Разбор прочитанного текста по вопросам и выборочное чтение:
- Как описан лес, когда начинают распускаться листочки? Прочитайте.
- Какими красками писатель рисует березы? Прочитайте.
- Где появляется первая зелень? Прочитайте и покажите на иллюстрации «Весеннее поле».
Работа над созданием рисунка «Веточка с почками» (или «Верба») в технике «граттаж»:
а) Учитель: - Ребята, сегодня мы будем выполнять рисунок в технике «граттаж». Граттаж – это вид графики – выполнение рисунка, путем процарапывания острым предметом или пером. У вас на столах уже заготовлены основы нашей будущей работы. Процарапывание делаем по контуру рисунка до появление белого оттенка картона. При работе с пером соблюдайте технику безопасности при работе с острыми предметами.
б) Самостоятельная работа учащихся – выполнение рисунка.
VII. Итог урока. Коллективное обсуждение детских работ.
VIII. Домашнее задание: 1) чтение рассказа М. Пришвина «Предмайское утро», 2) закончить рисунок.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Рисунок 2C:\Documents and Settings\alenapavlovna\Рабочий стол\img_prew.jpgРисунок 3C:\Documents and Settings\alenapavlovna\Рабочий стол\4453138.jpg15