«Реализация компетентностного подхода через исследовательскую деятельность учащихся»

«Реализация компетентностного подхода через исследовательскую деятельность учащихся»
Ковальчук А.М.
Учитель физики и математики
КГУ «Костряковская средняя школа» ООАФР

Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям?
Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно. Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.
В современной школе, по моему мнению, важнейшее место должны занимать общеучебные умения исследовательского, аналитического характера, умения работать с информационными ресурсами. С этой точки зрения я поставила перед собой цель – создание и использование эффективных методов работы в материальной и информационной среде.
В своей педагогической деятельности я пришла к мысли, что не исследовав и не разобрав проблему на «части», невозможно понять ее суть.
Следовательно, формирование исследовательских умений школьников, сформирование у учащихся активного восприятия темы с получением полного представления о деятельности исследования на различных этапах его экспериментальной работы стало основной целью моей работы.
Я прекрасно понимаю, что деятельность без знания или без
инструментария, позволяющего добывать или создавать знания, невозможна и бессмысленна, знания должны быть фундаментальными.
Поэтому главное для развития современного школьника – это проектно- исследовательская деятельность. Учащийся должен провести эксперимент, выполнить необходимые наблюдения и измерения, зафиксировать их, оценить точность измерений, проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы. Осмыслив итоги эксперимента с точки зрения
достижения цели исследования, наметить направления последующего исследовательского поиска.
Эксперимент, в данном случае, служит толчком для создания новых технологий обучения, например, метода проблемного подхода к изучению нового материала. Это дает возможность сформулировать у учащихся активное восприятие темы и получить полное представление о деятельности исследователя на различных этапах его экспериментальной работы. Формы организации учебных занятий, направленных на развитие у ребят самостоятельного экспериментирования, весьма разнообразны: творческий лабораторный практикум, творческие экспериментальные задания, домашние экспериментальные задания, индивидуальное учебное исследование, практикум по моделированию физического эксперимента, Эти формы организации учебных занятий реализуются через проблемно-поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения.
Проблемно-поисковый метод к обучению – это такой метод, при котором ученик в процессе учебы поставлен в условия необходимости совершить субъективное открытие факта, закона, явления, закономерности или освоить новый способ познания, т.е. механизм приобретения новых знаний о реальной действительности.
А характерной чертой исследовательского подхода к обучению является реализация идеи « обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик должен сам открыть закон, закономерность, способ решения задачи, неизвестные ему раньше. При этом он может опираться на цикл познания.

Важно научить учащихся:
· Ставить цель;
· Составлять план исследований;
· Подбирать необходимые приборы и материалы;
· Собирать необходимые установки;
· Проводить исследования и формулировать выводы.
А также
· Ознакомить учащихся с методами научных исследований по физике, который можно представить в виде следующей цепочки:
Теоретическое предвидение разработка рабочей гипотезы
наблюдения эксперимент анализ экспериментальных фактов и выводы из них проверка выводов на практике.
Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным.
В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях.
При использовании исследовательского подхода учитель направляет деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися.

Например:
· Почему жужжит пчела?
· Что поднимает в воздух самолёт?
· В чём причина полярных сияний?
· Через какое время после того, как в цепи пошёл ток, лампочка начинает светиться?
Нередко подобные вопросы нужно не просто объяснить, а оценить величины того или иного эффекта и подкрепить объяснение расчётом или экспериментом. Поиск ответов на такие вопросы заставит учащихся обратиться к дополнительной литературе, учебнику. Что ж, этого нам и надо, ведь и физики – профессионалы пользуются чужими результатами и редко начинают работу на пустом месте.
Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организую её на любом этапе обучения физике:
· При изучении физической теории;
· При решении задач;
· При проведении демонстрационного эксперимента;
· При выполнении лабораторных работ.
А также провожу:
· Исследования в рассказах;
· Исследования практических вопросов;
· Исследования с помощью самодельных приборов;
· Исследования дома и на улице;
· Проектную исследовательскую деятельность учащихся.

ПРИМЕРЫ:
1. Исследовательский метод очень эффективен при изучении физической теории. Так, после изучения темы «Магнитное поле тока» выдвигаю проблему: с помощью тока можно получить магнитное поле, а нельзя ли с помощью магнитного поля или магнита получить электрический ток? Из предложенных приборов учащиеся выбирают нужные, вносят предложения, проводят эксперименты, делают выводы.

2. В лабораторные работы вношу дополнительные задания исследовательского характера. Например, в работе «Измерение коэффициента трения» даю задание: исследуйте, как зависит коэффициент трения от прижимающей силы.

3. На уроках стараюсь решать больше экспериментальных задач. 1.Исследуйте, изменяется ли сопротивление волоска спирали электрической лампы при изменении яркости свечения.
2. Как распределяются токи в ветвях параллельного соединения?

4. Даю задания для домашних исследований: как зависит скорость протекания диффузии от температуры?
Как зависит скорость испарения жидкости от рода, температуры и площади свободной поверхности жидкости?
Как осуществляется процесс кипения жидкости?

5. Организую изготовление учащимися самодельных приборов и проведение с их помощью различных исследований. Например, исследовать зависимость влажности от температуры воздуха с помощью самодельного прибора для измерения точки росы.
В эпоху информатизации образования все большее внимание уделяется использованию в рамках учебного процесса компьютерных технологий, причем физика не является исключением. Такая постановка образовательного процесса привела к тому, что вместо традиционных демонстрационных и лабораторных экспериментов учащиеся, чаще всего, работают с идеальными компьютерными моделями, что лишает их возможности измерять величины, рассчитывать погрешности и строить графики, собирать установки и работать с приборами, выдвигать теории и многое другое.
Неудивительным в сложившейся ситуации является снижение не только уровня интереса учащихся к физике, но и, как следствие, падение качества знаний у школьников по предмету в целом. Проблему потери интереса можно решить, предлагая учащимся вариативные исследовательские задачи по экспериментальному изучению физических явлений с возможным применением компьютера в качестве либо источника информации, либо регистрирующей части лабораторной установки. Такое использование компьютера в рамках физики, на наш взгляд, вносит свой вклад в повышение качества образования. Подобные задачи хорошо зарекомендовали себя на практике, их решение включает в себя самостоятельный поиск, анализ, обработку дополнительной информации, и, следовательно, логично предположить, что решение исследовательских задач способствует повышению уровня информационной компетентности.
Я стараюсь актуализировать выполнение учениками физических опытов дома. Это усиливает практическую и политехническую подготовку, выполняет недостаток самостоятельности у них при классных занятиях, при этом я избегаю однообразия существующих форм домашних заданий и эффективно стимулирую освоение экспериментального метода исследования каждым школьником. Например: при изучении темы « Электрический ток в металлах» (10 класс) должна быть продемонстрирована зависимость сопротивления металлических проводников при изменении их температуры. Я провожу эту демонстрацию в форме коллективного решения экспериментальной задачи: «Исследовать, изменяется ли сопротивление металлических проводников при изменении их температуры».
Дети предлагают два варианта: один – нагревание какого-либо проводника в электрической цепи, включенного параллельно с реостатом и амперметром, а другой – определение сопротивления нити накала электролампы при различной яркости ее свечения, т.е. при различной температуре. В этом случае я показываю первую демонстрацию. Перед демонстрацией мы обсуждаем детали выполнения опыта: какой проводник взять (с высоким удельным сопротивлением и малым сечением), какой источник тока подобрать для данного опыта. В результате определяются необходимые приборы и материалы и появляется план выполнения опыта.
В старших классах я привлекаю учащихся к подготовке демонстрационных опытов, которые выполняют функции лаборантов, т. е. они с удовольствием помогают мне при подготовке лабораторных работ, даже некоторые самостоятельно разрабатывают варианты опытов, конструируют соответствующие установки, выступают перед классом с показом опытов и их объяснением. Экспериментальные умения и навыки учеников-лаборантов, их логическое мышление и творческие способности быстро развиваются. Подобная работа благотворно влияет и на остальных учащихся класса. У многих детей появляется желание стать лаборантом.
Приведу пример задания для учеников-лаборантов: «Придумайте систему пожарной сигнализации, основанную на явлении теплового расширения тел. Изготовьте действующую модель такой сигнализации и продемонстрируйте ее в классе».
Возможное решение: в сообщающиеся сосуды наливается раствор медного купороса. Правое колено сосудов соединено резиновой трубкой с герметически закрытой стеклянной колбой. При поднесении к ней пламени уровень жидкости в левом колене поднимается и, когда он достигает медных пластинок, электрическая цепь замыкается и включается сигнальная лампочка.
Использование подобных заданий не только помогает совершенствовать экспериментальные умения и навыки учащихся, но и развивает их фантазию, творческое воображение, а также повышает интерес к физике.
Разнообразие видов заданий – важное условие успешного приобщения к ней школьников. Поэтому в процессе обучения нужно учесть широкий спектр направленности интересов учеников: одним нравится конструировать, другие с удовольствием занимаются экспериментальными исследованиями, третьи охотно выполняют занимательные опыты.
Экспериментально-исследовательские задания – это такие задания, при котором на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования. Например: прижмите карандаш к белому листу, освещенному электрической лампой, расположив его относительно волоска лампы, медленно отодвигайте карандаш от экрана, приближая его к лампе и сохраняя неизвестным его ориентацию относительно волоска. Исследуйте, как изменяется при этом тень от карандаша на экране. Для предсказания результата достаточно провести графический анализ задачи, заменив светящийся волосок двумя источниками.
Из всего многообразия видов работ, развивающих самостоятельность ребят, я выделяю конструкторскую, видя в ней широкие возможности формирования умения думать, использовать свои теоретические знания, вести исследования, работать с ручным материалом, справочной литературой. Такая работа открывает широкие возможности развития познавательной и творческой деятельности учащихся. Опыт моей работы показывает, что школьники, конструирующие приборы, модели и другие технические установки на базе знаний, получаемых в школе, гораздо глубже понимают и усваивают учебный материал. При разработке конструкторских заданий нужно позаботиться о том, чтобы их выполнение требовало от учащихся творческого подхода. На уроках физики я всегда даю задания конструкторского характера, но при разработке этих заданий я всегда руководствуюсь двумя требованиями:
Чтобы они могли быть решены на базе уже изученного материала
Чтобы их можно было осуществить из самых простейших и доступных материалов (проволока. жесть, пластиковый стакан, пластиковые бутылки, катушки, пенопласт, медицинские стаканы, свечи парафиновые, медицинские шприцы и системы и т.д.)
При этом каждая поставленная проблема решается в несколько этапов, характерных для творческого процесса.
Первый этап: нахождение идеи и построение эскиза главной
Второй этап: разработка эскиза проекта в целом.
Третий этап: математический расчет.
Четвертый этап: материальное воплощение проекта и его экспериментальная проверка.
Выполнение каждого из этих этапов учителем проверяется отдельно. При этом поощряется каждый успешный шаг похвалой или отличной оценкой. Неудачные ответы не осуждаются. Всякий творческий поиск, всякая инициатива заслуживает похвалы. Если никто из учащихся с заданием не справился, учитель тут же выполняет его сам.
Физика благодатная наука для развития творческого потенциала ученика любая лабораторная работа в курсе физики - это уже самостоятельное исследование. Сложившаяся система лабораторных работ по физике наряду с несомненными ее достоинствами имеет и существенные недостатки. Как известно, в настоящее время лабораторные работы включают в себя, как правило, одно задание и выполняются по подробным инструкциям. Это создает максимальные удобства для учителя: он может перед началом работы дать нужные указания сразу всем учащимся; ему легко наблюдать за их работой; при необходимости он может остановить работу и сделать общее замечание всему классу и т. д. При такой постановке дела успех выполнения любой лабораторной работы практически всегда обеспечен, но традиционная методика не полностью удовлетворяет сегодняшним требованиям, когда перед школой остро поставлен вопрос о развитии творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальности, воспитания у них самостоятельности и инициативности. Этим требованиям в значительной мере отвечает предлагаемая нами методика проведения лабораторных работ (она прошла многолетнюю апробацию в школах), которая состоит в следующем. Лабораторные работы проводятся в виде самостоятельного(без инструкций) решения учащимися небольших экспериментальных задач, в том числе творческого характера. Обычно ученикам предлагается 24 последовательно усложняющихся задания, иногда дается одно общее, обязательное для всех учеников, и 23 дополнительных. Некоторые задания (обычно первые по порядку) могут быть и не творческими, имеющими целью лишь закрепление и отработку основного ранее изученного материала. Однако поскольку и они выполняются без инструкций (или с минимальными указаниями к работе), то степень самостоятельности учеников оказывается более высокой, чем при традиционном способе проведения лабораторных работ. Есть работы (например, первые работы по электричеству), в которых собственно творческие экспериментальные задачи предложить трудно, так как у учащихся еще нет необходимых знаний для их решения. В таких случаях включение дополнительных заданий имеет целью накопить у учеников необходимые умения и навыки экспериментальной работы.
Обычно при оценивании лабораторных работ, выполняемых по традиционной методике, учителя испытывают затруднение в определении критерия оценки. Ведь объем выполненной работы у большинства учеников одинаков, результаты, как правило, тоже. И случается, что оценка ставится в основном за качество оформления отчета. Иное дело, если предложен ряд заданий, в особенности носящих творческий характер. При выставлении оценки учитываются: объем выполненной работы, правильность и рациональность решения и обязательно степень самостоятельности учащихся. Обо всем этом они заранее предупреждаются. Оценка становится объективной и полновесной. При такой системе проведения лабораторных работ легко видеть, «до какой ступеньки» поднимается каждый из учеников в овладении экспериментальными умениями и навыками, в знании учебного материала, в умении применять его как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях. Как правило, перед выполнением лабораторной работы учащиеся получают краткие указания, например: «Нарисуйте схему электрической цепи, запишите план выполнения работы, проведите необходимые расчеты и сделайте выводы». Ученики сами решают, как записывать результаты измерений в строчку или в таблицу. (Обычно проще и быстрее за- писывать в строчку.) Опыт показывает, что при такой методике очень резко меняется стиль работы учеников: почти исчезает «иждивенчество», т. е. частое обращение отдельных учеников за помощью к учителю или соседям по парте (поскольку при оценке учитывается самостоятельность), темп работы становится плотным, ученики не отвлекаются по пустякам. При этом большинство успевает выполнить за урок вдвое, а некоторые даже втрое больший объем работы, чем в обычных условиях. Даже на звонок они часто не реагируют, стремясь выполнить возможно больше заданий. Естественно, меняется и характер умственной деятельности учеников: нагрузка на память уменьшается, возрастает объем логического и творческого мышления.

Руководство исследовательской деятельностью учащихся
Неотъемлемой частью эффективного образования в области физики является исследовательская работа учащихся.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в старших классах, в то же время психологические исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских, рефлексивных, самооценочных; Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний.
Для того чтобы педагог мог успешно управлять исследовательской деятельностью учащихся, он должен хорошо представлять себе принципы организации данного процесса. Исследовательская деятельность учащихся может быть успешной в том случае, если она будет строиться на следующих принципах:
доступности;
естественности;
осмысленности;
культуросообразности;
самодеятельности.
Одним из главных принципов исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности.
Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность.
Возможность приобретения права выбора собственной предметной деятельности дает старшекласснику необходимость самостоятельного анализа результатов и последствий своей деятельности.
Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Интересен тот факт, что абсолютное большинство учащихся, однажды попробовавших себя в исследовательской деятельности и получивших положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности снова и снова. Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер.
Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партнером и сотрудником взрослого в той или иной проблеме, в которой они, взрослый и ученик, становятся равными. Это дает ученику иные мироощущения, предполагает возможность саморефлексии и наличие собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире.
Иногда подобный результат не достигается в том случае, если ученик не может дойти до конца в своем исследовании. Это происходит в том случае, если проблема, которую ученик взялся решать, ему не по силам.
Поэтому одним из главных принципов, помимо принципа самостоятельности, является принцип доступности исследования.
Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Педагог должен помнить, что понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда он имеет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого просто и доступно.
Поэтому педагог, определяя тему исследования, проблему для изучения и анализа ее учеником, должен дать ему возможность самостоятельно определить степень ее сложности, самостоятельно ее выбрать, чтобы потом школьник не бросил заниматься ею, уделив уже достаточно времени работе над ней.
Одним из важных принципов организации исследовательской деятельности является принцип естественности. Этот принцип заключается в том, что тема исследования, за которую берется школьник, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной и выполнимой, интересной и настоящей, а значит реально выполнимой. Ее естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок может сам ее потрогать, ощутить возможности решения проблемы, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.
Следующим принципом организации исследовательской работа, которым необходимо руководствоваться это принцип наглядности или экспериментальности.
В научной литературе существуют различные трактовки термина «наглядность». Одни относят к средствам наглядности лишь то, что может воспринять зрение человека, исключая при этом предметы и процессы и относя это лишь к иллюстративным и наглядным пособиям, некоторые несколько расширяют это понятие и распространяют это на представления, которые появляются в ходе слушания образной речи или чтения художественной литературы. В исследовательской деятельности человек познает свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности достаточно широкое понятие и выходит за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и позволяет ученику экспериментировать с теми предметами. Материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.
Не менее важным принципом реализации исследовательских программ школьника является принцип осмысленности выполняемой учеником работы.
Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся деятельность его в ходе исследования должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы.
Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования не готовые выкладки, сформулированные взрослым, а плод раздумий, своеобразный инсайт ученика.
Осмысливание проблемы происходит в самостоятельной деятельности. Только тогда ученик в состоянии раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, своими словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить изученную теорию для объяснения частных явлений. Неожиданных результатов, полученных в ходе исследования. Процесс осмысления проблемы, ее обдумывания требует сложной мыслительной деятельности, мыслительных операций: синтез, сравнение, обобщение. Именно процесс осмысливания исследования дает ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, формирует способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию.
Использование принципа осмысленности требует реализации и принципа культуросообразности. Решение его это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования и новизной и оригинальностью подходов в его решении научной задачи. Принцип культуросообразности можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда ученик привносит в исследование что-то свое, неповторимое, пронизанное своими мироощущениями и мировосприятием, что позволяет сделать исследование неповторимым и оригинальным.
Однако, самым главным из всех выше перечисленных принципов является принцип самодеятельности школьника, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебного исследования является главным показателем понимания учеником изучаемой им проблемы, показателем становления мировоззренческой позиции автора. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот. Педагог, руководя исследовательской деятельностью учащихся, должен не только знать это, но и руководствоваться этим принципом в первую очередь, желая, чтобы ученики были успешными исследователями.

Значение учебной научно-исследовательской работы:
1. Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по физике.
2. Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
3. Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
4. Развивает личностные качества ученика.
5. Влияет на выбор будущей профессии учеников.
Исследовательская работа начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Найти удачную тему не так просто. Она должна быть конкретной и дарить радость открытия. Узкая конкретная тема ориентирует молодого исследователя на внимательное изучение данной проблемы, а слишком широкие темы на путь не всегда глубокого и вдумчивого изучения темы.
После выбора темы начинается кропотливая работа, в которой должны быть не только сформулированы цели и выводы на основе полученных фактов, но и должна быть также описана методика проведения эксперимента. Сложнее провести сам эксперимент в условиях школьной лаборатории.
С этими учащимися готовлюсь к научно – практическим конференциям. За эти годы отметила, что не зависимо от того в классе какого профиля обучаются дети, если им нравится предмет, то они находят себе темы для исследований и выполняют их.
Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию учёного, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. Учащиеся решают проблемы, уже решённые обществом, наукой, и новые только для школьников. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, зная её результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения.
Ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог свои собственных наблюдений и решений.










13PAGE 15


13PAGE 14115




15