Час общения с элементами тренинга Моя маленькая Вселенная


Час общения с элементами тренинга
"Моя маленькая Вселенная"
Эпиграф:
Не бывает обычных людей, бывают люди, которые считают себя обычными.
Джулиана Вильсон
Класс: 5 класс
Цель: создание условий для самопознания и формирования позитивной “Я-концепции”.
Задачи:
формировать у ученика представление об уникальности своего внутреннего;
формировать адекватную самооценку;
научить учащегося ориентироваться в своих чувствах и эмоциях, дифференцировать их, выражать в вербальной форме;
развивать творческое воображение.
Материалы: классная доска, цветные маркеры, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги (А4) с заранее нарисованными солнцем в центре и кружками – планеты вокруг, чистые листы формата А4, картинка «Вселенная», карта «Звездного неба», конверты, клей-карандаш, разрезанные пословицы,
Оборудование: проигрыватель музыка для выполнения арт-терапевтических упражнений.
Формы работы: групповая работа.
Методы работы: арт-терапевтические приемы, методы рефлексии.
Ход занятия
Вступительное слово психолога
Добрый день! Мы приветствуем всех на часе общения. Тема сегодняшнего часа «Моя маленькая вселенная». Каждый час общения имеет свои правила. Я хочу вам их напомнить.
1. Каждый имеет право быть выслушанным: один говорит – все слушают.
2. Каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом.
3. Плохих мнений не существует.
4. Каждый говорит только за себя.
5. Основное правило общения: относитесь к другим так, как хотели, чтобы относились к вам.
Классный руководитель:
По легенде, много тысяч лет назад семеро мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и сделали на стене храма надпись: ”Познай самого себя” Что означают эти слова? Как вы их понимаете?
Ответы детей: Познание самого себя – это изучение своей души, интересов, умений. Узнать, чего ты на самом деле хочешь, что тебе от жизни надо, и как жить в ладу с самим собой.
Психолог: А в наше время нужно знать себя? – ДА. А зачем? Ответы детей:
Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки.
Ему будет легче общаться, потому, что увидев свои особенности, он сможет увидеть особенности других людей.
Будет чувствовать себя успешным, счастливым.
Психолог: Правильно. Нам хочется понять: почему мы не можем сделать то, что совершают другие. Иногда, кажется, будто кто-то вместо нас совершает те или иные поступки. И как мы уже говорили познание это изучение своей души.
Положите свои руки на грудь. Что вы чувствуете? Ответы детей: ……. А вы чувствуете тепло, спокойствие? Ответы детей: …….
Психолог: Древние мудрецы говорили, что там живет душа – это наши чувства, эмоции, предпочтения, интересы. Именно их изучению мы и посвятим сегодняшний урок, опираясь на упражнения психологии – науки о душе.
Классный руководитель: Мы – люди, а люди – такие существа, которые ищут причину происходящего вокруг. Рано или поздно возникает желание узнать о себе. Это случается чаще всего тогда, когда мы начинаем оценивать свои поступки и искать их причины. Каждый из нас загадочный и сложный мир, который можно сравнить разве что с вселенной, в которой рассчитать изменения порой, кажется не возможно. Так же и не просто разобраться в себе. И сегодня мы попытаемся познакомиться хотя бы с частью своей Вселенной.
Психолог: Весь этот мир за один урок мы познать не сможем, так как человек познает себя всю свою жизнь.
Предлагаю продолжить наше общение с помощью упражнения «Не хочу хвалиться, но я…», оно поможет нам лучше узнать друг друга. Подумайте, что вы умеете делать лучше всего: замечательно петь или может, отлично убрать в квартире, красиво рисовать или быть лучшим в мире слушателем. Затем продолжите предложение, подставив в него информацию о том, в чем вы мастер.
Ответы детей: …….
Психолог: Что нового узнали друг о друге? Были ли удивлены? Ответы детей: ……. Каждый человек имеет сильные стороны. Нет обычных людей, есть те, кто еще не проявил себя. Все мы – часть Вселенной. Большой Вселенной, которая заботится о каждом из нас, даже если мы этого не замечаем. Для каждого из нас в этой Вселенной есть свое место, которое мы выполняем, идя по жизни. Все мы – часть единого целого, как клетки одного организма. Но вместе с тем каждый из нас тоже является маленькой вселенной со своими законами, принципами, представлениями о собственном мире и мире вообще. Каждый человек уникален и по-своему прекрасен. Но вот парадокс: если мы так прекрасны, любим красоту в любом ее проявлении и наслаждаемся ею, то почему так не терпимы друг к другу? Почему ведем себя по отношению к миру и людям так словно мы завоеватели, а не частички одного целого? Мы пытаемся навязать свое мнение, обижаемся, критикуем их за недостатки – и все это считается правильным, ибо свято уверенны в том что те законы которые действуют в нашей вселенной – единственно верные для всех….
Как говорил Артур Шопенгаур «Люди, как дикобразы, идущие по холодной пустыне. Они жмутся друг к другу, чтобы согреться, и при этом колют друг друга иглами, причиняя боль».
Психолог: Когда мы приходим в дом к другому человеку, то ведем себя скромно: мы ничего не берем без спросу, не переставляем вещи по своему усмотрению, не критикуем обстановку. Мы просто наблюдаем. И даже если нам что-то не нравится, мы относимся к этому с терпением. Мы принимаем его дом таким, каков он есть. Вот также и в общении друг с другом нужно быть терпеливым и терпимым, понимая, что другой человек – это другой мир, другие порядки, другие законы, другие представления о жизни. Когда нас впускают в свой мир, нужно входить туда осторожно и вести себя как вежливый доброжелательный гость, а не воинственный завоеватель. Умные люди утверждают: прежде всего, нужно уважать самого себя, а мудрые люди говорят, что важнее научится уважать других. Но куда девать колючие «иглы»? Ответы детей: Надо быть добрее….. А какие пословицы о доброте вы знаете? Ответы детей:
Доброе дело и в воде не тонет. Где тепло, тут и добро.
Психолог: Искренность и доброта – это пропуск к чужим сердцам. Мы увидели, что вы знаете пословицы о добре, а как быстро вы сумеете найти соответствующее окончание пословицы.
За доброе жди добро, за худое – худа.
Добро не умрёт, а зло пропадёт.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе братство лучше богатства.
Психолог: Молодцы ребята!
Упражнение «Моя Вселенная»
А теперь давайте мы с вами порисуем. На ваших партах лежат листы А4, возьмите их. В центре листа нарисовано солнышко. Напишите в нем красивую букву «Я» (знайте, что это вы: неповторимые, оригинальные, единственные на Земле). Раскрасьте «Я» так, как вам хочется. Вы – это центр Вселенной, вокруг вас находятся планеты: Любимое занятие, Любимый цвет, Любимая игра.… Сейчас вы, используя цветные карандаши и фломастеры, заполните планеты, отвечая на мои вопросы:
Мое любимое занятие…
Мой любимый цвет…
Мое любимое животное…
Моя любимая игра…
Моя любимая одежда…
Мое любимое время года…
Место, где я больше всего люблю бывать…
Лучше всего я умею…
В ходе работы дети заполняют кружки-планеты названиями любимых цветов, дел и т.д., по желанию раскрашивают и украшают «свою Вселенную».
Психолог: У каждого из нас множество возможностей, эмоций, интересов, которые делают нас неповторимыми, не похожими на других. Это внутренний мир, спрятанный от глаз посторонних, но такой огромный и уникальный. Есть и много общего, объединяющего. Все мы взаимосвязаны и нужны друг другу.
А сейчас давайте послушайте притчу «Будь собой, уникальным и неповторимым».
Классный руководитель: Фонарь жил в большом городе, на центральной улице, недалеко от аптеки. Когда садилось солнце, Фонарь включал свой желтый свет. Светить по ночам было его работой. Он любил свою работу и даже называл себя маленьким Солнцем. А в это самое время в далекой Карелии плыла байда. Ее работой было идти по воде, стараясь обходить камни. Байда тоже любила свою работу и считала, что приносит пользу. Каждый из них делал свое маленькое, но очень важное дело. Великое счастье быть кому-то нужным: родителям, друзьям или незнакомцам. Когда ты нужен, ты знаешь, зачем живешь, и настроение твое улучшается. А кому нужны Белые ночи? Какую пользу приносят они? Однако Белые ночи многие любят, а те, кто не видел, мечтают увидеть. Значит дело не только в пользе, а еще в чем то? В чем? Может быть в том, чтобы быть собой, таким, какой ты есть – единственным в мире, уникальным и неповторимым.
Психолог: После того, как нам прочитала Ирина Сергеевна притчу «Будь собой, уникальным и неповторимым» давайте мы с вами попробуем нарисовать свой внутренний мир.
Упражнение «Рисуем внутренний мир»
Психолог: А сейчас возьмите альбомные листы. Нарисуйте себя в центре (по принципу «палка-палка-огуречек»). Представьте, что на улице идет дождь. Нарисуйте вокруг себя капельки дождя. На лице у вас улыбка, а в душе светит солнышко – внутреннее солнышко. У каждого свой внутренний мир. Изобразите его. Дети рисуют….
А теперь давайте поделимся своим внутренним миром друг с другом, покажите то, что вы нарисовали.
Психолог: Вот мы и увидели ваш внутренний мир. Такой разнообразный и красивый. Сейчас мы продолжаем знакомиться сами с собой. А так как наш внутренний мир можно сравнить с космосом и вселенной, то мы одновременно составим «Карту звездного неба». Кроме положительных черт у нас с вами есть свои недостатки, которые можно сравнить с темными небесными телами. Эти недостатки время от времени мешают нам жить, но, тем не менее, мы с ними миримся. В один прекрасный день почти каждый решает он них избавиться, но это дело безнадежное, так как на месте одного недостатка появляется сразу же другой. И мы приучаемся с ними жить, хотя со временем эти камни портят нашу жизнь,
Поэтому сейчас мы продолжим фразу «Я хотел бы стать более……» запишите ее на наших небесных звездах и затем мы вместе с вами наклеим на нашу карту те недостатки, которые вы видите у себя. Клеим звездочки на «Карту звездного неба».
Психолог: И сегодня на нашем часе общения мы увидели свой внутренний мир и свои отрицательные и положительные качества. Для борьбы с плохими качествами нужны помощники – друзья. Они очень важны в нашей жизни. Способность иметь друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях.
Психолог: Вы видите перед собой конверты или как можно сказать телеграммы, напишите вверху, кому вы адресуете, а внизу от кого. В телеграмме напишите ему самое хорошее, что можно о нем сказать.
В конце собираем, и раздает детям.
Психолог: Вот вы и получили свои телеграммы с хорошими пожеланиями. После нашего часа общения вы их прочтете.
Классный руководитель: Человек меняется на протяжении всей своей жизни, много раз и поэтому ему приходится все время познавать себя изменившегося. Давайте помнить о словах, написанных мудрецами на стенах древнего храма и познавать себя.
Психолог: Сегодня мы попытались проникнуть в неизведанный и неопознанный космос. Над чем-то задумались, чему-то обрадовались, чему-то огорчились. Но то, что мы узнали о себе не останется неизменным в вашей Вселенной. Поэтому к этому разговору мы с вами еще не раз вернемся. Для того, что бы узнать себя изменившегося и сравнить с вами теми, какими вы были и какие вы стали.