Конспект урока по литературному чтению на тему М.Пришвин Предмайское утро


Технологическая карта урока
УМК: школа РоссииДата: 16.02.2016Предмет: литературное чтениеКласс: 1 «А»Тема: М.М. Пришвин «Предмайское утро»Тип урока: комбинированныйЦель: формировать навыки плавного слогового, выразительного чтения, грамотной устной речи учащихся, ее обогащение за счет лексической работы;Планируемые результаты: Коммуникативные: планирование и согласованность выполнения совместной деятельности;
Познавательные: способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, внимания, творческого мышления, развитию умения рассуждать, вести диалог, отвечать на поставленные вопросы.Регулятивные:
формирование умения добиваться поставленной цели, осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.Метапредметные:Личностные:применять правила делового сотрудничестваОборудование: три иллюстрации весеннего пейзажа по месяцам – март, апрель, май; иллюстрация «Весеннее поле»; записи музыки Г. Фрида «Песенка о весне», презентация, портрет художника, картина природы, портрет М.М. Пришвина,
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент -Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Ольга Ивановна, сегодня я проведу урок литературного чтения.Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем! Приветствуют учителя, садятся на свои рабочие места
Подведение к теме урока -К нам она шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны:
Верно, очень теплые
Ноги у «Госпожи».
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Как вы догадались, что в нем говорится о весне?-Какие весенние месяца вы знаете?-Ребята, посмотрите на изображение и попробуйте догадаться какая картинка относится к какому весеннему месяцу?Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте взял
И почернел.
Почернел с досады,
Что люди
Солнцу рады!Вешний лес уже не дремлет:
Появляется листва.
Просыпаются все звери,
Что дремали под снежком.
Открывай, апрель, им двери!
Все из норок кувырком!В мае мир глядится новым:
Небо в цвете васильковом,
Переполнились пруды,
Заневестелись сады,
Всё цветёт …-Молодцы ребята!-Давайте послушаем музыку Г. Фрида «Песенка о весне»-Какое настроение вызывает эта музыка? -Соответствуют ли иллюстрации музыке? Почему?-Как вы думаете какая тема будет нашего урока? -о весне-Март-Апрель-Май-«Предмайское утро»
Подготовка к восприятиюСлово об автореПрогнозирование содержания по заголовкуПервичное чтениеБеседа
Словарная работаФизминуткаПовторное чтениеБеседа по содержанию
Выполнение творческого задания
-Посмотрите на слайд, кто изображен?-Что он делает?-А как вы думаете, что он рисует?-Этот человек любит родную природу и рисует ее, а есть люди, которые свои жизненные отношения к природе передают словами. Писатель М. М. Пришвин тоже любил свою природу. Родился М. М. Пришвин в 1873 г. в дворянской усадьбе маленького имения Елецкого уезда Орловской губернии. Мать его рано осталась вдовой с шестью малолетними детьми на руках. С ранних лет мальчик видел трудовую жизнь крестьян и решил, что все люди, как в нянькиных сказках, находятся в плену у Злого Кащея, и он, мальчик, призван разорвать эту цепь. (Свои романтические настроения детства он изобразил позже в произведении «Кащеева цепь».)
Пришвин получил специальность агронома. Он собирал и записывал народные сказки в Карелии и Беломорье. В своих книгах он рассказывал о жизни животных и растений: «В краю непуганых птиц», «Охотничьи рассказы», «Глаза земли». Наиболее известны сборники детских рассказов Пришвина «Лисичкин хлеб» и «Золотой луг».
В детских рассказах Пришвина подкупает их гуманистическое содержание – присутствие явное или скрытое доброго человека, любящего природу и помогающего ей.
Посмотрите на портрет писателя, прочитайте о нем в учебнике.-О ком и о чем рассказывал М. М. Пришвин в своих книгах?- как надо относиться к природе говорится в этом стихотворении?Чтоб могли леса цвести, и сады, и реки.
Все живое береги на этом свете!
Ты природу полюби, каждую травинку.
С птицами давай дружи, береги былинку.
Не неси ежа домой, бабочку не трогай,
Школьник! Помни ты всегда – их не так уж много!
- ребята, прочитайте название текста? - как понимаете это выражение? Почему?-Давайте прочитаем название выразительно.-Какое настроение вызывает весна? Почему? прочитаем с радостью.- Иллюстрации и музыка помогли увидеть весенние месяцы и помогут понять рассказ Михаила Пришвина «Предмайское утро».-Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы слушайте внимательно, следите за мной. Попробуйте представить картину описанную автором.-Что вы представили, когда я читала текст? Какие бы взяли краски, чтобы нарисовать весеннюю картинку?В тексте встретились слова, выражения, как вы думаете, какое значение они имеют? «дымится зелень», «зеленя», «на горизонте». Работа проходит с помощью картины «Весеннее поле».«Дымится зелень»-«Зеленя»- – От какого слова? (цвет - зеленый). Поля, засеянные под зиму (осенью), с приходом весны очень зеленая молодая поросль.«На горизонте»- это воображаемая линия, где небо сходится с землей.К нам весна шагает,
Быстрыми шагами. (Шаги)
И сугробы тают
Под ее ногами. (Приседания)
Черные проталины
На полях видны. (Хлопки)
Видно очень теплые
Ноги у весны. (Прыжки)Сейчас вы будете сами читать текст по (цепочке), карандашом отметьте, чем нас радует каждый месяц? Почему автор так написал? Найдите в тексте какими красками описывает это утро?
Трава – зеленеет.
Березы – шоколадного цвета.
Почки – густые.
А какой лес в тексте?.Как вы это представляете? На каких деревьях в лесу появляется первая зелень (на ивах) верба. Какое выражение использует автор, чтобы передать красоту первой зелени?
Чтобы почувствовать красоту природы, как надо прочитать? Прочитайте этот рассказ шепотом в паре
- выразительное чтение вслух(2пары) -Художник-рисует-природу
- (о жизни растений, животных, об отношениях человека к родной природе)
-Предмайское утро-радостноечитают(не одет, но… почки)(чуть дымится первая зелень)(целыми словами, с чувством хорошего настроения).
Итог урока -С каким писателем познакомились сегодня на уроке?-Что узнали нового о его произведениях?-Чему учат эти произведения?-Какое произведение мы сегодня изучили?-Что вам понравилось на уроке?-А что показалось трудным? Рефлексия -«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Подпись учителя__________Подпись методиста________