Тема урока: Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. (8 класс)


Тема урока: Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.
Класс 8
Урок сообщения новых знаний.
Цель урока:
- дать понятие «постоянные магниты», продолжить изучение магнитных явлений на основе фронтального эксперимента с постоянными магнитами;
-развивать творческие способности учащихся;
- учить самостоятельности, умению делать выводы.
-  через учебно-поисковую деятельность школьников вызвать интерес к изучаемому материалу.
« Сесть на железный круг
И, взяв большой магнит,
Его забросить вверх высоко,
Докуда будет видеть око;
Он за собой железо приманит…»
                                                 Э. Ростан.
Ход урока:
Учитель: « Любящий камень (тшу – ши) – такое поэтическое название дали китайцы естественному магниту. Магнит притягивает железные предметы, как нежно мать обнимает своих детей. Сегодня на уроке мы постараемся получить опытным путем некоторые сведения о магнитах. Только магниты у нас не естественные, а изготовлены на заводе т.е. искусственные. Сегодня каждый из вас - исследователь. У каждого на парте карточка с заданием. Вы одновременно начинаете выполнять опыты. Внимательно прочитайте задачу эксперимента и сделайте выводы из наблюдений.
Задание №1
Оборудование: источник тока (4В), катушка с сердечником, якорь, ключ, провода, штатив, муфта, лапка.Прикрепите с помощью муфты лапку к штативу. Закрепите в лапке сердечник электромагнита. Вставьте сердечник в катушку, закрепите ее на сердечнике.
Соберите последовательную цепь: источник питания (4В), ключ, катушка с сердечником. Замкните цепь. Поднесите к электромагниту якорь так, чтобы он прилип к сердечнику. Отключите ток, не снимая якорь.
Вопрос: Будет ли сердечник притягивать якорь после отключения тока? Сохраняет ли сердечник намагниченность после отключения тока?
Задание №2
Оборудование: Металлические скрепки, магниты ( полосовой, дугообразный).
Возьмите полосовой магнит, поднесите скрепку точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинами. Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины и двигаясь к торцам.
Повторите пп.1 и2 с дуговым магнитом.
Вопрос: Притягивает ли магнит скрепку?
Какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие?
Задание №3
Оборудование: железный гвоздь, стальное лезвие, чугунная плитка проволока из никеля, кобальта, меди, латуни, алюминия, бумага, ластик, карандаш, пластмасса, полосовой магнит. 1.На столе у вас различные предметы. Определите, какие вещества хорошо притягиваются магнитом, какие плохо, какие совсем не притягиваются. Результаты опыта занесите в таблицу:
Сильно притягиваются Слабо притягиваются Не притягиваются
Задание №4
Оборудование: магнит, скрепки, стальная спица для вязания.
1.Проверьте магнитные свойства спицы, поднося ее к скрепкам. Притягивает ли спица скрепки?
2. Положите спицу на стол и сильно потрите ее одним из торцов магнита. Трите только одну сторону ( сделайте 15 – 20 движений), а обратно проносите магнит по воздуху. Проверьте магнитные свойства спицы еще раз.
Вопрос: Приобретает ли сталь магнитные свойства при контакте с магнитом?
Задание №5
Оборудование: Две магнитные стрелки.
1.Сближайте магнитную стрелку с другой такой же стрелкой сначала красными концами, а затем синими. Как взаимодействуют стрелки?
2. Приближайте красный конец одной магнитной стрелки к синему концу другой. Как взаимодействуют стрелки?
3. Нарисуйте в тетради стрелки, обращенные друг к другу:
- красными концами;
- синими концами;
- одна красным, другая – синим концами.
Подпишите под каждой картинкой, притягиваются стрелки или отталкиваются.
Задание №6
Оборудование: магнит и магнитная стрелка.
Поднесите к синему, а затем к красному концу магнитной стрелки магнит. Что можно сказать о взаимодействии магнитной стрелки и магнита?
Сделайте в тетради рисунки и подпишите под ними, в каком случае магнитная стрелка притягивается, а в каком – отталкивается.
Задание №7
Оборудование: штатив, лапка, муфта, 2 полосовых магнита, крепкие нитки.
Прикрепите лапку к штативу. Подвесьте на прочной нити полосовой магнит. Поднесите к нему другой магнит красным концом – сначала к синему, а затем к красному торцу. Как взаимодействуют магниты?
Прикрепите к одному из торцов магнита шляпками два гвоздя. Как расположатся острия гвоздей?
Задание №8
Оборудование: вязальная спица, полосовой магнит, магнитная стрелка.
1.Сильно потрите вязальную спицу ( 15 – 20 раз) синим концом магнита (в одну сторону, обратно пронося по воздуху). Поднесите намагниченный конец спицы к синему концу магнитной стрелки, а затем к ее красному концу. Как взаимодействуют намагниченная синим концом магнита спица с магнитной стрелкой? Сделайте рисунок.
Задание №9
Оборудование: полосовой магнит , картон, опилки.
Возьмите полосовой магнит. Положите на него сверху картон. Насыпьте на картон железные опилки, встряхните их, слегка постучав по картону пальцем.
Зарисуйте картину силовых магнитных линий в тетради.
Сравните свой рисунок с рис. 108 на стр.139 учебника
Вопрос: Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита? Как располагается магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?
Задание №10
Оборудование: два полосовых магнита, картон, железные опилки.
1.Возьмите два полосовых магнита. Положите их одноименными полюсами друг к другу. Положите сверху картон. Насыпьте на картон железные опилки, встряхните их, слегка постучав по картону пальцем.
2. Зарисуйте картину силовых магнитных линий в тетради.
3. Сравните свой рисунок с рис. 110а) на стр.140 учебникаВопросы: Замкнуты ли магнитные линии? Как располагаются магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?
Задание №11
Оборудование: Два полосовых магнита, картон, железные опилки.
Возьмите два полосовых магнита. Положите их разноименными полюсами друг к другу. Положите сверху картон. Насыпьте на картон железные опилки, встряхните их, слегка постучав по картону пальцем.
Зарисуйте картину силовых магнитных линий в тетради.
Сравните свой рисунок с рис. 110б) на стр.140 учебника.Вопросы: Замкнуты ли магнитные линии? Как располагаются магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?
Задание №12
Оборудование: дуговой магнит, картон, железные опилки.
Возьмите дуговой магнит. Положите на него сверху картон. Насыпьте на картон железные опилки, встряхните их, слегка постучав по картону пальцем.
Зарисуйте картину силовых магнитных линий в тетради.
Сравните свой рисунок с рис. 109 на стр.139 учебника.
Вопросы: Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита? Как располагается магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?
По ходу работы учитель корректирует ответы, формулирует определения, правила, которые с пояснительными рисунками ученики заносят в тетрадь.
Защита проектов: Один из учащихся кратко формулирует задачу эксперимента, а другой делает выводы из наблюдений.
Обобщая полученные результаты, учащиеся приходят к выводам:
№1: Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами.
№2: Линия посередине магнита, вдоль которой не обнаруживаются магнитные свойства, называется нейтральной линией. Места магнита с наиболее сильным магнитным действием называют полюсами магнита. N - северный полюс, S- южный полюс магнита.
№ 3: Железо, сталь, никель при контакте с магнитом приобретают магнитные свойства, т.е. сами становятся магнитами.
№ 4: Одноименные полюсы магнитных стрелок отталкиваются, а разноименные притягиваются
№ 5: Одноименные полюсы магнита и магнитной стрелки отталкиваются, разноименные – притягиваются.
№ 6: Одноименные полюсы магнитов отталкиваются, разноименные - притягиваются.
№ 7: В месте контакта с северным магнитным полюсом намагниченное тело приобретает свойства южного полюса магнита. В месте контакта с южным полюсом магнита – имеет свойства северного полюса магнита.
После защиты проектов несколько учащихся делают сообщения: Гипотеза Ампера, магнитное поле Земли.
Содержание сообщений:
1.Происхождение магнитного поля постоянных магнитов.
Французский ученый Ампер объяснил намагниченность железа и стали существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. «Элементарные токи» в веществе циркулируют потому, что в каждом атоме обращаются вокруг ядра электроны ( с огромной частотой). Они – то и образуют так называемые орбитальные токи , связанные с ними магнитные поля.
2.Магнитное поле Земли.
На основании опытов по намагничиванию тел в, а также из наблюдений за ориентацией магнитной стрелки в направлении север – юг, можно сделать вывод о наличии магнитного поля Земли. Наблюдения показывают, что при приближении к Северному географическому полюсу Земли магнитные линии магнитного поля Земли все под большим углом наклоняются к горизонту и около 75 0 северной широты и 99 0 западной долготы становятся вертикальными, входя в Землю. Здесь в настоящее время находится Южный магнитный полюс Земли, он удален от Северного географического полюса примерно на 2100км.
Северный магнитный полюс Земли находится вблизи Южного географического полюса, а именно на 66,5 0 южной широты и 140 0 восточной долготы. Здесь магнитные линии магнитного поля Земли выходят из Земли. Таким образом, магнитные полюсы Земли не совпадают с ее географическими полюсами.
Рефлексия: Учащиеся обмениваются мнением о работе на уроке.
Подведение итогов урока: Учитель выставляет оценки.
Домашнее задание:
Параграфы 59, 60 прочитать.
Подготовить сообщение на выбранную тему:
“Компас, история его открытия”;
“Значение магнитного поля Земли для жизни на нашей планете”
Список использованной литературы и интернет источников
Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005
Марон А.Е., Марон Е.А. Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2006
Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2009
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина “Физика. 8 кл”. – М.: Издательство “Экзамен”, 2010
http://class-fizika.narod.ru/http://files.school-collection.edu.ru/http://ru.wikipedia.org/http://images.yandex.ru/