Средства художественной выразительности. Подготовка к ОГЭ. Задание А3


Конспект открытого урока русского языка в 9 классе.
Тема урока: Средства художественной выразительности. Выполнение задания А3
Тип урока: урок-практикум по выработке навыка нахождения и определения вида художественно-выразительных средств языка.
Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, исследовательской, ИКТ.
Цели урока:
Образовательные: создать условия для
повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики - тропы;
подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку.
Развивающие:
продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация «Художественно-выразительные средства языка»; интерактивные тесты.
Ход урока.
Эпиграф
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было
бы передать русским языком.
К.Г.Паустовский
1. Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем подготовку к сдаче экзамена по русскому языку, и сегодня нашей основной задачей будет повторение художественно-выразительных средств языка, знание которых вам поможет при выполнении задания А3.
2.Анализ предложения.
Острые вершины тополей дремали в пригревающих лучах сентябрьского солнца, падалица пестрела вокруг толстых стволов яблонь, образующих старую аллею просёлка, которою замок соединён в шоссе. (И.С.Тургенев).
-сформулируйте несколько заданий в формате ОГЭ.
Например:
-укажите количество ГО;
-выпишите ГО из первой части предложения ;-выпишите слово, правописание приставки в которой обозначает «неполное действие»;
-найдите в тексте эпитеты и т.п.
4.Чтение высказывания о тропах и фигурах.
Они- намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение , задуматься, глубже понять смысл…Она –форма речи, она не вносит ничего нового. Её главное назначение- усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным.
Он- изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым…. (По Л.А.Новикову).
О чём идёт речь?О художественно(изобразительно)-выразительных средствах - оборотах речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности. К художественно(изобразительно)-выразительным средствам относятся
-тропы;
-фигуры речи;
Какие средства выразительности вы можете мне назвать?
(Показ слайдов)
5.Работа с таблицей. (Найдите соответствия. Пустые клетки заполните своими примерами)
Художественно-выразительные средства языка
Определение
Троп
Примеры
1.Эпитет
1.Стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости
1.
2.Олицетворение
2.Прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.
2.Я победил его, разгромил, уничтожил.
3.Метафора 3.Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов, с целью усилить выразительность речи 3.Вышел месяц ночкой тёмной. (Неверов)
4.Сравнение
4.Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
4.Пишущий эти строки.
5.Перифраз (перифраза)
5.Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания.
5.Отколе,умная, бредёшь ты голова?(Крылов)
6.Метонимия
6.Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
6.
7.Синекдоха
7.Вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношением) скрывается насмешка
7.
8.Гипербола
8.Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.
8.Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.(Некраов)
9.Ирония
9.Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот.
9.А в двери бушлаты, шинели, тулупы…
10.Градация
10Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность.
10.Гоголь написал поэму «Мёртвые души».
11.Оксюморон
11.Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.
11.Под голубыми небесами великолепными коврами .блестя на солнце, снег лежит.
12.Инверсия
12.Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого.
12.В сто сорок солнц закат пылал.(Маяковский).
6. Тестовая работа в группах. Выполняется интерактивный тест на определение изобразительно-выразительных средств языка. Оценка работы учащихся. (Смотри приложение)
7.Физкультминутка.
8.Чтение отрывка из «12 стульев».Проблемный вопрос: каким средством выразительности, не упомянутом ещё сегодня, изобилует отрывок?(фразеологизмами).
Решение тестов с фразеологизмами.(Смотри приложение)
9.Работа с текстом. Найдите в тексте средства выразительности.
Как от удара рассыпалась ночная тишина - забурлили, забормотали тетерева- косачи, так забурлили, точно в их чёрных горлах собрались все весенние ручьи. …На дальнем, недоступном болоте в серебряные и медные трубы, переливчато заиграли-закурлыкали журавли. И с журавлиной песней выкатилось из туманной пелены солнце и ещё прибавило звону. Огненная стрела просвистела в небе, рассекая его серое дно, и зашевелились-зашуршали болотные кочки, лопнула плёнка льда в луже, крикнула выпь, а в бочаге, под самым шалашом, гулко бухнула щука.
10.Рефлексия.
Заканчивая урок, я хотела бы вновь обратить вас к эпиграфу к нашему уроку. Для чего служат в языке изобразительно-выразительные средства? Они делают нашу речь яркой, образной, интересной для слушателя.
Что такое тропы?
Поможет ли вам материал урока в подготовке к экзамену по русскому языку?
Как вы оцениваете свою работу?
Домашнее задание. Используя дополнительные источники, интернет-источники, найти примеры.
Приложение 1.
Задание 1. Какое средство выразительности использовано в каждом из предложений? Найдите соответствия (например А1Б2…).
А. И Валька начал ломать голову над тем, какую работу может делать на пароходе слепой.
(Р. Достян.)
Б. Ночь беззвучно текла за окном. (И. Васильев)
В. Это был уже не крик, не зов, а плач по умершему. (Р. Достян.)
Г. Осенью у нас злые шторма. (Р. Достян.)
Д. Пятеро волокли от гаража грубый, как жестяной лист, брезент. (И. Васильев.)
Метафора
Сравнительный оборот
Фразеологизм
Гипербола
Эпитет
Противопоставление
Ответ: _____________________________________________________________________________
Задание 2. Укажите, какое из средств выразительности использовано во всех примерах: сравнение, противопоставление, метафора, ирония, гипербола.
Вдоль забора, правда не очень густо, торчали зеленые гвозди травы, прямые, острые, все одного роста. (Р. Достян.)
На улице шумел и шумел дождь, монотонно, нескончаемо. Продырявилось небо. (И. Васильев.)
В окнах засветились оранжевые абажуры, и от окна к окну потянулись тонкие звуки скрипки. (Н. Баранская.)
Вещи как будто сами бросались ей в руки. Ветер ходил по комнате от нее. (Р. Достян.)
Ответ: ____________________________________________________________________________________
Задание 3. Укажите средство выразительности речи, использованное в предложении.
Плакучие ивы томно развесили длинные волосы до самой воды. (Б. Дедюхин.)
Противопоставление 3) инверсия
Фразеологизм 4) олицетворение
По лужам, вдоль и поперек, шлёпали чумазые, тощие, счастливые куры. (Р. Достян.)
Сравнение 3) эпитеты
Ирония 4) гипербола
Боря прочитал, удивляясь тому, как всё необыкновенное, случившееся с ним сегодня, уместилось в несколько обыкновенных коротких фраз. (Н. Баранская.)
Синонимы 3) сравнение
Метафора 4) противопоставление
А дикий путь мой был опасен и труден. (А. Гайдар.)
Противопоставление 3) инверсия
Метафора 4) фразеологизм
Задание 5. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является инверсия.
1) Ей было лет восемь. Зимой это было. Наступил уже вечер. 2) Мать стала сердиться, дёргать её , трепать. 3) Любе стало тепло, хорошо,, чай был горячий и сладкий.. хозяйка разговаривала с ней, как с большой, как с гостьей. 4) --- Девочка, ты же простудишься! --- сказала женщина с мусорным ведром в руке. --- Что ты делаешь? Уже десятый час, иди домой. (Н. Баранская.)
1) Мы с сестрой близнецы, но она не такая красивая, как я. 2) Она стала торопливо писать записку. 3) Ну, ребята, жить становится интересно! 4) Мой двоюродный брат учится играть на флейте в Гнесинском музыкальном училище! (В. Медведев.)
Задание 6. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является гипербола.
1) Все дружными криками поддержали слова Татьяны. 2) Когда ты со мной рядом, я всё могу… 3) Гусев считает: чтобы хорошо прыгать, надо хорошо разбежаться. 4) А ты кто такая, чтобы командовать? (В. Медведев.)
1) Не сговариваясь, они стремились в те места, где были беззаботно счастливы раньше.
2) Дед Михаил по одному заносил в дом валенки, которые он на день выставлял сушиться.
3) По бесконечно длинной улице брели они вдоль трамвайных рельсов к Сашиному дому.
4) Запах тлеющих можжевеловых веток был горьковато ароматен. (Б. Дедюхин.)
Задание 7. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности являются эпитеты.
1) Хотелось бы послушать, что скажет нам теперь Люба Сапожникова. 2) Она отошла, а потом мне веточку принесла тополёвую. 3) Всё это Люба видела в старых журналах, которые ворохом лежали у них в чулане при кухне ещё от прежних времён, когда у Розы Иосифовны был зубоврачебный кабинет. 4) Как это получается – думаешь про себя и слова находишь самые нужные, шершавые, колючие, но зато цепкие, сильные. (Н. Баранская.)
1) В четыре часа Боря вышел из магазина. Он вёл за руль новый, очень красивый велосипед. 2) ---Я очень рада, --- не унималась Зинаида Фоминична. ---А что дедушка подарил тебе? 3) В это время они подошли к дверям Юриной квартиры. Но прежде чем они прикоснулись к звонку, дверь распахнулась, Зоя Петровна схватила Юру за рукав и втащила в переднюю. 4) Сдачу Боря не считал --- теперь , когда у него есть велосипед, деньги ему не нужны.
Задание 8. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является олицетворение.
1) голые деревья не дают тени , над чёрной, с редкими кустиками Иван-чая землёй дрожит – переливается марево. 2) В узком длинном коридоре воздух от закатного неба казался розовым, из-за дверей слышалось ровное дыхание наконец-то угомонившихся малышей. 3) Ночь спрессовала в углах темноту, развесила на чёрных стёклах мерцающие звёзды. 4) Уже заалело небо и сгустился в лощинах туман, когда он вышел к деревне. (И. Васильев.)
1) Хорошо ещё, что ветра нет. А он ведь часто бывает. 2) Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. 3) Бедные деревья! Даже видно, как тяжело им стоять. 4) Так кончился единственный хороший вечер в доме. (Р. Достян.)
Задание 9. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является метафора.
1) Отец стоял у холодного окна, лицом к стеклу, и что-то негромко и грустно насвистывал. 2) К городу из-за реки плыла огромная туча, неся на своих крыльях буран или метелицу, которую так красиво изображала на сцене Таня Копейкина. 3) Они по-прежнему молча поднялись по лестнице, и Настя, достав из кармана ключ, дрожащими руками открыла дверь. 4) Вот чего-то не хватало у них в городе – так это именно такой высокой и крутой горы с диким, густым и непроходимым лесом на склонах. (Г. Ширяева.)
1) Понимают ли ребята, что Любка хороша? 2) Музыка играла в Вальке. 3) Только Любка об этом ничего не знала. 4) Один Валька не принимал участия в веселье: не острил, не скалил зубы, не толкал в бок товарищей. (Н. Баранская.)
Задание 10. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является сравнение.
1) Сергей Николаевич сидел на табуретке, Толя на полу, на берёзовом полене, и, обжигаясь, отхлёбывали изалюминиевых кружек малиновый чай. 2) В голове товарного состава попыхивал дымком паровоз, словно старик раскуривал трубку. 3) Улетают недосмотренные сны, свежестью, радостной силой наливаются мускулы. 4) Ожил, зазвенел голосами большой дом. (И. Васильев.)
1) Сергей Николаевич скомандовал : « На озеро бегом марш!» 2) Разом вытянулись руки в стороны – кажется , чудная птица расправила крылья. 3) Степан откинул со лба волосы, почувствовал, что лоб мокрый. 4) Ценю всё, что сделано вами за два года. (И. Васильев.)
Задание 11. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является ирония.
Наш физик Борис Борисович сказал : «Алексеева, тебе следует проветриться. Выйди из класса, походи по коридору и вернись. Может быть, после этого наука не будет тебя так усыплять». (В. Киселев.)
– Нашивки-то красивые… Сам пришил?
-- Не-е, бабушка… Я ей нитку в иголку вдел!
-- Герой!
Приложение 2.
Задание 4. В каждой группе предложений обведите номер примера, в котором средством речевой выразительности является фразеологизм.
1) Из вагона доносилась песня, там пели, играли на гитаре. 2) ------ Заходи, земляк, ----- сказал Аким Ильич, цыкнув на Тузика, ---чего через забор попусту кричать? 3) Сержант достал записную книжечку, что-то черкнул в ней карандашиком и принялся рассматривать Тузика. 4) ---- И так яблоку негде упасть, ---- закричали на нас в тамбуре, ---- а эти с собакой. (Ю. Коваль.)
1) Старуха замечала все это, ценила, ворча, что, если бы поменьше молол языком, пришёлся бы ей по душе. 2) Зато очень понравилось бабке, когда Валька почистил кирпичом медные подсвечники. 3) Как – то Пелагея вернулась домой в тот момент, когда погас свет. 4) Щётка была из настоящей щетины, поэтому бабушка относилась к ней с почтением – отряхивала её об ладонь и клала на полку у печки. (Р. Достян.)
1) Ксюша то и дело приподнимала фонарь, чтобы видеть дальше. 2) Прогудел паровоз коротко и равнодушно. 3) Когда уже они дошли до Ксюшиных сеней, Валька решил, что войдёт с нею и скажет, что он виноват. 4) Поблизости – ни шороха, лишь по высокому весеннему небу ветер нёс грустный шум еловых игл. (Р. Достян.)
скогохарактерапо предмету по
литературе
Автор: Красильникова Марина Валерьевна (mwk_79@mail.ru)
Место работы:Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа№63» города Магнитогорска Челябинской
области
Адрес учреждения: Челябинская область, город Магнитогорск, ул. Грязнова,
д. 11
Занимаемая должность: учитель, русский язык и литература
Аннотация:Урок литературы в 5 классе знакомит учащихся с поэзией XIX
века, раскрывает красоту поэтической речи художников слова, прививает
умение анализировать поэтические строки, находить в тексте изобразительно
выразительные средства, объяснять их эффективное применение автором.
Класс: 5
Тема: «Изобразительно-выразительные средства поэтической речи».
Тип занятия: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Образовательные: