Программа психологического сопровождения детей группы риска


ГБОУ РМЭ «Нартасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ОВЗ VIII вида»
-47625345440Согласовано:
Зам. по УР_________/Г.С. Ахмадуллина
«____»___________________2013г.
020000Согласовано:
Зам. по УР_________/Г.С. Ахмадуллина
«____»___________________2013г.
3244215333375Утверждаю:
Директор школы________/А. В. Черезов
«____»__________________2013г.
020000Утверждаю:
Директор школы________/А. В. Черезов
«____»__________________2013г.

Программа психологического сопровождения
детей «группы риска»
Педагог – психолог:
Бахтина С.Э.
2013г.
Пояснительная записка
Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. Опыт коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида свидетельствует о том, что социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения.
Одной из сложнейших проблем в психолого-педагогической практике является организация работы детей с ограниченными возможностями здоровья «группы риска». Отсутствие должного внимания к этому вопросу ведет к конфликту на уровнях «подросток-учитель», «подросток-воспитатель», «подросток-подросток». Один из путей решения этой проблемы – организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников «группы риска».
В категорию детей «группы риска» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков совершающих правонарушения. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками (далее именуемыми «группа риска»).
Все вышесказанное подтверждает актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке детей «группы риска».
Идеи поиска оптимальных условий развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, профилактика правонарушений, профилактика зависимого поведения стала центральной задачей при разработке данной программы. Предложенная программа тренинговых занятий предназначена для профилактики зависимостей, коррекции эмоциональных проблем подростков с ограниченными возможностями «группы риска».
Цель: Создание условий для психологической помощи детям «группы риска» (в частности по поведенческим и социальным факторам). Профилактика отклонений в поведении детей с ОВЗ.
Задачи:
- Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
- Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
- Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.
- Повышение социально-психологической компетентности подростков развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
- Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.
- Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.
- Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Предлагаемая программа предназначена для работы с девиантными подростками. Она имеет 5 блоков, 3 из которых - основные. 
1. Вводная часть предназначена для знакомства с тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу. 
2. Эмоциональный блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения у школьников к девиантному поведению, на отрицательное. А.С. Макаренко в своей работе «О взрыве» отмечал, что причиной данного поведения является «дефективность» сознания, возникшая в результате социальных явлений, деформации отношений между личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать». (Макаренко А. С. Педагогичские сочинения. Т. 3, с. 158).Изменившееся отношение у подростка нужно закрепить в поведении. На это направлен:
3.  Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы.После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личности. Это: 
4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.
5. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы, ритуал прощания.
Основные этапы организации работы:1. Предварительный этап:- ознакомление с запросом учителя, родителя на реабилитационную и абилитационную работу;- наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками.2. Этап первичной (вторичной) диагностики:
•тревожности (методика Филлипса);
•диагностика мотивации Лусканова;
•диагностика аддиктивных наклонностей;
•исследование агрессии по методике Б. Дарки
3. Этап реализации коррекционно-развивающих мероприятий:- беседы;- проблемно-ориентированные тренинги;- упражнения по саморегуляции;4. Заключительный этап:- итоговая диагностика подростков;- индивидуальное консультирование подростков по их запросу;- выступление психолога на педсовете школы;- подведение итогов, выделение задач психолого-педагогического сопровождения проблемных школьников.Продолжительность занятий 40 минут.Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общее в организации занятий Каждая встреча, кроме первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они отдохнули, что интересного произошло в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики – оценка своего настроения по пятибалльной шкале. Затем ведущий объявляет цель данной встречи и переходит к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям. В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время на рефлексию (высказывание участниками своего отношения к происходящему). Заканчивать занятия лучше всего упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно провести повторную экспресс-диагностику, о состоянии участников в данный момент, удовлетворённость происходящим на занятии. Во время занятия, с целью снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу, рекомендуется использовать игры-разминки.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п Цели и задачи Форма работы Кол-вочас.
1333500985520001.Вводная часть Проведение диагностического минимума на начальном этапе.
Теоретическая часть. Познакомить всех участников программы друг с другом, создать атмосферу доверительных и доброжелательных отношений, дать представление о значении общения в жизни человека. Темы занятий:1. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».2. «Общаться и не ругаться»(навыки общения). 2
2
Практическая часть.
В игровой форме познакомить участников между собой и подготовить их к дальнейшей совместной работе. Упражнения:«Я – это…», «Разминка»,«Интервью»,«Обратное интервью»,«Меня зовут… Я люблю себя за то, что…», «Моя пара», «Ураган» (разминка),«Уличное знакомство», «Подключить соседа», «Просьба», «Комплименты»2.Эмоциональ-ный блок. Теоретическая часть. Познакомить подростков с психической природой человека: ощущением, восприятием, чувством, а также с базовыми эмоциями человека (негативными и позитивными). Темы занятий:1.»Наше ощущение, восприятие, иллюзии».2. «В мире эмоций».3. «Агрессия: быть или не быть?»4. «Жизнь без стресса, страха и тревоги: чего и почему мы боимся?». 4
Практическая часть.Практическими приёмами и упражнениями научить школьников дифференцировать свои эмоции, прислушиваться к ощущениям собственного тела, его потребностям и возможностям. Развить умение рефлексивных навыков, а также работа с негативом и закрепление позитива. Упражнения:«Приветствие». «Ощущение моего тела». «Знакомство руками». «Слепец и поводырь». «Чувствование».«Творческое восприятие».«Конфликт эмоций». «Чувства без слов». «Психогимнастика».«Стенка на стенку». «Ругаться вслепую». «Зоопарк» (разминка). «Портрет твоего врага».«Злая фигурка».«Групповое приветствие». «Крепкий орешек».«Молекулы» (разминка). «Ужасно-прекрасный рисунок».«Доверяющее падение». 3. Поведенческий блок. Теоретическая часть.Познакомить старшеклассников с основным определением поведения и видами девиантного (отклоняющегося) поведения. В доступной и дозированной форме предоставить информацию о видах, свойствах и последствиях потребления психоактивных и психотропных веществ. Обсуждение вопросов любви и секса в плане психического и физического здоровья.Проблемное обсуждение темы жизни и смерти (профилактика суицидов). Темы занятий:1. «Свой среди чужих, чужой среди своих». (1 ч.)(поведение человека в обществе).2. «Кто такие «девианты» и почему с ними трудно?» (1 ч.)(о девиантном поведении детей и взрослых).3. «Курить и пить – здоровью вредить!» (1ч.)о деликвентном поведении подростков).4. «Наркомания и токсикомания: - смерть после жизни». (1 ч.)5. «Жить или не жить – вот в чём вопрос!». (1 ч.)(профилактика суицида среди подростков). 5
Практическая часть.Выработать и скорректировать формы межличностного взаимодействия, развить способность гибко реагировать на ситуацию, научить адекватному поведению в различных условиях и разных группах. Сформировать негативное отношение к психоактивным и психотропным веществам, выработать навыки сопротивления групповому давлению. Отработать приёмы ответственного, уверенного и конструктивного поведения. Овладеть техникой перевода негативного состояния в позитивное. Упражнения:«Комплимент».«Свой среди чужих, чужой среди своих».. «Отцы и дети» (ролевая игра).«Ты мне нравишься тем…». «Приветствие». «Зубы и мясо».«Конфликт». «Согнать со стула». «Необычное приветствие». «Мой организм». «Смерть в сигарете – смерть сигарете» (рисунок). «Групповое приветствие». «Антиреклама». «Сопротивление». «Между молотом и наковальней».«Приветствие». «Паутина». «Марионетка». «Ангел-хранитель». «Степень риска». «Безопасное поведение».«Комплимент». «Три рыбы» (сказка-притча). «Ураган».«Негативные идеи». 4.Когнитивный блок. Теоретическая часть.Активизировать подростков на дальнейшее конструктивное взаимодействие, закрепление рефлексивных навыков.
Подведение итогов работы группы Тема занятияУпражнения:«Комплимент», Мои лучшие качества», «Портрет друга», «Декларация моей самоценности». 2
5. Заключительная часть Диагностический минимум 2
Список литераторы:
1.Битянова М.Р. с соавторами. Организация психологической работы в школе - М., «Совершенство», 1998.
2.Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1997.
3.Дубровина М.В. с соавторами. Рабочая книга школьного психолога. М., «Просвещение», 1991.
4.Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков – М., «Академия», 1998.
5.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков – С.Пб., «Речь», 2003.
6.Краковский А.П. Трудный возраст - М., «Просвещение», 1966.
7.Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми (тренинг «Путешествие к собственным возможностям) - М., 1997.
8.Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения – М., «Просвещение», 1990.
9.Психокоррекционная программа работы с подростками: Методические рекомендации С.В. Семенцовой. – ИГПУ, 1998.
10.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»: Методическое пособие / Составители: Л.Г. Печерская, С.М. Ильина. – Иркутск, 2006.
11.Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / под ред. С.А. Беличевой. – М., 1999.
12.Раттер М. Помощь трудным детям – М., 1999.
13.Шепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития у детей. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2000.