Реализация регионального компонента в образовательном процессе в ДОУ


« Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
«Язык – есть вековой труд целого поколения» - В.Даль
Язык любого народа – уникальный памятник истории и культуры, имеющий не проходящее значение и ценность для всего человечества. Новое направление в Российской языковой политике и, соответственно, в двуязычном воспитании дошкольников – возрождение языков коренных национальных меньшинств. Коми Республика выбрала в качестве нормы общения двуязычие. Выработан ряд рекомендации по восстановлению статуса коми языка и культуры в общественной жизни Республики Коми (Закон РК «О государственных языках Республики Коми» от 28.03.1992г.)
Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем – сохранение родного языка. Успех возрождения коми языка зависит от того, насколько обучение коми разговорной речи заложено в дошкольных и школьных учреждениях. Раннее обучение коми языку отвечает потребности, идущей от взрослых, ответственных за образование подрастающего поколения. Основной целью обучения коми языку является развитие языковых способностей, ознакомление с коми языком, как средством общения и культурой коми народа. Дети в дошкольном возрасте особенно восприимчивы к овладению новым языком, они легко учатся понимать речь на неродном языке, успешнее усваивают новую лексику, безболезненно преодолевают языковой барьер. Знание второго языка благотворно влияет на развитие ребенка: развиваются все мыслительные процессы, языковое чутье, проявляются элементы национального самосознания. Но, чтобы получить хорошие результаты в обучении коми разговорной речи, формировать любовь и уважение к своему народу, необходимо создать интерес у детей. Обучение другому языку имеет огромное воспитательное значение, так как конечный результат этого процесса предназначен для общения носителей разных языков друг с другом, для повышения культуры двуязычия и многоязычия, что и подтолкнуло созданию комплексно – целевой программы «Чужан му» (Родная земля), опираясь на программу С.С. Белых «Парма». Программа построена на коммуникативной основе, на игровом методе обучения, большое внимание уделяется созданию двуязычной социокультурной среды, нетрадиционным формам работы с детьми, сотрудничеству с родителями.
Общеразвивающая направленность и доступность позволяет углубить знания детей о Коми Республике, её коренных жителях и разговорной речи, используя в дальнейшем полученные знания при обучении в школе и в повседневной жизни, приобщая к людям коми национальности.
При разработке программы большое значение придавалось соблюдению дидактических принципов, доступность прилагаемого материала, взаимосвязь и последовательность в планировании, дифференцированный подход к детям, наглядность материала. Определены задачи и содержание приобщения дошкольников к важным сферам жизни – социальному, предметному, природному миру. Особый акцент сделан на приобщение детей к миру северной природы, на воспитание бережного отношения к природным объектам.
Целью программы является: обеспечение целостного развития ребенка с уклоном обучения коми языка и ознакомлением с окружающим миром родного края через разнообразные виды деятельности, способствующие воспитанию нравственно-здоровых людей, любящих свой край и ответственных за её будущее.
Исходя из этого, применительно к цели программы, выделяются следующие задачи:
- обучение коми разговорной речи во время образовательного процесса и в повседневной жизни;
- приобщение детей к общим и этнокультурным ценностям;
- сохранение исторической памяти, лучших традиции народа коми через создание мини музея;
- воспитание у дошкольников патриотизма, бережного отношения к природе и культурного наследия родного края.
Структура программы условно объединяет три основных блока:
- «Развитие личности в процессе организационного обучения»
- «Развитие ребенка в процессе организационного обучения»
- «Культурное и природное наследие коми народа».
Содержание программы включает основные виды деятельности: игру, общение и труд. Именно, в этих видах деятельности происходит всесторонне-личностное развитие и формируются такие новообразования, как произвольность поведения, способность к творческому воображению, предпосылки к логическому мышлению.
Блок «Развитие личности в процессе организационного обучения» ориентирован на важность понимания новых знаний и в то же время тесно связывающих с теми, которые у него уже есть. Большое внимание уделено в программе воспитанию ребенка в мире людей и предметов. Определены задачи и содержание приобщения дошкольников к важным сферам жизни – социальному, предметному, природному миру. Особый акцент сделан на приобщение детей к миру северной природы, на воспитание бережного отношения к природным объектам.
Также большое внимание уделяется обучению коми языка:
- Формирование элементарных навыков речевой деятельности в разных её видах: аудирование (восприятие звучащей коми речи на слух и её понимание) и говорение на коми языке в семейно-бытовой и игровой сферах; - Овладение звуковой стороной коми языка – формирование произносительных навыков (в частности, специфических коми звуков);
- Овладение определенным лексическим запасом (отдельными словами в составе словосочетаний, коротких фраз, речевых клише), необходимых для общения на коми языке;
Образовательный процесс ведется одновременно на двух языках, на русском и на коми.
В плане практического овладения коми языком, задачи направлены на формирование артикуляционного аппарата ребенка и навыков общения на коми языке в ситуациях, характерных для повседневной жизни и деятельности дошкольников (умение выразить свои чувства и мысли, передавать и принять информацию, выбрать в каждой определенной ситуации подходящую речевую ситуацию). Создаваемые в учебных целях речевые ситуации, используя игры, сказки, элементы неожиданности, разнообразные виды деятельности, способствуют формированию эмоциональной и мотивационной готовности детей к речевой деятельности на коми языке. Также развитию детей способствует художественно-творческая деятельность. Репертуар составлен с учетом возрастных, региональных особенностей, содержит фольклор, национальная классика, театрализованная деятельность.
Блок «Развитие личности в процессе общения и совместной деятельности». Особое внимание следует уделять тем видам деятельности, где дети могут свободно двигаться и говорить: на прогулке, в свободной со взрослыми деятельности можно активизировать употребление новых слов, вызывать желание отвечать на вопросы или задавать их. Закрепление навыков коми речи можно осуществлять и во время умывания, одевания, приема пищи. Навыки коми разговорной речи в пределах усвоенного языкового материала можно активизировать на праздниках, утренниках, во время просмотра телепередач, при прослушивании радиопередач на коми языке. Среди многих видов деятельности, которые осваиваются ребенком в дошкольном возрасте, основными является игра, общение и труд. Игра является основным компонентом воспитания и развития культуры дошкольника. В игре ребенок отражает все свои знания, полученные от взрослых, собственного опыта.
Блок «Культурное и природное наследие коми народа» - сохранение исторической памяти, лучших традиции народа коми через создание коми музея; воспитание у дошкольников патриотизма, бережного отношения к природе и культурного наследия коми народа. Под природным наследием следует понимать всю совокупность природы родного края – растительный и животный мир, полезные ископаемые и реки. Формировать понятия о живой природе, как факторе жизни для всего живого.
Важным условием реализации программы является сотрудничество с родителями. Последовательное конструирование процесса взаимодействия с семьей позволяет разворачивать совместную деятельность в форме сотрудничества, последовательного содействия в изучении коми языка по мере возможности, которые оказывали большую помощь в реализации данной программы, проявили большое уважение и понимание к проводимой работе через регулярное посещение открытых мероприятии, оказание помощи пополнении экспонатов в мини музее.
Реализация программы требует своеобразной организации дошкольном учреждении материально развивающей среды. Образовательная среда создается с учетом возрастных особенностей детей, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти для себя интересующую дидактическую игру, развернуть сюжетно-ролевую игру в игровом уголке. Оборудование подобрано с учетом коми быта.
Конструирование условий для содержательной игровой деятельности, освоение старшими дошкольниками позиции субъекта режиссерской игры по мотивам коми быта требует использования более функционального игрового материала, представляющего собой набор игровых полей («Тундра», «В гостях у Насти», «Оленеводы»). Такой игровой материал эффективен для развития сюжета коммуникативными умениями, обеспечивающими согласованность детских замыслов. При подборе дидактических материалов, игр, пособия, учитываются особенности развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка. Во время игры, наблюдения, беседы, расширяется представления детей о природе, воспитывая у них гуманное отношение к живому, пробуждая к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решая задачи развития коми разговорной речи.
Сущность программы заключается в том, что, чтобы инициировать совместно с родителями интерес ребенка в знакомстве с коми разговорной речью, с бытом коми народа. Задача – раскрыть перед детьми всю палитру красоты Коми Пармы и людей, которые там живут. Результатом целенаправленной работы является использование полученных знаний и навыков ребенком в самостоятельной деятельности.
Обучение коми языку русскоязычных детей, живущих в Коми Республике необходимо, так как появляется интерес, уважение к традициям коми народа, углубляются знания о республике, в которой они живут.
Воспитатель высшей квалификационной категории: П. Е. Кожура
Используемая литература:
1. Программа «Парма» С.С. Белых, С.Н. Штекляйн, Н.Б.Поталицина.
2. «Программно-методические материалы» З.В. Остапенко, Т.А. Москвина

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
семинар-практикум
«Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа»
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №1г. Сосногорска»
Присутствовало: 15 человек
Приглашенные: нет
Цель семинара – практикума:
Распространение педагогического опыта по приобщению детей дошкольного возраста к коми литературе, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей в процессе реализации этнокультурного компонента.
Задачи:
Побуждать интерес к коми народным традициям, истории коми народа на принципах сотворчества педагогов;
Активизировать работу с педагогами и социум в данном направлении;
Внедрять в практику работы с дошкольниками по изучению истории коми культуры.
План семинара-практикума:
1.Теоретическая часть. Вступление
2.Практическая часть
* диагностика «Оценка уровня знакомства детей культурой и
и традициями коми народа»
* дидактические игры по ознакомлению детей культурой коми
народа;
Теоретическую часть начала воспитатель Кожура П.Е., которая рассказала о необходимости знакомства нового поколения с традициями и культурой своих предков. Общие задачи эстетического воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры, которые веками создавались народом, чей менталитет на данной территории является приоритетным. Приобщение ребёнка в период дошкольного детства к общим и этнокультурным ценностям будет способствовать целостному развитию личности, формированию активного субъекта деятельности и общения.
Провели диагностику. Выявили результаты диагностики. Обсудили.
Педагоги с желанием делились опытом проведения дидактических игр по ознакомлению детей культурой коми народа.
Решение:
Информацию принять к сведению, рекомендации по работе дошкольниками по данному направлению учитывать в работе.
Секретарь – Сафина И.А.