Поурочный план на тему: Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.

Класс: 8
Тема урока: Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле прямолинейного проводника с током.
Цель урока: дать учащимся представление о магнитном поле.
Задачи:

Сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и установить связь между электрическим током и магнитным полем.
Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты.
Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Демонстрации: действие магнитного поля прямого проводника с током на магнитную стрелку; магнитные спектры прямого и кругового проводников с током; усиление магнитного поля катушки при введении железного сердечника.

Ход урока
I.Организационный момент
Круг что ты знаешь о соседе?
II. Актуализация знаний.
Мини тест (5 вопросов)


Обозначение
Единицы измерения

1
Cила



2

А


3


Кл

4
Количество теплоты



5

t


6


B

7
Мощность



8

R


9. Запиши закон Ома? ___________________________________
10.Электрические цепи, какие соединения есть? Запиши _____________________________
_____________________________________________________________________________

III. Изучение нового материала.
Загадка:
Этот жадный предмет
Всё железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает.
(Магнит)
1.Сколько полюсов у магнита?
2.Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?
План изложения нового материала:
1.Простейшие свойства магнитных материалов. 1гр
2. Связь электрических и магнитных явлений. 2гр
3. Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля. Направление и линии магнитного поля. 3гр
1. Магнетизм, как явление, известен, по крайней мере, с пятого, века до нашей эры, но изучение его сущности продвигалось очень медленно. Еще древние греки знали, что существует особый минерал - камень из Магнесии (область в древнегреческой Фессалии), способный притягивать небольшие железные предметы.
Однако впервые свойства магнита были описаны лишь в 1269 году. А: первой крупной работой, посвященной исследованию магнитных явлений, является книга Вильяма Гильберта «О магните», вышедшая в 1600 году.
На основании опытных исследований Гильберт установил простейшие свойства магнитных материалов:
а) магнитное притяжение и отталкивание присущи только некоторым телам: железной руде, железу, стали и некоторым сплавам;
б) магнит имеет по крайней мере два полюса: северный и южный;
в) одноименные полюса магнитов отталкиваются, а разноименные -притягиваются;
г) свободно подвешенный магнит ориентируется определенным образом
относительно стран света.
2. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что магнитные взаимодействия рассматривались первоначально как совершенно не связанные с электрическими. Хотя еще в далекие времена было замечено, что молния перемагничивает компасы на кораблях, намагничивает стальные предметы.
Прямое экспериментальное обнаружение связи между электрическими и магнитными явлениями произошло благодаря счастливой случайности: когда Эрстед читал лекцию о постоянных токах, он обратил внимание на То магнитная стрелка, находившаяся вблизи проводника, повернулась включении тока.
После того, как были обнаружены взаимодействия магнита с магнитом и электрического тока с магнитом, возник вопрос: будет ли иметь место магнитное взаимодействие между электрическими токами?
Положительный ответ на этот вопрос был получен Ампером, который экспериментально обнаружил, что параллельные проводники с токами взаимодействуют друг с другом.
3. Магнитное поле. На основании опытов необходимо подвести учащихся к следующему выводу: в пространстве вокруг проводника с током возникают силы, действующие на движущиеся заряды и на магнитную стрелку.
Эти силы получили название магнитных. Таким образом, магнитным полем мы будем называть то состояние пространства, которое дает себя знать действием магнитных сил.
Определяющие свойства магнитного поля таковы:
а) магнитное поле порождается магнитами и токами;
б) магнитное поле обнаруживается по действию на магниты и токи.
Из опытов видно, что магнитная стрелка, которая может свободно вращаться вокруг своей оси, всегда устанавливается, ориентируясь определенным образом, в данной области магнитного поля. Исходя из этого, вводится понятие о направлении магнитного поля в данной точке. Необходимо запомнить, что направление, на которое указывает северный полюс магнитной стрелки, является направлением магнитного поля в данной точке.
Используя железные опилки, следует показать учащимся спектр магнитного поля прямого тока и ввести понятие о линиях магнитного поля.
Линиями магнитного поля являются линии, проведенные так, что касательные к ним в каждой точке указывают направление поля в этой точке.
После введения понятия линий магнитного поля надо показать графическое изображение магнитных полей и ввести правило для определения направления линий магнитного поля. Например, правило «обхвата» правой рукой: если правой рукой мысленно «обхватить» проводник так, чтобы большой палец был направлен по току, то четыре пальца покажут на­правление линий магнитного поля.
При этом следует обратить особое внимание учащихся на отличие линий магнитного поля от силовых линий электрического поля: линии магнитного поля либо замкнуты, либо начинаются и заканчиваются на бесконечности.
Разумеется, необходимо объяснить, что линии магнитного поля реально не существуют, они всего лишь удобный способ его описания.
Физминутка. «Кызылорык»
III. Закрепление изученного
Игра в карты (вопрос-ответ)
Ассоциация со словом «Магнит»
Рефлексия «СМС-ка»
Домашнее задание
§ 52-54 стр 176-179. Составить 3 тонких, 3 толстых вопроса.



15