Педагогический проект: «Реализация компетентностного подхода на уроках математики при подготовке к ЕГЭ».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 118







Итоговая (зачетная) работа инвариантного блока
по программе «Модернизация региональной системы образования.
Развитие профессиональных компетенций работников образования»
на тему: «Реализация компетентностного подхода на
уроках математики при подготовке к ЕГЭ».




Выполнила проект: Зенина Елена Александровна,
учитель математики
Проверил: Кормухина Е.В., нач. метод. отдела
Регион. социопсихологического центра





06.11.2012 – 16.12.2012
Пояснительная записка
В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны». Образование ориентировано на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции.
Каждый год учителя математики, работающие в выпускных классах, сталкиваются с проблемой подготовки своих учеников к экзамену в форме ЕГЭ. На какой уровень подготовки выпускников ориентироваться при подготовке к экзамену, как научить «слабых» учеников, чтоб они набрали свои заветные «6» первичных баллов и при этом уделить как можно больше внимания одаренным, способным детям, как эффективнее организовать учебный процесс с наименьшими физическими и эмоциональными затратами и для ученика и для учителя? Необходимо при этом использовать весь потенциал накопленных знаний, способности каждого ученика, его индивидуальные возможности и потребности. Требуется не просто научить их действовать по алгоритму, по схеме, но и сформировать умение самостоятельно мыслить, анализировать, квалифицировать и прогнозировать возможные варианты решений.
Что мешает подготовке?
Неуверенность; отсутствие желания учиться;
Завышенное самомнение или заниженная самооценка;
Негативное отношение к экзамену;
Большая нагрузка, особенно во втором полугодии 11 класса;
Низкий уровень вычислительных навыков;
Слабая сформированность понятий и определений;
Наличие «пробелов».
Что поможет подготовке?
Неоднократная репетиция ситуации экзамена, формирование адекватной оценки, позитивный настрой на экзамен;
Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков;
Организация зачётов по вопросам функциональной грамотности, типологии выражений, функций, уравнений и неравенств по методам решения, по вопросам тождественных преобразований выражений и равносильности уравнений;
Регулярное проведение уроков обобщения;
Своевременная систематизация материала на этапах повторения;
Проведение в течение года диагностических работ, глубокий анализ результатов и работа по коррекции.
Изучая теоретические основы компетентностного подхода, методы развития ключевых компетенций на уроках математики, я решила, что для достижения своих целей особое внимание в образовательной деятельности при подготовке к ЕГЭ необходимо уделить формированию у школьников учебно-познавательной и информационной компетенций.
Цель проекта: Формирование учебно-познавательной и информационной компетенций средствами математики при подготовке к Единому Государственному Экзамену.
Задачи проекта:
- сформировать навыки креативного мышления, продуктивной деятельности (владение приемами действий в нестандартных ситуациях);
- развивать навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях;
- научить проводить отбор и классификацию нужной информации;
- апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию учебно-познавательного и информационного интереса обучающихся к учению;
- создать «Сборник задач с решениями для подготовки к ЕГЭ»;
- воспитывать культуру личности, отношение к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Краткое описание проекта:
Изучая теоретические основы компетентностного подхода, методы развития ключевых компетенций на уроках математики, я решила особое внимание в своей образовательной деятельности уделить формированию у старших школьников учебно-познавательной и информационной компетенций на уроках математики. Почему из перечня ключевых компетенций я выделила именно эти? Учебно-познавательная компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Считаю, что математические методы и содержание предмета в полной мере способствуют формированию данной компетенции.
Информационная компетенция предполагает умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в предмете математики и других образовательных областях, и соотнесения этой информации с окружающим миром.
Участниками проекта являются учащиеся 11 класса. Проект рассчитан на 2 месяца (ноябрь-декабрь).
Проблема, на решение которой направлен проект, можно сформулировать следующим образом: как наличие познавательного интереса и информационной компетенции положительно влияет не только на процесс подготовки к экзамену, но и на формирование личности школьника и его подготовку к адаптации в современном мире.
В процессе обучения у школьников формируются ключевые компетенции. Начинаю с того, что диагностирую формируемые мною компетенции школьников с помощью проверочных, контрольных работ и тестов, подбирая соответствующие задания. Но не все виды компетенций могут быть правильно оценены только по результатам таких работ. Уровень сформированности таких компетенций, как учебно-познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, общекультурная, оцениваю, наблюдая за общением детей в группах и парах, вовлекая их в дискуссии, давая им возможность высказывать свое мнение, суждение. Наличие грамотной логической речи проявляется в первую очередь в непосредственном общении, а затем уже при написании письменных работ.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Систематически укрепляясь и развиваясь, он становится основой положительного отношения к учению. Под влиянием познавательного интереса у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи, уверенность в себе. Вот почему в процессе обучения я стараюсь пробуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения.
Механизмы реализации проекта:
После проведения и анализа тестовых работ, разбора демо версии ЕГЭ по математике я предложила ученикам выбрать по одному номеру заданий (В1, В2, ), которое его больше всего интересует. Кто-то из учеников выбрал, тот тип заданий, которые ему кажутся более сложными, кто-то, наоборот, чувствуя неуверенность, выбрал, «что полегче». По выбранной теме, индивидуально или в мини-группах (по 2-3 человека), учащиеся собирают необходимый материал – теоретические сведения, практические задачи из учебной литературы, различных сборников задач, в открытом банке заданий для проведения ЕГЭ по математике, тестов и других доступных им источников информации. Собранный материал анализируется, классифицируется. Собранные задания ученики решают, подробно объясняя и анализируя решения каждого типа, и оформляют свою работу в виде тетради с образцами решений каждого вида заданий по данной теме. На индивидуально-групповых консультациях обучающиеся могут получить помощь, подсказки, советы учителя. Отчет о проделанной работе они представляют на отдельном уроке, где представляют свою классификацию заданий и способы решений каждого класса. Тетради с решениями хранятся в классе и каждый желающий в любое время может с ними ознакомится. В дальнейшем, при анализе проверочных тестовых работ, проработке тестов, эти ученики выполняют роль тьютеров-экспертов каждый по своей теме.
Ожидаемые результаты:
1. Положительная динамика уровня познавательной мотивации обучающихся.
2. Сформированность у школьников умения видеть причину возникшего затруднения при решении задачи и самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках.
3. Увеличение количества учащихся, имеющих достаточный уровень интеллектуального развития (умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию и классификацию, логически мыслить, действовать по алгоритмам).
4. Возможность каждым ребенком оценить свои личные качества, почувствовать личную ответственность и увидеть как его личный вклад влияет на общее дело.
5. Сформированность ключевых компетенций, способствующих личностному развитию учащихся, успешной подготовке к сдаче итоговой аттестации.



























Выступление
В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны». Образование ориентировано на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции.
Каждый год учителя математики, работающие в выпускных классах, сталкиваются с проблемой подготовки своих учеников к экзамену в форме ЕГЭ. На какой уровень подготовки выпускников ориентироваться при подготовке к экзамену, как научить «слабых» учеников, чтоб они набрали свои заветные «6» первичных баллов и при этом уделить как можно больше внимания одаренным, способным детям, как эффективнее организовать учебный процесс с наименьшими физическими и эмоциональными затратами и для ученика и для учителя? Необходимо при этом использовать весь потенциал накопленных знаний, способности каждого ученика, его индивидуальные возможности и потребности. Требуется не просто научить их действовать по алгоритму, по схеме, но и сформировать умение самостоятельно мыслить, анализировать, квалифицировать и прогнозировать возможные результаты.
Что мешает подготовке?
Неуверенность; отсутствие желания учиться;
Завышенное самомнение или заниженная самооценка;
Негативное отношение к экзамену;
Большая нагрузка, особенно во втором полугодии 11 класса;
Низкий уровень вычислительных навыков;
Слабая сформированность понятий и определений;
Наличие «пробелов».
Что поможет подготовке?
Неоднократная репетиция ситуации экзамена, формирование адекватной оценки, позитивный настрой на экзамен;
Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков;
Организация зачётов по вопросам функциональной грамотности, типологии выражений, функций, уравнений и неравенств по методам решения, по вопросам тождественных преобразований выражений и равносильности уравнений;
Регулярное проведение уроков обобщения;
Своевременная систематизация материала на этапах повторения;
Проведение в течение года диагностических работ, глубокий анализ результатов и работа по коррекции.
Изучая теоретические основы компетентностного подхода, методы развития ключевых компетенций на уроках математики, я решила, что для достижения своих целей особое внимание в своей образовательной деятельности при подготовке к ЕГЭ необходимо уделить формированию у школьников учебно-познавательной и информационной компетенций.
Механизмы реализации проекта:
После проведения и анализа тестовых работ, разбора демо версии ЕГЭ по математике я предложила ученикам выбрать по одному номеру заданий (В1, В2, ), которое его больше всего интересует. Кто-то из учеников выбрал, тот тип заданий, которые ему кажутся более сложными, кто-то, наоборот, чувствуя неуверенность, выбрал, «что полегче». По выбранной теме, индивидуально или в мини-группах (по 2-3 человека), учащиеся собирают необходимый материал – теоретические сведения, практические задачи из учебной литературы, различных сборников задач, в открытом банке заданий для проведения ЕГЭ по математике, тестов и других доступных им источников информации. Собранный материал анализируется, классифицируется. Собранные задания ученики решают, подробно объясняя и анализируя решения каждого типа, и оформляют свою работу в виде тетради с образцами решений каждого вида заданий по данной теме. На индивидуально-групповых консультациях обучающиеся могут получить помощь, подсказки, советы учителя. Отчет о проделанной работе они представляют на отдельном уроке, где представляют свою классификацию заданий и способы решений каждого класса. Тетради с решениями хранятся в классе и каждый желающий в любое время может с ними ознакомится. В дальнейшем, при анализе проверочных тестовых работ, проработке тестов, эти ученики выполняют роль тьютеров-экспертов каждый по своей теме.
Ожидаемые результаты:
1. Положительная динамика уровня познавательной мотивации обучающихся.
2. Сформированность у школьников умения видеть причину возникшего затруднения при решении задачи и самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках.
3. Увеличение количества учащихся, имеющих достаточный уровень интеллектуального развития (умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию и классификацию, логически мыслить, действовать по алгоритмам).
4. Возможность каждым ребенком оценить свои личные качества, почувствовать личную ответственность и увидеть как его личный вклад влияет на общее дело.
5. Сформированность ключевых компетенций, способствующих личностному развитию учащихся, успешной подготовке к сдаче итоговой аттестации.








‰ђ Заголовок 115