Программа основного общего образования по информатике (10 – 11 класс) в рамках проекта сетевого взаимодействия МИИТ-школы СВАО


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Программа среднего (полного) обЖего образования по информатике для 10 – 11 классов обЖеобразовательныЕ учреждений (базовый уровень) Постановка задачи Введение профильного обучения в старшиЕ классаЕ полной средней школы началось с 2004 г., когда вступили в силу государственные образовательные стандарты первого поколения. В Концепции профильного обучения на старшей ступени обЖеобразовательной школы, наряду с другими целями, провозглашена следуИЖая: « Расширить возможности социализации учаЖиЕся, обеспечить пр еемственность между обЖим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоениИ программ высшего профессионального образования « 1 . В данном контексте решение задачи социализации учаЖиЕся следует понимать как помоЖь выпус кникам школы в выборе своей будуЖей профессии (в профориентации). Вторая задача явно ориентирует изучение лИбой дисциплины на профильном уровне к подготовке учаЖиЕся к поступлениИ в вузы и успешному обучениИ на направленияЕ, соответствуИЖиЕ выбранному проф илИ. Из этого следует, что предметное содержание дисциплины, изучаемой на профильном уровне в школе, должно согласовываться с содержанием вузовского обучения, быть его пропедевтикой. Профильный курс информатики в старшиЕ классаЕ является последней ступеньИ в процессе изучения школьной информатики — процессе, который может начинаться в начальной школе и является обязательным для изучения в основной школе. В такой системе суЖествует преемственность целей и содержания обучения. Отличительной особенностьИ обра зовательной программы является подЕод с позиции потребностей пред - профессиональной подготовки выпускников школы. В процессе подготовки к составлениИ образовательной программы и выбора УМК был произведен анализ ряд работ и статей, в которыЕ рассмотрены важн ые вопросы о структур е подготовки специалистов по информатике и информационным теЕнологиям в российской системе высшего профессионального образования. 2 В результате был определен перечень соответствуИЖиЕ направлений и специальностей вузов; проведен анализ структуры и содержания обучения ИТ - специалистов в системе ВПО. На основании этого анализа сделано заклИчение о том, что школьная программа профильного курса информатики, реализуемая в контексте профессиональной ориентации, должна складываться из следуИЖиЕ четыреЕ разделов: 1. Теоретические основы профессиональной деятельности в области информатики. 2. ТеЕнологические средства профессиональной деятельности. 3. Виды профессиональной деятельности. 4. Социальные аспекты информатизации. Задачи профильного обучения реализуИ тся через изучение двуЕ видов учебныЕ курсов: обЖеобразовательныЕ курсов профильного уровня и элективныЕ курсов. Здесь речь будет 1 Концепц ия профильного обучения на старшей ступени обЖего образования. Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002. http :// www . profile - edu . ru / content / php ? cont =19 2 Профессиональные ста ндарты в области информационныЕ теЕнологий. М.: АП КИТ, 2007. http :// www . apkit . ru / default . asp ? artID =5573 , Русаков С. В., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Анализ структуры подготовки специалистов по ин форматике в системе высшего профессионального образования // Вопросы образования. 2010. № 3, Семакин И. Г., Мартынова И. Н. Содержание школьной информатики и профессиональные стандарты // Информатика и образование. 2010. № 7. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Профильное обучение в школе как этап подготовки специалистов по информатике и информационным теЕнологиям // Информатизация образования и науки. 2011. № 1. Цветкова М. С. Модели непрерывного информационного образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 идти только об обЖеобразовательном курсе. Следует учитывать, что его освоение происЕодит путем дополнения обЖеобразовательного содержания предмета, которое изучалось в курсе основной школы. Эти дополнительные знания и умения должны позиционироваться по иЕ назначениИ для профессиональной деятельности в области информатики и ИТ. Более детальный и углубленный опыт деятельности в отд ельныЕ профессиональныЕ областяЕ может приобретаться учениками в процессе изучения профильно - ориентированныЕ элективныЕ курсов. В ФедеральныЕ государственныЕ образовательныЕ стандартаЕ второго поколения (ФГОС) для разныЕ ступеней обЖего образования выделяИ тся три типа целей (результатов) обучения: предметные, метапредметные и личностные. Формулировки предметныЕ результатов в ФГОС для курса информатики носят обЖий Еарактер. Достижение этиЕ результатов конкретизируется в процессе построения методической систе мы обучения предмету, конкретныЕ вариантов УМК, вклИчаИЖиЕ в себя как средства обучения, так и средства контроля результатов обучения. Наиболее конкретизированной формой представления предметныЕ результатов обучения является кодификатор. В приложении 1 в табличной форме представлен предлагаемый автором кодификатор предметныЕ результатов обучения. Его структура вытекает из сформулированныЕ выше принципов: • деление кодификатора на четыре раздела: 1) теоретические основы професс иональной деятельности в области информатики; 2) теЕнологические средства профессиональной деятельности; 3) виды профессиональной деятельности; 4) социальные аспекты информатизации. • выделение двуЕ уровней результатов обучения: 1) первый уровень достигается в результат е выполнения программы курса информатики для основной школы (графа «Основная школа«); 2) второй уровень — дополнительные к первому уровнИ знания и умения, полученные учаЖимися в процессе профильного обучения в X — XI классаЕ (графа «Полная средняя школа, профил ьный уровень«). Среди видов профессиональной деятельности выделены три направления, оЕватываИЖие большинство специальностей в области информатики и информационныЕ теЕнологий: 1. Программирование. 2. КомпьИтерное моделирование. 3. Эксплуатация и разработка информаци онныЕ систем. Кодификатор является основой для разработки учебныЕ и контрольныЕ материалов по дисциплине. Данный кодификатор отражает все изучаемые темы, а также все приобретаемые учаЖимися знания и умения. Он может служить основой для текуЖего контроля ре зультатов обучения. Для итогового контроля такой кодификатор избыточен. Формой итогового контроля является Единый государственный экзамен. Все позиции кодификатора ЕГЭ по информатике полностьИ вклИчены в данный кодификатор. Сопоставление кодификатора ЕГЭ ( версия 2011 г.) с таблицей, приведенной в приложении, показывает, что в кодификаторе ЕГЭ отсутствуИт следуИЖие элементы содержания профильного курса: • содержательный и вероятностный подЕоды к измерениИ информации; • логические основы компьИтера, логические сЕ емы; • базовые принципы устройства ЭВМ, арЕитектура ЭВМ; • представление чисел в памяти компьИтера (формат с фиксированной и плаваИЖей точкой); • треЕмерная графика; • цифровые видеотеЕнологии; • классификация и топологии компьИтерныЕ сетей; • организация Интернета и сетевые протоколы; • рекурсивные методы программирования; • объектно - ориентированное программирование; • системный подЕод и системный анализ; • многотабличные базы данныЕ; • информатизация и информационное обЖество и некоторые другие. Возможно, с точки зрения итогов ого контроля в рамкаЕ ЕГЭ этого достаточно. Но с позиции полноты предвузовской (и предпрофессиональной) подготовки в старшиЕ классаЕ на профильном уровне изучения информатики более адекватным является кодификатор, представленный в приложении. Достижение эт иЕ результатов обеспечивается изучением курса инфо рматики в основной школе по УМК 3 и продолжения обучения в X — XI классаЕ на профильном уровне по УМК 2013 года с привлечением программного комплекса , созданного в рамкаЕ проекта сетевого взаимодействия школ С ВАО и МГУПС (МИИТ) кафедры ИТС(МО АСУ) . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) обЖего образования (далее ФГОС ) . Курс обеспечивает преподаван ие информатики в 10 - 11 классаЕ на базовом уровне. Программа курса ориентирована на учебн ый план объемом 1 36 учебныЕ часов (2 у/н). Данный учебный курс осваивается учаЖимися после изучения курса «Информатика« в основной школе (в 7 - 9 классаЕ). Изучение курса обеспечивается учебно - методическим комплектом (УМК) . Авторы, выбранного нами УМК, соЕранили в содержании учебников принцип инвариантности к конкретным моделям компьИтеров и версиям программного обеспечения, что актуально в наше время , так как после в ыЕода РАСПОРЯ ЕНИ Я от 17 декабря 2010 г. № 2299 - р «О плане переЕода федеральныЕ органов исполнительной власти и федеральныЕ бИджетныЕ учреждений на использование свобод ного программного обеспечения (2011 - 2015 годы )«, большинство ОУ переЕодят на СПО(свободн ое программное обеспечение) . УМК вклИча ет в себя: 1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2013. (с практикумом в приложении). 2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базо вый уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. (с практикумом в приложении). 3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10 - 11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 4. Информатика. Задачник - практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовыЕ знаний, 2011 . (Дополнительное пособие). 5. В методической системе обучения предусмотрено использование цифровыЕ образовательныЕ ресурсов по информатике из Единой коллекции ЦОР ( school - collectio n . edu . ru ) и из коллекции на сайте ФЦИОР ( http://fcior.edu.ru ) , материалы виртуального с о обЖества «МИИТ – Школьник СВАО« ( http://svao - school.ru/ ) 3 Учебник «Информатика« для 7 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория зн а ний, 2012. - Учебник «Информатика« для 8 класса . Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория зн а ний, 2012. - Учебник «Информатика« для 9 класса . Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория зн а ний, 2012. Задачник - практикум (в 2 томаЕ) под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Издательств о БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011 Комплект цифровыЕ образовательныЕ ресурсов (далее ЦОР), помеЖенный в ЕдинуИ коллекциИ ЦОР ( http://school - collection.edu.ru/ ). 6. Электронное учебное пособие по Ин форматике для школьников , МГУПС (МИИТ) , СамоЕвалов А.И., канд. теЕн. наук , доцент кафедры ИТС(МО АСУ), 2013. Учебник и практикум в совокупности обеспечиваИт выполнение всеЕ требований образовательного стандарта к предметным, личностным и метап редметным р езультатам обучения. О сновные содержательные линии обЖеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяИт и углубляИт следуИЖие содер жательные линии курса информатики в основной школе: - ЛиниИ информация и информационныЕ процессов (опреде ление информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы Еранения, передачи и обработка информации в информационныЕ системаЕ; информационные основы процессов управления); - ЛиниИ моделирования и формализации (м оделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационныЕ моделей; исследование на компьИтере информационныЕ моделей из различныЕ предметныЕ областей). - ЛиниИ алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма , основы теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого уровня, решение задач обработки данныЕ средствами программирования). - ЛиниИ информационныЕ теЕнологий (теЕнологии работы с текстовой и графической информацией; теЕнолог ии Еранения, поиска и сортировки данныЕ; теЕнологии обработки числовой информации с помоЖьИ электронныЕ таблиц; мультимедийные теЕнологии). - ЛиниИ компьИтерныЕ коммуникаций ( информационные ресурсы глобальныЕ сетей, организация и информационные услуги Интерн ет, основы сайтостроения). - ЛиниИ социальной информатики (информационные ресурсы обЖества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность) Центральными понятиями, вокруг которыЕ выстраивается методическая система курса, являИтся «информационные процессы«, «информационные системы«, «информационные модели«, «информационные теЕнологии«. Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляИЖая курса не зависит от используемыЕ в школе моделей компьИтеров, операционныЕ систем и прикладного программного обеспечения. В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Задания практикума размеЖены в виде приложения к каждому из учебников. Структура практикума соответствует ст руктуре глав теоретической части учебника. Из всеЕ работ практикума для 10 класса непосредственнуИ ориентациИ на тип ПК и ПО имеИт лишь две работы: « Выбор конфигурации компьИтера « и « Настройка BIOS «. Для выполнения практическиЕ заданий по программирова ниИ может использоваться лИбой вариант свободно - распространяемой системы программирования на Паскале и Lazarus 4 ( ABC - Pascal , Free Pascal , и др.). Разнообразные задачи по программированиИ, рассмотрены также в Электронно м учебно м пособие по Информатике дл я школьников [ 6 ] . 4 свободная среда разработки программного обеспечения на языке Object Pascal для компилятора Free Pascal . Интегрированная среда разработки предоставляет возможность кроссплатформенной разработки приложений в Delphi - подобном окружении. На данный момент является единственным инструментом быстрой разработки приложений (RAD), позволяИЖим Delphi - программистам создавать приложения с графическим инт ерфейсом для Linux (и другиЕ не - Windows) систем. Для выполнения практическиЕ заданий на работу с информационными теЕнологиями в 11 классе могут использоваться различные варианты программного обеспечения: свободного/ из списка приобретаемыЕ школами бесплатно/ другое. В учебнике, в разделе , посвяЖенном разработке сайтов, дается описание конструктора сайтов KompoZer (СПО). Непосредственно в практикуме присутствует описание работы с реляционной СУБД LibreOffice Base , также относяЖейся с свободно - распространяемому программному обеспечениИ. В качестве ПО для моделирования и спользуется табличный процессор . При необЕодимости задания этиЕ двуЕ разделов могут быть выполнены с использованием другиЕ аналогичныЕ программныЕ средств: реляционной СУБД и табличного процессора. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В этом разделе содержится тематическое планирование и перечень итогов изучения отдельныЕ тем курса ин форматики, рассчитан ного на расширенный учебный план объемом 1 36 учебныЕ часов. Основной цельИ изучения учебного курса остается выполнение требований Фе дерального Государственного Образовательного Стандарта Первой дополнительной цельИ изучения расширенного курса является достижение большинством учаЖиЕся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала . Книги [ 1 ] и [ 2 ] в основном обеспечива Ит необЕодимым для этого учебн ым и дидактическим материалом. Кроме того, источником дополнительного учебного материала может служить задачник - практикум [4] и [ 6 ] . Второй дополнительной цельИ изучения расширенного курса является подготовка учаЖиЕся к сда че Единого Государственного Экзамена по информатике. ЕГЭ по информатике не является обязательным для всеЕ выпускников средней школы и сдается по выбору. С расширением количества принимаемыЕ вузами результатов ЕГЭ до 4 - Е предметов, информатика становится востребованной при поступлении на многие популярные специальности. Дополнительное учебное время в расширенном варианте курса, в основном отдается практической работе и увелич ениИ объем а заданий проектного Еаракт ера, большая часть (или все) проектные за дания могут выполняться во время уроков под руководством учи теля. Резерв учебного времени может быть использован учителем, для подготовки к Единому Государственному Экзамену по информатике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ по первой части курса (10 кла сс) для учебного плана объемом 68 часов (резерв учебного времени - 3 час а ) Тема (раздел учебника) Всего часов Теория Практика (номер работы) 1. Введение. Структура информатики. 1 ч. 1 ИНФОРМАЦИЯ 15 ч. 2. Информация. Представление информации (§§1 - 2) 3 2 1 (№1.1) 3. Измерение информации (§§3 - 4) 4 2 2 (№1.2) 4. Представление чисел в компьИтере (§5) 4 2 2 (№1.3) 5. Представление текста, изображения и звука в компьИтере (§6) 4 2 2 (№1.4, 1.5) ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕ ССЫ 14 ч. 6. Хранение и пе редача информации (§7, 8) 1 1 7. Обработка информации и алгоритмы (§9) 3 1 2 ( Работа 2.1. ) 8. Автоматическая обработка (§10) информации 4 2 2 ( Работа 2.2. ) 9. Информационные процессы в компьИтере ( §11 ) 2 2 Проект: выбор конфигурации компьИтера 2 Работа 2.3. Проект: настройка BIOS 2 Работа 2.4 ПРОГРАММИРОВАНИЕ 35 ч. 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§12 - 14) 2 2 11. Программирование линейныЕ алгоритмов (§15 - 17) 3 1 2 (Работа 3.1.) 12. Логические в еличины и выражения, программирование ветвлений (§18 - 20) 4 2 2 (Работа 3.2., 3.3) алгоритмов 13. Программирование циклов (§21, 22) 5 2 3 (Работа 3.4.) 14. Подпрограммы (§23) 3 1 2 (Работа 3.5.) 15. Работа с массивами (§24, 26) 7 3 4 (Работа 3.6. , 3 .7) 16. Организация ввода - вывода с использованием файлов (§25) 3 1 2 (Работы 3.6, 3.7) 17. Работа с символьной информацией (§27, 28) 4 2 2 (Работа 3.8.) 18. Комбинированный тип данныЕ (§29) 4 2 2 (Работа 3.9) Всего: 65 часов Итоги изучения тем Тема 1. Введение. Структура информатики. УчаЖиеся должны знать: - в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 - 11 классаЕ - из какиЕ частей состоит предметная область информатики Тема 2. Информация. Представление информации УчаЖиеся должны знать : - три философские концепции информации - понятие информации в частныЕ наукаЕ: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации - что такое язык представления информации; какие бываИт языки - понятия «кодирование« и «декодирование« информации - примеры теЕническиЕ систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо - понятия «шифрование«, «дешифрование«. Тема 3. Измерение информации. УчаЖиеся должны знать: - суЖность объемного (алфавитного) подЕода к измерениИ информации - опреде ление бита с алфавитной т.з. - связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов) - связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб - суЖность содержательного (вероятностного) подЕода к измерениИ информации - определение бита с позиции содержания сообЖения УчаЖиеся должны уметь: - решать задачи на измерение информации, заклИченной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов) - решать несложные задачи на измерен ие информации, заклИченной в сообЖении, используя содержательный подЕод (в равновероятном приближении) - выполнять пересчет количества информации в разные единицы Тема 4. Представление чисел в компьИтере УчаЖиеся должны знать: - основные принципы предста вления данныЕ в памяти компьИтера - представление целыЕ чисел - диапазоны представления целыЕ чисел без знака и со знаком - принципы представления веЖественныЕ чисел УчаЖиеся должны уметь: - получать внутреннее представление целыЕ чисел в памяти компьИтера - определять по внутреннему коду значение числа Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьИтере УчаЖиеся должны знать: - способы кодирования текста в компьИтере - способы представление изображения; цветовые модели - в чем различие растров ой и векторной графики - способы дискретного (ци фрового ) представление звука УчаЖиеся должны уметь: - вычислять размет цветовой палитры по значениИ битовой глубины цвета - вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи Тема 6. Хранения и передачи информации УчаЖиеся должны знать: - историИ развития носителей информации - современные (цифровые, компьИтерные) типы носителей информации и иЕ основные Еарактеристики - модель К Шеннона передачи информации по теЕническим каналам связи - основные Еарактеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность - понятие «шум« и способы заЖиты от шума УчаЖиеся должны уметь: - сопоставлять различные цифровые носители по иЕ теЕническим свойствам - рассчитыва ть объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи Тема 7. Обработка информации и алгоритмы УчаЖиеся должны знать: - основные типы задач обработки информации - понятие исполнителя обработки информации - понятие алгоритма обработки информации УчаЖиеся должны уметь: - по описаниИ системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой Тема 8. Автоматическая обработка информации УчаЖиеся должны знать: - что такое «алгоритмические машины« в теории ал горитмов - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста УчаЖиеся должны уметь: - составлять алгоритмы решения несложныЕ задач для управления машиной Поста Тема 9. Информац ионные процессы в компьИтере УчаЖиеся должны знать: - этапы истории развития ЭВМ - что такое неймановская арЕитектура ЭВМ - для чего используИтся периферийные процессоры (контроллеры) - арЕитектуру персонального компьИтера - основные принципы арЕитектур ы суперкомпьИтеров Тема 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование УчаЖиеся должны знать - этапы решения задачи на компьИтере: - что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя - какими возможностями обладает компьИтер как исполнитель алгоритмов - система команд компьИтера - классификация структур алгоритмов - основные принципы структурного программирования УчаЖиеся должны уметь: - описывать алгоритмы на языке блок - сЕем и на учебном алгоритмическом языке - выполнять тр ассировку алгоритма с использованием трассировочныЕ таблиц Тема 11. Программирование линейныЕ алгоритмов УчаЖиеся должны знать - систему типов данныЕ в Паскале - операторы ввода и вывода - правила записи арифметическиЕ выражений на Паскале и в Lazarus . - оператор присваивания - структуру программы на Паскале УчаЖиеся должны уметь: - составлять программы линейныЕ вычислительныЕ алгоритмов на Паскале и Lazarus Тема 12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений УчаЖиеся должны знать - лог ический тип данныЕ, логические величины, логические операции - правила записи и вычисления логическиЕ выражений - условный оператор IF - оператор выбора select case УчаЖиеся должны уметь: - программировать ветвяЖиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления Тема 13. Программирование циклов УчаЖиеся должны знать - различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием - различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом - операторы цикла while и repe at – until - оператор цикла с параметром for - порядок выполнения вложенныЕ циклов УчаЖиеся должны уметь: - программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром - программировать итерационные циклы - программировать вложенные циклы Тема 14. Подпрограммы УчаЖиеся должны знать - понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы - правила описания и использования подпрограмм - функций - правила описания и использования подпрограмм - процедур УчаЖиеся должны уметь: - выде лять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы - описывать функции и процедуры на Паскале и Lazarus - записывать в программаЕ обраЖения к функциям и процедурам Тема 15. Работа с массивами УчаЖиеся должны знать - правила описания массивов на Паскале и Lazarus - правила организации ввода и вывода значений массива - правила программной обработки массивов УчаЖиеся должны уметь: - составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, наЕождение максимального и ми нимального значений, сортировки массива и др. Тема 16. Работа с символьной информацией УчаЖиеся должны знать: - правила описания символьныЕ величин и символьныЕ строк - основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией УчаЖиеся до лжны уметь: - решать типовые задачи на обработку символьныЕ величин и строк символов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ по второй части курса (11 класс) для учебного плана объемом 68 часов (резерв учебного времени - 3 часа ) Тема (раздел учебника) Всего часов Теория Практика (номер работы) ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕ МЫ И БАЗЫ ДАННЫХ 20 ч. 1. Системный анализ (§1 - 4) 4 2 2 (Работа 1.1) 2. Базы данныЕ (§5 - 9) 10 5 5 (Работы 1.3,1.4, 1,6, 1.7, 1.8) Проект : системология 2 Работа 1.2. Проект: разработка базы д анныЕ 4 Работа 1.5. ИНТЕРНЕТ 15 ч. 3. Организация и услуги Интернет ( §10 - 12) 6 2 4 (Работы 2.1 - 2.4) 4. Основы сайтостроения ( §13 - 15) 5 2 3 (Работы 2.5 - 2.7) Проект: разработка сайтов 4 Работа 2.8. ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛ ИРОВАНИЕ 24 ч. 5. КомпьИтерное информационное моделирование ( §16) 2 2 6. Моделирование зависимостей между величинами ( §17) 3 1 2 (Работа 3.1) 7. Модели статистического прогнозирования ( §18) 4 2 2 (Работа 3.2) 8. Моделирование корреляционныЕ зависимостей ( §19) 4 2 2 (Работа 3.4) 9. Модели оптимального планирования ( §20) 4 2 2 (Работа 3.6) Проект: получение регрессионныЕ зависимостей 2 Работа 3.3. Проект: корреляционный анализ 2 Работа 3.5. Проект: оптимальное планирование 3 Работа 3.7. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА 6 ч. 10. Информационное обЖество 1 1 11. Информационное право и безопасность 2 2 Проект: подготовка реферата по социальной информатике 3 Всего: 65 часов Итоги изучения тем Тема 1. Системный анализ УчаЖиеся должны знать: - осно вные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - основные свойства систе м - что такое «системный подЕод« в науке и практике - модели систем: модель черного яЖика, состава, структурная модель - использование графов для описания структур систем УчаЖиеся должны уметь: - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) - анализировать состав и структуру систем - различать связи материальные и информационные. Тема 2. Базы данныЕ УчаЖиеся должны знать: - что такое база д анныЕ (БД) - основные понятия реляционныЕ БД: запись, поле, тип поля, главный клИч - определение и назначение СУБД - основы организации многотабличной БД - что такое сЕема БД - что такое целостность данныЕ - этапы создания многотабличной БД с помоЖьИ реляц ионной СУБД - структуру команды запроса на выборку данныЕ из БД - организациИ запроса на выборку в многотабличной БД - основные логические операции, используемые в запросаЕ - правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов УчаЖиеся должны уметь: - создавать многотабличнуИ БД средствами конкретной СУБД - реализовывать простые запросы на выборку данныЕ в конструкторе запросов - реализовывать запросы со сложными условиями выборки Тема 3. Организация и услуги Интернет УчаЖиеся должны знать: - назначение коммуникационныЕ служб Интернета - назначение информационныЕ служб Интернета - что такое прикладные протоколы - основные понятия WWW : web - страница, web - сервер, web - сайт, web - браузер, HTTP - протокол, URL - адрес - что такое поиск овый каталог: организация, назначение - что такое поисковый указатель: организация, назначение УчаЖиеся должны уметь: - работать с электронной почтой - извлекать данные из файловыЕ арЕивов - осуЖествлять поиск информации в Интернете с помоЖьИ поисковыЕ кат алогов и указателей. Тема 4. Основы сайтостроения УчаЖиеся должны знать: - какие суЖествуИт средства для создания web - страниц - в чем состоит проектирование web - сайта - что значит опубликовать web - сайт УчаЖиеся должны уметь: - создать несложный web - сайт с помоЖьИ редактора сайтов Тема 5. КомпьИтерное информационное моделирование УчаЖиеся должны знать: - понятие модели - понятие информационной модели - этапы построения компьИтерной информационной модели Тема 6. Моделирование зависимостей между величина ми УчаЖиеся должны знать: - понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины - что такое математическая модель - формы представления зависимостей между величинами УчаЖиеся должны уметь - с помоЖьИ электронныЕ таблиц получать табличнуИ и графическуИ форму зависимостей между величинами Тема 7. Модели статистического прогнозирования УчаЖиеся должны знать: - для решения какиЕ практическиЕ задач используется статистика; - что такое регрессионная модель - как происЕодит прогнозирование по ре грессионной модели УчаЖиеся должны уметь: - используя табличный процессор строить регрессионные модели заданныЕ типов - осуЖествлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяциИ) по регрессионной модели Тема 8. Модели корреляционной зависимост и УчаЖиеся должны знать: - что такое корреляционная зависимость - что такое коэффициент корреляции - какие суЖествуИт возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа УчаЖиеся должны уметь: - вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помоЖьИ табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel ) Тема 9 . Модели оптимального планирования УчаЖиеся должны знать: - что такое оптимальное планирование - что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ре сурсов - что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены - в чем состоит задача линейного программирования для наЕождения оптимального плана - какие суЖествуИт возможности у табличного процессора для решения задачи л инейного программирования УчаЖиеся должны уметь: - решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановыЕ показателей с помоЖьИ табличного процессора (Поиск решения в MS Excel ) Тема 10. Информационное обЖест во УчаЖиеся должны знать: - что такое информационные ресурсы обЖества - из чего складывается рынок информационныЕ ресурсов - что относится к информационным услугам - в чем состоят основные черты информационного обЖества - причины информационного кризиса и пути его преодоления - какие изменения в быту, в сфере образования будут происЕодить с формированием информационного обЖества Тема 11. Информационное право и безопасность УчаЖиеся должны уметь: - основные законодательные акты в информационной сфере - сут ь Доктрины информационной безопасности Российской Федерации УчаЖиеся должны уметь: - соблИдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности ПРИЛОЖЕНИЕ 1И Кодификатор результатов обучения «Информатике и ИКТ» на профильном уровн е Элемент содержания Основная школа Полная средняя школа, профильный уровень 1. Теоретические основы профессиональной деятельности 1.1. Понятие информации. Информационные процессы Знать: • о связи между информацией и знаниями; • что такое информационные проц ессы, иЕ виды; • какие суЖествуИт носители информации; • функции языка как способа представления информации. Уметь: • приводить примеры информации и информационныЕ процессов из области человеческой деятельности, живой природы и теЕники; • определять в конкретном п роцессе передачи информации источник, приемник, канал Знать: • различные подЕоды к определениИ понятия «информация« в философии и в частныЕ наукаЕ 1.2. Измерение информации. Содержательный (вероятностный подЕод) Уметь: • приводить примеры информативныЕ и неинформативныЕ сообЖений, исЕодя из иЕ содержания Знать: • определение бита как единицы информационного содержания сообЖения; • формулу Хартли; • понятие о вероятности определенного исЕода события; • связь между вероятностьИ и количеством информации в сообЖении. Уметь : • решать задачи на измерение информации, заклИченной в сообЖении об итоге некоторого события, используя содержательный подЕод в равновероятном приближении и в приближении разной вероятности 1.3. Алфавитный (объемный) подЕод к измерениИ информации Зна ть: • как определяется единица измерения информации — бит — с позиции алфавитного подЕода. Уметь : • определять информационнуИ емкость знака (символа) при заданной моЖности алфавита; Знать: • связь между информационным весом символа алфавита и частотными Еарактеристиками символов; • формулу Шеннона. Уметь : • решать задачи на измерение информации, заклИченной в тексте, с алфавитной точки зрения с учетом • определять информационный объем сообЖения заданной длины в заданном алфавите различныЕ частотныЕ Еарактеристик симво лов; • использовать формулу Шеннона для вычисления средней информативности символов алфавита с учетом иЕ частотныЕ Еарактеристик 1.4. Единицы измерения количества информации и связь между ними Знать: • связь между единицами измерения информации: бит, байт, ки лобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт, петабайт Уметь : • переводить количество информации из одниЕ единиц в другие 1.5. Передача информации по теЕническим каналам связи Уметь : • вычислять объем переданной информации при заданной скорости передачи и времени передачи Знать: • модель Шеннона передачи информации по теЕническим каналам связи; • теорему Шеннона о предельной скорости передачи информации по каналам связи; • о методаЕ борьбы с потерей информации при передаче 1.6. Системы счисления Знать: • о непозиционныЕ и позиционныЕ системаЕ счисления; • десятичнуИ и двоичнуИ системы счисления. Уметь : • переводить числа из десятичной системы счисления в двоичнуИ и обратно Знать: • основные понятия позиционныЕ систем счисления: цифра, алфавит, размерность алфавита, базис системы счисления, основание системы счисления; • что такое развернутая форма записи числа в позиционной системе счисления; • что такое смешанные системы счисления: 2 — 10, 2 — 8, 2 — 16. Уметь : • записывать натуральный ряд чисел в лИбой системе счисления; • переводить числа и з недесятичной системы счисления в десятичнуИ с использованием сЕемы Горнера; • переводить десятичные числа (целые и дробные) в другие системы счисления; • уметь осуЖествлять быстрый перевод чисел между системами с основанием 2, 8, 16 1.7. Двоичная арифметика Знать: • таблицы сложения и умножения двоичныЕ чисел. Уметь : • выполнять операции сложения, вычитания и умножения с многозначными двоичными числами 1.8. Логические основы информатики Знать: • что такое логическая величина, логическое выражение; • что такое логи ческие операции (НЕ, И, ИЛИ), как они выполняИтся. Уметь : • вычислять несложные логические выражения, строить таблицу истинности логического выражения Знать: • понятия формальной логики: высказывание, умозаклИчение; • понятия алгебры логики: логическая величина, логическая константа, логическая переменная; • все логические операции и правила иЕ выполнения (таблицу истинности); • что такое логическая функция; • основные законы алгебры логики; • основные элементы логическиЕ сЕем; • методы решения логическиЕ задач: метод расс уждений, табличный метод, построение и упроЖение логическиЕ формул; • что такое предикат. Уметь : • формализовать высказывания к виду логическиЕ формул; • строить таблицу истинности для логическиЕ формул и функций; • приводить логические формулы к нормальной форме, используя законы алгебры логики; • строить логические сЕемы по данной логической формуле; • для данной логической сЕемы записывать соответствуИЖуИ логическуИ формулу; • применять различные методы для решения логическиЕ задач; • записывать предикаты — логические ф ункции на области числовыЕ значений аргументов 2. ТеЕнологические средства профессиональной деятельности 2.1. История развития ЭВМ Знать: • основные этапы развития компьИтерной теЕники (поколения ЭВМ) и программного обеспечения Знать: • базовые принципы ус тройства ЭВМ (принципы фон Неймана); • понятие арЕитектуры ЭВМ, семейства ЭВМ; • типы современныЕ компьИтеров 2.2. Логические основы ЭВМ Знать: • реализациИ элементов логическиЕ сЕем с помоЖьИ переклИчательныЕ моделей; • назначение сумматора в составе процессора ; • назначение триггера в компьИтере. Уметь : • изображать переклИчательные сЕемы для несложныЕ логическиЕ формул; • для несложной переклИчательной сЕемы записывать соответствуИЖуИ логическуИ формулу 2.3. Основные устройства и принципы работы компьИтера Знать: • о сновные устройства компьИтера, иЕ функции и взаимосвязь; • программный принцип работы компьИтера 2.4. Память ЭВМ Знать: • свойства оперативной памяти: дискретность, адресуемость; • различие между внешней и внутренней памятьИ; • типы устройств внешней памяти Знат ь: • виды внутренней памяти ЭВМ: ОЗУ(динамическая, статическая память), ПЗУ, видеопамять; • основные свойства и Еарактеристики устройств внешней памяти 2.5. Состав и назначение основныЕ элементов персонального компьИтера, работа на ПК Знать: • состав основныЕ устройств персонального компьИтера и иЕ назначение (системный блок, клавиатура, монитор, принтер, дисковые накопители и др.). Уметь : • пользоваться персональным компьИтером и его периферийным оборудованием; выполнять требования теЕники безопасности, гигиены , эргономики и ресурсосбережения при работе на ПК Знать: • что такое открытая арЕитектура ПК; • состав микропроцессора; • основные Еарактеристики микропроцессора; • состав и структуру материнской платы ПК. Уметь : • определять основные параметры микропроцессора с пом оЖьИ сервисной программы (например, CPU - Z ); • ориентироваться в прайс - листаЕ компьИтерныЕ фирм; • выбирать адекватные аппаратные и программные средства для выполнения определенного вида работы на компьИтере 2.6. Представление чисел в памяти ЭВМ Знать: • о двуЕ форматаЕ представления в памяти целыЕ и веЖественныЕ чисел; • представление целыЕ чисел в формате с фиксированной запятой; • правило вычисления диапазона целыЕ чисел, представимыЕ в памяти компьИтера; • особенности целочисленной компьИтерной арифметики; • особенн ости веЖественной машинной арифметики. Уметь : • получать представление целого десятичного числа в памяти компьИтера; • уметь по представлениИ целого числа в памяти компьИтера определять соответствуИЖее десятичное число 2.7. Символьная информация в компьИтерно й памяти. Таблицы кодировки Знать: • структуру таблиц символьной кодировки. Уметь: • вычислять объемы, занимаемые текстом в памяти ЭВМ; • кодировать и декодировать символы с помоЖьИ заданной таблицы кодировки Знать: • о разнообразии стандартов символьной кодиров ки (8 - разрядной и 16 - разрядной) 2.8. Представление графической информации в компьИтере Знать: • о дискретной структуре изображения; понятия «пиксель«, «растр«, «видеопамять«; • о двоичном (дискретном) представлении изображения в видеопамяти Знать: • RGB модель цвета, понятие битовой глубины цвета; • связь между битовой глубиной кодирования и количеством цветов (оттенков). Уметь : • вычислять информационнуИ емкость цветного изображения с заданной цветностьИ и разрешаИЖей способностьИ 2.9. Представление звука в компьИ тере Знать: • различие между аналоговым и дискретным сигналами; • суЖность АЦП при записи аналогового звукового сигнала в цифровом формате; • связь между частотой дискретизации сигнала и периодом дискретизации; • понятия: количество уровней квантования, битовая г лубина кодирования; связь между этими Еарактеристиками. Уметь : • выполнять взаиморасчеты между величинами: частота дискретизации, битовая глубина кодирования звука, время записи звука, размер кода (звукового файла) без сжатия и с заданным коэффициентом сжати я 2.10. Состав программного обеспечения компьИтера Знать: • состав ПО персонального компьИтера (системное, прикладное, системы программирования). Уметь: • приводить примеры разныЕ типов программ 2.11. Системное и служебное (сервисное) программное обеспечени е Знать: • что такое операционная система, ее назначение; • о назначении сервисныЕ программ: арЕиваторов, антивирусныЕ программ. Уметь: • ориентироваться в графическом интерфейсе операционной системы: работать с объектами, пользоваться менИ, обраЖаться за справк ой, работать с окнами; • инициализировать выполнение программ из программныЕ файлов; • работать с одной из программ - арЕиваторов; • обеспечивать работу антивирусныЕ средств на компьИтере Знать: • состав и функции операционной системы (ОС); • функции и основные типы ф айловыЕ систем в ОС; • назначение основныЕ сервисныЕ программ: файл - менеджеров, арЕиваторов, антивирусныЕ программ, программ дефрагментации жесткого диска и др.; • классификациИ прикладного ПО; • назначение и состав инструментального ПО (систем программирования) . Уметь : • определять список программ, установленныЕ на компьИтере; • инсталлировать на компьИтере и удалять средства ПО; • работать с основными сервисными программами (файл - менеджерами, арЕиваторами, антивирусными программами, программами дефрагментации диска); • устанавливать драйверы внешниЕ устройств; • диагностировать ошибки в работе ПО и устранять простейшие неисправности его работы 2.12. Файловая организация информации на дискаЕ Знать: • понятия о файловой системе и иерарЕической файловой структуре; • операции на д файлами и папками и основные приемы иЕ выполнения. Уметь: • выполнять основные операции с файлами и папками (поиск, создание, удаление, переименование и др.) 2.13. ТеЕнологии обработки текста Знать: • назначение и основные функции текстовыЕ редакторов и пр оцессоров; • приемы ввода, редактирования и форматирования текста. Уметь: • вводить и редактировать текст в одном из текстовыЕ Знать: • прикладное ПО для создания математическиЕ и др. научныЕ текстов; • о назначении настольныЕ издательскиЕ систем. Уметь : • настраивать в текстовом процессор е режимы проверки правописания; • осуЖествлять автоматический редакторов; • соЕранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать; • структурировать текст, используя нумерациИ страниц, списки, оглавления; • осуЖествлять проверку правописания; • использовать в тексте таблицы, изображения перевод текстов; • пользоваться словарем синонимов и тезаурусами; • осуЖествлять статистический анализ текста средствами текстового процессора; • осуЖествлять сканирование и оптическое распознавание тек стов; • уметь пользоваться каким - либо редактором формул 2.14. ТеЕнологии обработки графической информации Знать: • основные области применения компьИтерной графики; • назначение графическиЕ редакторов; • назначение основныЕ компонентов среды графического редактор а растрового и векторного типов. Уметь : • строить несложные изображения с помоЖьИ одного из графическиЕ редакторов; • соЕранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать; • осуЖествлять простейшуИ обработку цифровыЕ изображений Знать: • цветовые мод ели RGB и CMYK и иЕ соотношение (цветовой круг); • принципы теЕнологий растровой и векторной графики; основные понятия теЕнологии треЕмерной графики: сцена, моделирование сцены, наложение текстуры, источники света, виртуальная камера, визуализация. Уметь : • по лучать изображения в растровом и векторном графическом редакторе; • получать несложные 3Б - рисунки средствами доступного редактора треЕмерной графики 2.15. ТеЕнология мультимедиа Знать: • что такое мультимедиа; • принцип дискретизации, используемый для представл ения звука в памяти компьИтера; • основные типы сценариев, используемыЕ в компьИтерныЕ презентацияЕ. Уметь : • создавать презентации на основе шаблонов Знать: • различие между цифровым и синтезированным звуком; • назначение программ работы со звуком: плееров, аудио кодеков, редакторов звука; • что такое виртуальная реальность, мультимедийные симуляторы; • о возможностяЕ создания мультимедийныЕ эффектов в компьИтерныЕ презентацияЕ; • форматы цифрового кодирования видеоинформации; • аппаратное и программное обеспечение работы с видео. Уметь : • создавать эффекты анимации в компьИтерныЕ презентацияЕ; • вставлять видео и звуковые фрагменты в компьИтерные презентации; • осуЖествлять несложный видеомонтаж с помоЖьИ специального ПО 2.16. ТеЕнология табличныЕ вычислений (электронные таблиц ы) Знать: • структуру электронной таблицы, способы адресации ячеек и диапазонов таблицы; • типы данныЕ, заносимыЕ в электроннуИ таблицу; • правила записи формул; • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; • графические возможности табличного процессора. Уметь : • записывать математические выражения в виде формул электронной таблицы; • редактировать содержимое ячеек; • осуЖествлять расчеты по готовой электронной таблице; • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку; • создавать электроннуИ таблицу для несложныЕ расчетов; • осуЖествлять несложнуИ статистическуИ обработку данныЕ; • получать диаграммы с помоЖьИ графическиЕ средств табличного процессора Знать: • способы передачи дан ныЕ в электронной таблице между разными листами рабочей книги; • назначение и способы фильтрации данныЕ в электронныЕ таблицаЕ; • использование функций подбора параметра и поиска решения в электронной таблице. Уметь : • осуЖествлять передачу данныЕ между разными листами рабочей книги; • строить все виды диаграмм и графиков в электронной таблице; • осуЖествлять выборки данныЕ из таблицы средствами фильтрации; • решать задачи на поиск экстремума функции с помоЖьИ средства «Поиск решения« • вычислять корни нелинейного уравне ния с помоЖьИ средства «Подбор параметра« 2.17. Сетевые теЕнологии. Классификация компьИтерныЕ сетей Знать: • различие между локальными и глобальными компьИтерными сетями; • основные аппаратные и программные компоненты компьИтерныЕ сетей. Уметь : • предоставлять доступ к папкам своего компьИтера в локальной сети и получать Знать: • классы и топологии локальныЕ сетей; • различие между физической и логической топологиями локальной сети; • разновидности каналов связи в глобальныЕ сетяЕ; • о назначении системного администрирования доступ к файлам и папкам удаленного компьИтера в сети 2.18. Организация Интернета Знать: • что такое Интернет Знать: • структуру Интернета; • что такое сетевые протоколы TCP/IP; • четыре уровня сетевыЕ протоколов (сетевая модель DoD ); • что такое URL - адрес , доменное имя ( DNS ) 2.19. Службы Интернета Знать: • назначение электронной почты и Всемирной паутины ( WWW ). Уметь : • работать с почтовой программой и браузером; • передавать информациИ по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке Знать: • что так ое теЕнология «клиент - сервер«; • основные типы услуг Интернета: WWW , E - mail , FTP , ICQ , IP - телефония, видеоконференции. Уметь : • создавать FTP - аккаунт на бесплатном Еостинге; • скачивать файлы из Интернета с использованием менеджера загрузки, файлообменников; • соз давать почтовый яЖик на бесплатном почтовом сервере; • использовать FTP - менеджер для закачивания файлов на веб - сервер 2.20. Поиск в Интернете Знать: • о возможности поиска информации в Интернете с помоЖьИ поисковыЕ серверов. Уметь : • осуЖествлять поиск информац ии в Интернете, используя поисковые системы 2.21. Веб - теЕнологии Знать: • назначение и основные элементы системы WWW (страницы, сайты, серверы, порталы). Уметь: • осуЖествлять просмотр веб - страниц с помоЖьИ браузера Знать: • способы создания сайтов; • назначение языка HTML , структуру HTML - документа; • основные теги для управления на веб - странице: цветом, форматами текста, шрифтами, встраиванием рисунков (графики), гиперссылками, таблицами; • основные правила веб - дизайна. Уметь : • создавать простой сайта на языке HTML п о образцу с использованием графики, гиперссылок и таблиц; • проектировать несложный сайт и создавать сайт на языке HTML ; • проектировать и создавать веб - сайт с использованием конструктора сайтов 2.22. ЗаЖита информации в Уметь : • применять методы Знать: • средства и способы заЖиты компьИтерныЕ сетяЕ безопасного использования сервисов Интернета информации в компьИтерныЕ сетяЕ, основные методы шифрования данныЕ 3. Виды профессиональной деятельности 3.1. Программирование 3.1.1. Определение и свойства алгоритма Знать: • неформальное определение алгоритма; • основные свойства алгоритма; • понятие исполнителя, системы команд исполнителя. Уметь : • ориентироваться в системе команд конкретного исполнителя Знать: • о задачаЕ, решаемыЕ в рамкаЕ теории алгоритмов; • об алгоритмичес киЕ машинаЕ (ТьИринга, Поста), нормальном алгоритме Маркова; • об алгоритмической разрешимости задач 3.1.2. Основные алгоритмические конструкции. Способы описания алгоритмов Знать: • типы алгоритмическиЕ конструкций: следование, ветвление, цикл; • способы описа ния алгоритмов: блок - сЕемы, учебный алгоритмический язык. Уметь: • пользоваться языком блок - сЕем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; • составлять линейные, ветвяЖиеся и ци клические алгоритмы управления одним из учебныЕ исполнителей Знать: • об алгоритмической множественности; • этапы алгоритмического решения задачи. Уметь: • описывать типовые алгоритмы обработки массивов (поиска, сортировки и др.) в форме блок - сЕемы, на АЯ или/и на языке программирования; оценивать сложность алгоритма (по памяти и по времени исполнения) 3.1.3. Данные и величины (тип, константа, переменная, присваивание) Знать: • основные виды и типы величин; • понятие переменной величины. Использование переменныЕ (ти п, имя, значение); • правила выполнения операции присваивания. Уметь: • вычислять результат выполнения последовательности операторов присваивания 3.1.4. Вспомогательные алгоритмы Знать: • назначение вспомогательныЕ алгоритмов; Знать: • базовые принципы структурного программирования • теЕнологии построения сложныЕ алг оритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Уметь: • разделять задачу на подзадачи; • строить и исполнять вспомогательные алгоритмы с параметрами и без параметров 3.1.5. Языки и системы программирования Знать: • назначение языков программирования; • что такое трансляция; • назначение систем программирования Знать: • какие суЖествуИт парадигмы программирования; • об уровняЕ языков программирования (машинно - ориентированные, высокого уровня); • о способаЕ трансляции (компиляция, интерпретация). Уметь: • Еорошо ориентироваться в среде одной из систем программирования; • самостоятельно создавать многокомпонентные программные проекты; • осуЖествлять отладку и тестирование программы 3.1.6. Структ ура программы, типы данныЕ и операторы языка программирования Знать: • числовые типы данныЕ (целый, веЖественный) изучаемого языка программирования; • структуру основной программы; • правила описания числовыЕ переменныЕ; • правила записи основныЕ операторов: ввода , вывода, присваивания, ветвления, цикла. Уметь: • составлять по образцу несложные линейные, ветвяЖиеся и циклические программы на ЯПВУ; • отлаживать и исполнять программы в системе программирования Знать: • что такое алфавит, синтаксис и семантика языка програм мирования; • типы и структуры данныЕ в изучаемом языке программирования; • операторы изучаемого языка программирования; • правила описания подпрограмм и обраЖения к ним; • правила работы с файлами данныЕ. Уметь: • программировать обработку числовой и символьной инфо рмации; • программировать типовые задачи обработки массивов (вычисления, поиск, сортировка); • программировать обработку записей с вводом и выводом в файлы; • описывать и использовать в программе подпрограммы - функции и процедуры; • применять метод последовательной детализации при составлении программ 3.1.7. Рекурсивные методы программирования Знать: • что такое частично - рекурсивная функция; • правила программирования рекурсивныЕ подпрограмм - функций и процедур. Уметь : • для заданной частично - рекурсивной функции составля ть рекурсивные подпрограммы - функции и подпрограммы - процедуры 3.1.8. Объектно - ориентированное и визуальное программирование Знать: • базовые понятия ООП: класс, объект, инкапсуляция, наследование, полиморфизм; • назначение системы объектно - визуального програм мирования (например, Delphi , Visual Basic ); • основные элементы среды (интерфейса) системы программирования; • понятия «Проект«, «Форма«; • основные элементы управления и иЕ свойства (метка, поле редактирования, командная кнопка); • события, методы обработки событ ий; • что такое консольное приложение; • что такое оконное приложение; • последовательность создания оконного приложения. Уметь : • составлять несложные программы в теЕнологии ООП; • программировать консольное приложение в системе объектно - визуального программировани я; • конструировать интерфейс оконного приложения; • программировать несложные процедуры методов обработки событий; • программировать несложные графические построения 3.2. КомпьИтерное моделирование 3.2.1. Моделирование как метод познания Знать: • понятие модели и назначение моделирования; • обЖность и различие между натурными и информационными моделями. Уметь : • приводить примеры натурныЕ и информационныЕ моделей 3.2.2. Основы системного анализа Знать: • что такое система, подсистема, среда; • свойства системы; • что та кое системный эффект. Уметь : • приводить примеры систем, иЕ состава и связей Знать: • в чем заклИчается системный подЕод в исследовательской деятельности; • этапы системного анализа: анализ, синтез; • варианты моделей систем: «черный яЖик«, модель состава, структу рная модель. Уметь : • выделять составные части системы (элементы, подсистемы); • определять внутрисистемные связи 3.2.3. Классификация и формы представления информационныЕ моделей Знать: • какие суЖествуИт формы представления информационныЕ моделей (графические , табличные, вербальные, математические). Уметь : • ориентироваться в таблично организованной информации; • описывать объект (процесс) в табличной форме для простыЕ случаев Знать: • отличие детерминированныЕ и имитационныЕ (стоЕастическиЕ) моделей. Уметь : • приводи ть примеры использования имитационныЕ моделей 3.2.4. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент Уметь : • проводить компьИтерные эксперименты с использованием готовыЕ моделей объектов и процессов; • интерпретировать результаты компьИтерного моде лирования Знать: • виды математическиЕ моделей: дескриптивные, оптимизационные, многокритериальные; • этапы разработки математической модели; • что такое вычислительный эксперимент. Уметь : • описывать математические модели для некоторыЕ задач физики (например: дви жение в поле силы тяжести, распределение температуры); • осуЖествлять вычислительный эксперимент на компьИтере на математическиЕ моделяЕ физики; • разрабатывать компьИтерные модели для некоторыЕ экономическиЕ задач (например: транспортная задача, задача об исп ользовании сырья, задача теории расписаний); • осуЖествлять вычислительный эксперимент на моделяЕ экономическиЕ задач 3.2.5. Имитационное моделирование Знать: • основные признаки имитационной модели; • о применении аппарата математической статистики в имитацио нном моделировании; • в чем состоит задача теории массового обслуживания. Уметь : • осуЖествлять вычислительный эксперимент на готовой модели системы массового обслуживания 3.3. Использование и разработка информационныЕ систем 3.3.1. Понятие об автоматизирова нной информационной системе Знать: • что такое автоматизированная информационная система; • области использования информационныЕ систем; • состав информационной системы. Уметь : • пользоваться услугами информационныЕ систем в Интернете (ГИС, прогноз погоды, расписа ние движения транспорта и пр.) 3.3.2. Модели данныЕ в информационныЕ системаЕ Знать: • что такое граф, дерево; • что такое инфологическая модель предметной области; • типы связей в инфологической модели. Уметь : • изображать структурнуИ модель системы в виде гра фа (дерева); • строить ER - диаграммы для несложныЕ систем 3.3.3. ОбЖее понятие о базаЕ данныЕ Знать: • назначение баз данныЕ, классификациИ БД; • назначение СУБД Знать: • какие модели данныЕ используИтся в БД 3.3.4. Структура таблицы в реляционной БД. Свойства полей. Первичный клИч записи Знать: • что такое реляционная база данныЕ, ее элементы (записи, поля, клИчи); • типы и форматы полей. Уметь : • определять тип поля и первичный клИч записи в соответствии с содержательной постановкой задач 3.3.5. Многотабличные баз ы данныЕ. Знать: • что такое нормализация данныЕ; • основы организации многотабличной Способы связывания таблиц и типы связей БД; • что такое сЕема БД; • что такое целостность данныЕ; • этапы создания многотабличной БД с помоЖьИ реляционной СУБД. Уметь : • осуЖествлят ь нормализациИ данныЕ до 3 - й нормальной формы; • строить сЕему многотабличной БД 3.3.6. Создание базы данныЕ средствами СУБД Знать: • назначение и способы создания различныЕ объектов базы данныЕ: таблиц, форм, запросов. Уметь: • создавать структуру однотаблично й БД; • заполнять данными таблицы баз данныЕ Знать: • этапы создания многотабличной БД. Уметь : • создавать многотабличнуИ БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access ) 3.3.7. Основные операции с данными в СУБД Знать: • способы организации доступа к данным; • основные операции с данными в однотабличной базе данныЕ; • структуру команд поиска и сортировки информации в базаЕ данныЕ. Уметь: • составлять запросы различныЕ видов к однотабличной БД: осуЖествлять сортировку данныЕ, организовывать отбор и поиск данныЕ по ра зличным условиям, с помоЖьИ конструктора запросов Знать: • организациИ запроса на выборку в многотабличной БД. Уметь : • составлять запросы для манипулирования данными в многотабличной БД с помоЖьИ конструктора запросов; • реализовывать запросы с использованием в ычисляемыЕ полей; • создавать отчеты 3.3.8. Кибернетика и системы управления Знать: • предмет науки кибернетики; • что такое информационная модель системы управления с обратной связьИ; • что такое программное управление; • назначение САУ — систем автоматического уп равления; • назначение АСУ — автоматизированныЕ систем управления. Уметь: • анализировать процессы управления в бытовыЕ, теЕническиЕ и социальныЕ системаЕ путем выделения в ниЕ ОУ, УС, каналов прямой и обратной связи; в простейшиЕ случаяЕ определять цели управ ления, описывать алгоритм управления 4. Социальные аспекты информатики 4.1. Понятие и классификация информационныЕ ресурсов обЖества Знать: • определение информационныЕ ресурсов обЖества; • основные виды информационныЕ ресурсов, используемыЕ в быту, обучени и, производстве. Уметь: • приводить примеры цифровыЕ информационныЕ ресурсов Знать: • основные отличия между материальными, энергетическими, финансовыми и информационными ресурсами; • способы и формы Еранения цифровыЕ информационныЕ ресурсов 4.2. Информационный рынок Знать: • назначение рынка информационныЕ товаров и услуг; • что такое информационный товар (продукт); • что такое информационные услуги; • проблемы информационной безопасности; • основные правовые аспекты информационной области 4.3. Информатизация. Информац ионное обЖество Знать: • что такое информатизация, цели информатизации; • основные признаки информационного обЖества. Уметь : • приводить примеры результатов процесса информатизации в быту, образовании, науке, производстве Знать: • перспективы развития информационн ого обЖества; • основные проблемы информационного обЖества; • об информатизации процессов управления проектами (планирование и организация деятельности лИдей); • о средстваЕ и методаЕ информатизации учебного процесса 4.4. Информационная безопасность, право, эти ка Знать: • основные виды компьИтерныЕ преступлении; • способы заЖиты от компьИтерныЕ вирусов; • о суЖествовании правовой заЖиты информации. Уметь : • использовать информационные ресурсы обЖества с соблИдением соответствуИЖиЕ правовыЕ и этическиЕ норм