Открытый урок М. Пришвин Осеннее утро


Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
Цели урока:
ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;
отрабатывать навыки осознанного выразительного  чтения;
развивать умение работать в группе;
воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукции картин И.Левитана, А.Саврасова, И.Грабаря
                    Интерактивная доска проектор, краски , альбом , листочки;
учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь»
                     
   Ход урока
1 Организационный момент.
-Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком сне пойдёт речь?
                Между летом и зимой
                Всё впадает в сон:
                Засыхает зверобой,
Опадают листья.
  -Как же люди назовут этот сон? ( Люди называют этот сон словом осень.)
- Подтвердите словами из текста, что это осень. (Между летом и зимой бывает осень)
- Какие осенние месяцы вы знаете? ( Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А какой сейчас идёт месяц? ( Сейчас октябрь.)
- Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».
- Почему? (Правильно, потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья)
Какие еще вы знаете признаки осени? (Дожди, утром на траве роса…..)
Приметы
-А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
А вы знаете приметы осени?
2.Подготовка  к восприятию нового материала.
-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»
-А какая узкая тема входит в эту большую тему? (Осень)
Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит. произведение)
Краски осени волновали сердца художников, поэтов, писателей, музыкантов. Посмотрите, какие картины написали художники.
Апполлинарий Михайлович Васнецов « Осень»

Исаак Ильич Левитан «Осень»

Иван Иванович Шишкин «Золотая осень»

 Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»
  Игра «Собери название»
   - А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.
   ЕНЕСОНЕ РУОТ
 (2 ученика у доски, буквы на листьях,  - Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Кто из вас знает автора этого текста?
  -  Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.
 Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям слайд
- Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин. 
          -– М.Пришвина – большого знаток природы и он любил русскую природу, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.  Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. 
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели,( поднимаются и машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.(садятся)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
-Откройте учебники на стр. 78 , найдите рассказ М.Пришвина «Осеннее утро» .
Работа с текстом.  Анализ.
Чтение рассказа учителем.
        К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказКакое настроение вызвало у вас это произведение? (Стало грустно)
-Можно ли этот рассказ отнести к нашей теме? (Да, здесь говорится об осеннем утре)
 -Нравится ли вам наблюдать, как падают листья.) - Подготовительная работа
Чтение рассказа учащимися про себя
Мало-помалу Учитель : объясните (медленно по чуть-чуть)
Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
-  Что такое парашютик, винтик, мотылек?
- Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
 - Как летит парашют ( медленно)
-  Как вращается винт? (быстро)
- Что такое винтик? (маленький винт)
- Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)
 -Орфографическая работа
        -Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:
Про-буж-да-ет- ся   пробуждается
Па-ра-шю-тик           парашютикРаз-ле-те-лись          разлетелись
Пе-ре-лёт-ные           перелётные
Работа с текстом.  Анализ.
Деление текста на абзацы
 Чтение 1 абзаца  учащимися вслух
- Как летят листики с липы?
      - Прочитайте, как автор описывает падение листьев?
- Найдите второе предложение и прочитайте.
-Как вы понимаете слова автора «день открывает глаза»  (описывается утро, солнце ярче светит лучами)
-С чем сравнивает автор летящие листья? (  листики летят как парашютики, мотыльки, как винтики, сравнивает с перелётными птицами)
-Прочитайте про себя второй абзац и скажите: сколько здесь предложений?(1)
         - Правильно, одно предложение, но посмотрите, как много оно нам говорит! Прочитаем его вслух.
- Как вы думаете, кто стоял на берегу? (Стоял человек. Стоял М. Пришвин)-Автор стоял один? Как он стоял? Покажите.
- А вы видели, когда люди так делают? Когда? (Когда болит сердце, человек переживает из-за чего-нибудь)
-Давайте положим руку на сердце и подумаем, почему Пришвин так сделал? (Болит сердце, но не физически, а от грусти)
Как автор говорит о душе?
-Говорят, что у каждого человека есть душа.
-Её никто не видел,  но как будто бы она живёт у нас в сердце.
-Душа - без тела, невидимая, бессмертная сила, имеющая самостоятельную жизнь от тела.
Говорят, что когда человек умирает, душа остаётся.
Прочитайте на доске фразеологизмы:
Душа нараспашку.                (очень простой)
Душа в душу.                        (хорошо)
Душа болит.                        (неспокойно)
Да, душой автор как бы улетает вместе с листьями и птицами.
-Как вы думаете, какое у него было настроение? (У автора было грустное настроение)
- Как это грустно?
-А вам бывает грустно? Когда?
-А как автор прощается с листьями? (Он как бы шепчет: «Летите, летите!»)Работа с 4 абзацем.
Чтение вслух. Выборочное чтение
- - Что вы знаете о  «бабьем лете»?      ( Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.) - А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)
- Как автор связывает полет листьев ?с перелетными птицами. (выб. Чтение)- Какие птицы улетят последними? (грачи)
-А почему Пришвин назвал рассказ «Осеннее утро»?  
Какие слова нам подсказывают об этом? ( День открывает глаза, долго день пробуждается)
. Ребята представьте что вы художники. Закройте глаза и представьте как вы представляете осеннее утро. Нарисуйте.
Итог урока:-За хорошую работу на уроке я вам дарю листочки.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аносинская средняя общеобразовательная школа имени
Г.И. Гуркина» Рефлексия                                                                                                                                             - Чем вам понравился урок?
Выберите листок, чтобы оценить свою работу  на уроке
Красный   -Я – молодец!
 Желтый  - Могу и лучше!
Домашнее задание                                                                                                    - прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем;                                                               - нарисовать рисунок к рассказу










План - конспект
системно – деятельностного урока литературного чтения
во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого.
УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».




Автор: Мамашева Ю.А.,
учитель начальных классов.




с. Анос 2015г.

2
Технологическая карта системно - деятельностного урока.
Дата проведения: 28.11.2014 г.
Тема: М.М. Пришвин «Ребята и утята».
Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить
анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Планируемые результаты обучения:
П р е д м е т н ы е : умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их,
составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует
автор для описания и характеристики героя.
Л и ч н о с т н ы е : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание
и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
М е т а п р е д м е т н ы е :
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за
помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах. оценка действий партнера, умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Наглядность и оборудование: презентация к уроку, карточки с пословицами, карточки с заданиями, цветок - ромашка
с заданиями.
Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.






3

п/п
Этап урока,
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование
УУД
I
Организация
мотивации
деятельности
учащихся на
уроке. (2мин)
Цель:
формирование
положительного
настроя на урок.










2 слайд: Отгадайте загадку.
Светит, сверкает
Всех согревает.
Посмотрите, что мы видим на слайде?
А что дарит солнышко?
Дети возьмитесь за руки и подарите
друг другу улыбку и тепло.
Какое настроение у вас, когда
смотрите на солнышко?
Чтобы поработать хорошо, надо
настроение хорошее, а ещё что надо?




Дети отгадывают загадку: Солнце.


Солнышко.
Тепло и улыбку.
Ребята берутся за руки и
улыбаются друг другу.

Весёлое, доброе, хорошее.

Быть внимательным,
активным, дружными и добрыми.




Личностные,
коммуникативные.
Умение
проявлять
эмоциональную
отзывчивость на
слова учителя,
умение общаться
между собой.
I I
Актуализация
опорных знаний.
(4 мин)
1. Речевая
разминка
Цель: тренировка
речевого аппарата,
развитие
выразительного
чтения.




3 слайд: Проведём речевую разминку.
- Прочитать скороговорку по слогам.
- Прочитать с удивлением.
- Прочитать весело.
- Прочитать сердито.
Уточка – вертихвостка
Ныряла да выныривала
Выныривала да ныряла.



Учащиеся произносят
скороговорку: по слогам, весело,
сердито, с удивлением.






Личностные,
коммуникативные.
Умение слушать
других, умение
выразительно
читать.
4


























III


2. Проверка
домашнего
задания.
Цель: проверка
знаний и
выполнение
домашнего
задания.


















Постановка
учебной
задачи.(2мин)



4 слайд. Что мы изучали на прошлом
уроке?



А сейчас проверим, что вы знаете
О писателе и его рассказе? (слайд5)
1.О чём он писал?
1. Каким человеком был Пришвин?
2. Кто главные герои?
3.Расскажите об уточке чирке –
свистунке. ( Слайд 6)


Какую работу с текстом мы провели?


А ещё какие виды работы с текстом
вы знаете?










Познакомились с писателем
М.М.Пришвиным и его рассказом
«Ребята и утята».




О природе, о животных.
Добрым, неравнодушным.
Ребята, утята и автор.

Сообщение ученика об уточке
чирке – свистунке.

Разделили на части и составили
план.

Выборочное чтение, чтение по
ролям, пересказ и др.










Познавательные,
личностные,
коммуникативные.
Умение слушать
других.
Умение проявлять
любознательность
при получении
знаний.

















5


















IV
Цель урока:
выразительное
чтение текста,
выборочное
чтение, чтение по
ролям, пересказ,
беседа по
вопросам.










Совершенствован
ие умений работы
над содержанием
текста. (26 мин.)

1.Чтение « по
цепочке».
(4 мин.)
1 часть. Утка
повела ребят к
озеру.
Определите цели урока, используя
опорные слова: ( Приложение 1)

Мы познакомимся с ….


Мы вспомним…

Мы будем учиться …

.

Мы сможем поразмышлять…


Сегодня на уроке продолжим
анализировать текст.






Чтение вслух «по цепочке» первой
части.

Придумайте свои вопросы к первой
части.




С текстом рассказа, с жизнью
уточки, с писателем.

Все виды работы с текстом.

Работать в парах, в мини -
группах, выборочному чтению,
читать по ролям, пересказывать.

О поведении детей в рассказе, об
экологических проблемах.









Ребята читают по «цепочке».


Ребята придумали свои вопросы.
Почему уточка устроила своё
гнездо далеко от озера? (Весной Личностные,
Регулятивные.
Умение
формулировать
тему урока,
учебную задачу.
Умение
регулировать свои
усилия для
решения
возникшей
проблемы











Личностные,
регулятивные,
Познавательные.
Умение
самостоятельно
искать способ
6












2. Выборочное
чтение
(4 мин.)
2 часть. Ребята
ловили утят.















Найдите ответы на вопросы в тексте.

– Как стали вести себя мальчишки,
увидев утят?
– Докажите строчками из
произведения.
– Зачем ребята это делали?
– Как вела себя уточка, когда ловили
её утят?
– Докажите строчками из
произведения.

– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из
озеро разливалось.)
Почему уточка решила перевести
своих утят из болотного леса?( На
свободе есть корм, вода.)
Сколько надо было идти до
озера?( 3 версты)
Сколько это километров?
( Чуть больше 3 километров)
Как шла мать -уточка с утятами?(
Шла позади утят) Какие враги были у уток?
(Лисицы, ястребы, люди)



Ответы ребята находят в тексте.

Вот тут их увидели ребята и
зашвыряли шапками.


Просто так, для забавы.
Всё время, пока они ловили утят,
мать бегала за ними с раскрытым
клювом или перелётывала в
разные стороны на несколько
шагов в величайшем волнении.
Нет. – Её немота, беззащитность,
отчаяние – все в этих движениях
решения
проблемы
поискового
характера.
Умение
регулировать свои
усилия для
решения
возникшей
проблемы.





Личностные,
регулятивные,
познавательные.
Умение
высказывать, свое
отношение к
героям, оценивать
поступки в
соответствии с
определенной
ситуацией; умение
отвечать и
находить ответы
на вопросы.
7
произведения.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли
разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда
боитесь?
– А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют
уточку?
– А какая она мама?
– Вам её жалко?
Слайд 7.
Вывод: Для матери нет никого дороже
и ближе своих детей. Нет ничего
сильнее материнской любви. Очень
часто мать ценой собственной жизни,
собственного благополучия спасает
детей от гибели. Это в равной степени
можно отнести как к людям, так и к
животным. Вы еще маленькие и вам
трудно представить себе ту щемящую
боль и тот ужас , которые испытала
уточка-мать. Но вы можете
представить , как поведет себя ваша
мама, когда вам грозит опасность .

Страх, испуг

Мама!

Мама!
Да.
Переживает, волнуется.

Мать.
Заботливая.
Да.











































3. Чтение по
ролям (4 мин.)






8













3 часть. Приказ
взрослого.
Игра «Ромашка»










Ребята, 3 часть читаем по ролям.
Игра «Ромашка» (Приложение 2)
Вопросы .
1. Кто помешал ребятам?
2. Что он спросил?

3. Смогли ли они объяснить свой
поступок?
4. Какое приказание дал им взрослый?


5. Что вы можете сказать о ребятах,
какие они?




Автор.
Что вы будете делать с утятами?

Нет, они струсили

-Живо,- приказал я ребятам, -
идите и возвратите ей всех утят!

Глупые, несмышленые

Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные.
Умение
высказывать свое
отношение к
героям, оценивать
поступки в
соответствии с
определенной
ситуацией
V
Физминутка.
( 3 мин.)

Танец маленьких утят
Развитие двигательного аппарата,
кисти рук.
Личностные,
коммуникативные

Совершенствован
ие умений работы
над содержанием
текста.
(Продолжение)
4. Пересказ.
(4 мин)
Беседа по
вопросам.
4 часть. Семья
продолжает
путешествие.







Перескажите 4 часть. Ответьте на
вопросы:

– Что сделала уточка-мать, когда её
детей отпустили?










Хотела быстрее увести детей от
врагов.







Личностные,
регулятивные,
коммуникативные.
Умение
пересказывать
9

– Как шла уточка-мать в начале
рассказа?
– А почему сейчас она побежала
впереди?
– Как Пришвин попрощался с
утятами?
– Что он сделал при этом?
– Что означает этот жест: снять перед
кем-то шляпу?
– Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это
прореагировали?
– Почему?


– Что пожелали люди уточке?




Радостно снял я шляпу и, помахав
ею, крикнул:
-Счастливый путь, утята!
– Знак уважения.

Перед утятами.

Они засмеялись.

Они были глупые и не понимали,
что и к утятам нужно относиться с
уважением.
Счастливого пути!
текст, умение
высказывать свое
отношение к
героям, оценивать
поступки в
соответствии с
определенной
ситуацией;


5. Работа в парах.
(3 мин)
Игра «Собери
пословицу».










Соберите пословицы, определите, к
кому из действующих лиц рассказа
подходят эти пословицы?
– Почему? ( Приложение 3.)
Умел ошибиться – умей и поправиться
Один за всех, все за одного.
Дитя плачет, а у матери сердце болит.
Сначала думай – потом делай.
Добрый пример, лучше ста слов.
За правое дело, стой смело.



Работают с пословицами.


Ребята

Утка
Ребята
Пришвин
Автор



Коммуникатив-
ные, личностные,
Умение работать в
парах,
высказывать свою
точку зрения
10

6. Работа над
иллюстрацией.
(3 мин)




- Посмотрите на иллюстрацию:
- Кто изображен на переднем плане?
- Что они делают?
- Кто изображен на заднем плане?
- Что они делают?
-Найдите в рассказе слова, которые
можно подписать под этой
иллюстрацией




Подберите к этой иллюстрации
подходящее название.
Какие вы бы картины нарисовали к
этому рассказу?



Утка – мать и утята.
Бегут
Автор и ребята
Машут руками, шапками и кричат
И те же самые шапки, запылённые
на дороге при ловле утят,
поднялись в воздух; все разом
закричали ребята:
- До свидания, утята!


Прощание с утятами

Озеро, где плавают мать – утка с
утятами


Познавательные,
регулятивные,
личностные
Находить ответы
на вопросы в
тексте,
иллюстрациях.

7.Работа в мини-
группах.
(4 мин)
Проблемы. ( Приложение 4)
Какие правила поведения мы должны
соблюдать в природе?
Если вам пришлось выступить в роли
защитников уточки, какие бы вы слова
сказали мальчикам? (слайд 8,9,10 , 11)

Работают в 2 мини-группах.
Коммуникативные
Умение работать в
группе,
высказывать свою
точку зрения,
взаимоконтроль и
взаимопомощь,
сохранение
доброжелательно
го отношения друг
к другу.
11
VI
Подведение
итогов урока.
(3 мин.)


Как автор назвал свой рассказ?
– Почему?




Чему научил М.Пришвин нас своим
рассказом? (слайд 12,13)







Какой ты читатель? (слайд 14)
( Приложение 5)
1.Произведение «Ребята и утята»
- это сказка
2.Главными героями были дети
и семья уточки
3. При встрече с утятами ребята
пропустили их вперед
4.Уточка пыталась спасти утят,
бегая за мальчишками и утятами
5.Пришвин разговаривал с ребятами
ласково


– Автор делает ребят и утят
главными действующими лицами,
подчеркивая, что мы живем все
вместе, рядом, о совместном
сосуществовании.

Не совершать бездумных
поступков. Любить природу,
беречь её, чутко и бережно
относиться к братьям нашим
меньшим, знать их жизнь и
воспитать в себе готовность
защищать животных и оказывать
им помощь

Ребята отвечают на листочках.
Проверяем на слайде.


Личностные
Умение
способность к
самооценке на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности.
12
6.Ребята смогли объяснить свой
поступок
7.Уточка бросила своих утят
8.Рассказ учит нас не обижать
беззащитных, не проходить мимо
беды

VII
Рефлексия (3 мин.)
Цель:
Выяснить степень
усвоения рассказа.


1.Продолжи:
Сегодня я узнал…

Было интересно….



Я понял, что….

У меня получилось…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…


Мне захотелось….







О жизни чирке – свистунке,
О писателе,
Работать в парах собирать
пословицы, читать по ролям,
находить ответы в тексте.

Нельзя совершать бездумных
поступков
Работать в мини группах и др.

Поведение матери – утки, я
восхищён ею,
Не делать плохих поступков,
любить природу и животных,
защищать их.
Сделать доброе дело, сказать
маме, что я её сильно люблю,
покормить птиц и др.

Личностные,
коммуникативные.
Умение строить
речевое
высказывание,
оформлять свои
мысли в устной
форме,
умение
объективно судить
о причинах своих
успехов,
рефлексия своих
действий;

13


Литература:
1. Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Литературное чтение».1 часть. М., «Просвещение», 2013
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 2 класс. М., «ВАКО»,
2013.
3. Интернет ресурсы.
4. Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС. Бирюкова М..В.









2. Выставление и комментирование
отметок.
3. (Слайд 15) Хочется закончить урок
такими словами. « Всё хорошее в
природе - от солнца. А всё лучшее в
жизни – от человека»
VIII
Домашнее
задание,
инструктаж по
его
выполнению.(2 мин)
Написать мини- сочинение « В защиту
уточки».
Выполнить пересказ рассказа от
любого лица.

Дети записывают в дневники
домашнее задание.

14
Приложение 1.

Мы познакомимся с …

Мы вспомним…

Мы будем учиться …

Мы сможем поразмышлять…



15
Приложение 2.


Кто помешал ребятам?

Что он спросил?

Смогли ли они объяснить свой поступок?

Какое приказание дал им взрослый?

Что вы можете сказать о ребятах, какие они?


16

Приложение 3.
Пословицы

Умел ошибиться – умей и поправиться
Один за всех, все за одного.
Дитя плачет, а у матери сердце болит.
Сначала думай – потом делай.
Добрый пример, лучше ста слов.
За правое дело, стой смело

Умел ошибиться – Сначала думай –

умей и поправиться потом делай.

Один за всех, Добрый пример,

все за одного. лучше ста слов.

Дитя плачет, За правое дело,

а у матери сердце болит. стой смело
17
Приложение 4.


Если вам пришлось выступить в роли защитников уточки, какие бы вы
слова сказали мальчикам?



Что нужно сделать, чтобы защитить природу?



Как мы должны охранять животных, какие правила мы должны соблюдать в
природе?




Какие правила поведения мы должны соблюдать в природе?

18

Приложение 5

Какой ты читатель?

1.Произведение «Ребята и утята» - это сказка
2.Главными героями были дети и семья уточки
3. При встречи с утятами ребята пропустили их вперед
4.Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и
утятами
5.Пришвин разговаривал с ребятами ласково
6.Ребята смогли объяснить свой поступок
7.Уточка бросила своих утят
8.Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить
мимо беды


Скачать материал 
Получить код