Программа психологического сопровождения обучающихся « группы риска»



Принят педагогическим Утверждено приказом
советом №2 от ___________ №____от____________

Управление образования и молодежной политики Лысковкого
Муниципального района Нижегородской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Чернухинская школа-интернат»








Программа психологического сопровождения обучающихся « группы риска»



Срок реализации -1 год.
Возраст: 9-18 лет.

Автор: педагог – психолог
Шапкина Ю.В.

с. Чернуха
2015 год
Пояснительная записка

Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. Опыт коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида свидетельствует о том, что социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения.
Одной из сложнейших проблем в психолого-педагогической практике является организация работы детей с ограниченными возможностями  здоровья «группы риска». Отсутствие должного внимания к этому вопросу ведет к конфликту на уровнях «подросток-учитель», «подросток-воспитатель», «подросток-подросток». Один из путей решения этой проблемы – организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников «группы риска».
В категорию детей «группы риска» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков совершающих правонарушения. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками (далее именуемыми «группа риска»).
Все вышесказанное подтверждает актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке детей «группы риска».
Идеи поиска оптимальных условий развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, профилактика правонарушений, профилактика зависимого поведения стала центральной задачей при разработке данной программы. Предложенная программа тренинговых занятий предназначена для профилактики зависимостей, коррекции эмоциональных проблем подростков с ограниченными возможностями «группы риска».
Целью настоящей программы является:
Создание условий для психологической помощи детям «группы риска» (в частности по поведенческим и социальным факторам). Профилактика отклонений в поведении детей с ОВЗ.
Задачи:
ориентация психологической службы на углубление психолого-педагогического изучения трудновоспитуемых подростков. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;
психологическое сопровождение детей, стоящих на ВШУ, КДН, ПДН;
формирование доверия к окружающим через принятие себя;
устранение психологических барьеров на пути развития подростков;
расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций;
нормализация межличностных отношений;
профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение употребления среди обучающихся табачных изделий, алкоголя, ПАВ;
оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка, а также доступным им формам общения.
Адресат: программа предназначена для помощи детям с ОВЗ, имеющих поведенческие и социальные показатели по определению детей «группы риска».

Содержание программы

Программа реализуется по четвертям:
1 четверть. Изучение индивидуальных особенностей подростков
диагностика личностного и интеллектуального развития;
диагностика тревожности (5 кл.);
изучение социометрического статуса детей в классных коллективах;
диагностика агрессивности обучающихся, состоящих на всех видах учета;
групповые КРЗ.
2 четверть. Коррекционно-развивающая работа
поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее;
диагностика аддиктивных наклонностей (5-9 кл.);
разработка индивидуальных консультаций, бесед детей, состоящих на ВШУ;
психологический тренинг внутригруппового взаимодействия;
индивидуальные и групповые КРЗ;
формирование пробных групп на групповое КРЗ.
3четверть. Коррекционно-развивающая работа
психологические тренинги внутригруппового взаимодействия;
индивидуальные и групповые КРЗ;
4 четверть. Психодиагностический мониторинг
анализ результатов работы;
отслеживание динамики личностного роста, употребления детьми ПАВ, тревожности пятиклассников.

Основные этапы работы:











Подготовительный этап:
изучение психолого-педагогической литературы;
поиск и выбор форм, методов и средств профилактики дизадаптации.
Диагностический этап:
наблюдение:
анкетирование;
опросы.
Поиск и апробация форм, методов и средств профилактической работы:
Индивидуальные и групповые занятия.
Аналитико-оценочный этап:
анкетирование;
опросы.
Формы и методы работы:
Индивидуальная работа:
диагностика;
консультирование.
Групповая работа:
1.подвижные игры;
2.упражнения в парах и малых группах;
3.дискуссии;
4.упражнения на самопознание.
Структура занятия(тренинга):
Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
Ритуал прощания.
Методическое обеспечение:
Эффективность занятий отслеживается на основе психодиагностических обследований. Примерный психодиагностический инструментарий включает в себя следующие методики:
диагностика тревожности (методика Филлипса) – 5 класс;
методика « Социометрия» -1-9 классы;
диагностика мотивации Лусканова – 5 класс;
диагностика адиктивных форм поведения;
исследование агрессии по методике Б.Дарки.
Методический комплекс включает следующие: компьютер, диски, методические материалы для игр и упражнений, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.

Время занятия - 30 минут.



Психокоррекционная подпрограмма состоит из двух блоков:
Блок 1 «Коррекционно – развивающие занятия:
Первоначально занятие строится на психологической разминки. Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях. Основное содержание занятий варьируется в зависимости от цели занятия. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении и доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Блок 2  « Просветительская, профилактическая работа»:
Блок представляет собой просветительскую, профилактическую работу с родителями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам детско-родительских отношений, а также психологические тренинги. Данный блок поможет оказанию информационной и методической поддержки учителям и воспитателем по вопросам данного направления программы.
Ожидаемые  результаты:
эффективного решения проблем, возникающих у детей с ОВЗ в обучении, общении и психическом состоянии;
доверия к окружающим через принятие себя;
улучшение коммуникаций в общении;
нормализация межличностных отношений;
снижения риска употребления ПАВ.
Работа по данной программе, при взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса дает положительные результаты: у подростка восстанавливается доверие к миру, снимается тревожность, напряженность, представляется возможность осознать собственные проблемы и улучшается процесс школьной и социальной адаптации.



Критерии результативности программы
Результаты диагностик:
тревожности (методика Филлипса) – 5 класс;
диагностика мотивации Лусканова – 5 класс;
диагностика аддиктивных наклонностей;
исследование агрессии по методике Б. Дарки
анализ данных списков ВШУ, КДН, ПДН.

















Календарно тематическое планирование
по групповой работе с детьми (1-4 класс), в качестве профилактической работы
П. №
Дата
Тема
Количество часов


План.
Факт.



1-4
ноябрь

Классный час совместно с кл. руководителем «Ведем здоровый образ жизни» 1-4 класс.
4

5-8
декабрь

Диагностика детско-родительских отношений (тест рисунок семьи 1-4 класс).
4

9-12
декабрь

КРЗ «Семья» (1-4 класс)..
4

13-14
февраль

Занятие совместно с кл. руководителем «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1-2 классы).
2

15-16
февраль

Занятие совместно с кл. руководителем «Человек в мире правил» (3-4 классы).
2




Итого: 16 часов

Календарно тематическое планирование
по групповой работе с подростками «группы риска» 6-9 класс
П. №
Дата
Тема
Количество часов


План.
Факт.





1
октябрь

Беседа с учащимися «Преступления и правонарушения» (5-6 класс).
1

2
октябрь

Беседа с учащимися «Виды наказаний, назначаемые малолетним» (7-11 классы).
1

3-9
ноябрь

Определение детей группы риска, детей склонных к аддиктивным наклонностям (анкетирование 5-11 классы).
7

10-11
ноябрь

Занятие совместно с воспитателем «Вредные привычки» (5-9 класс).
2

12
декабрь

Просмотр фильма «Наркотики», его обсуждение (8-11 класс).
1

13
январь

Беседа «Факторы, разрушающие здоровье»
1

14
февраль

Курение
1

15
март

Алкоголь
1

16
май

«Здоровое поколение – наше будущее»
1


В течение года.

Наблюдение за поведением детей «группы риска», проведение консультаций по трудным ситуациям, разработка индивидуальных планов работы.





Итого: 16 часов


























Список литераторы:
 1.Битянова  М.Р. с соавторами. Организация психологической работы в школе - М., «Совершенство», 1998.
2.Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1997.
3.Дубровина  М.В. с соавторами. Рабочая книга школьного психолога. М.,  «Просвещение», 1991.
4.Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков – М., «Академия», 1998.
5.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков – С.Пб., «Речь», 2003.
6.Краковский А.П. Трудный возраст - М., «Просвещение», 1966.
7.Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми (тренинг «Путешествие к собственным возможностям) - М., 1997.
8.Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения – М., «Просвещение», 1990.
9.Психокоррекционная программа работы с подростками: Методические рекомендации С.В. Семенцовой. – ИГПУ, 1998.
10.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»: Методическое пособие / Составители: Л.Г. Печерская, С.М. Ильина. – Иркутск, 2006.
11.Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным  поведением / под ред. С.А. Беличевой. – М., 1999.
12.Раттер М. Помощь трудным детям – М., 1999.
13.Шепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития у детей. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во ИГПУ,  2000.


Заголовок 115