Познавательно-развлекательное мероприятие по биологии брейн-ринг «Юные биологи»


МОУ “Карагашская сош”
Познавательно-развлекательное мероприятие по биологии
брейн-ринг «Юные биологи»
Учитель химии и биологии
Хлебникова Н.Г.
2016
Вид мероприятия: игра-соревнование
Цели: провести занимательное мероприятие, которое повысит познавательный интерес учащихся к биологии, в процессе игры поможет выявить интеллектуальные способности, будет способствовать воспитанию духа соревнования.
Задачи:Образовательная: систематизировать, обобщить, углубить знания по зоологии; способствовать обучению навыков применять знания на практике; оценивать знания одноклассников. Развивающая: способствовать разностороннему творческому развитию мышления учащихся, умению анализировать и систематизировать знания, развитию навыков самооценки,умению излагать результаты своей деятельности в устной или письменой форме Воспитательная: воспитание умения работать сообща в команде, духа взаимовыручки, взаимопомощи; способствовать воспитанию творческих способностей, привитие познавательного интереса к естественным наукам.
Методы:
словесные (обсуждение, размышление, объяснение),информационно – коммуникационных (работа с заданиями, музыкой, текстом) наглядные (демонстрация карточек)Методические приёмы:
логические (обобщения, анализ, сравнение) организационные(работа индивидуальная, групповая) Оборудование: иллюстрации животных и птиц, карточки с заданиями, протокол жюри, кубик для задания, музыкальное сопровождение

План проведения игры:
I.Введение 1. Разминка-1 тур 2.Удача-2 тур 3. Художественный-3 тур 4.По страницам Красной книги-4 тур 5.Финальный- 5 тур II.Подведение итогов.
 
Ход мероприятия:

Организационный момент
Учащиеся делятся на 2 команды. У каждой команды есть капитан. Игра состоит из пяти туров. Правильность ответов оценивается баллами жюри. Игра заканчивается подведением итогов жюри.
Введение
Учитель предствляет присутствующим зрителям команды, жюри и озвучивает правила проведения мероприятия.
Звучит фонограмма из передачи «В мире животных».
-  Добрый день юные знатоки биологии!
Вы весёлые ребята,
И не любите скучать.
С удовольствием сегодня
Предлагаю в игру сыграть.
Сегодняшняя наша игра - «Брейн-ринг» -посвящена братьям нашим меньшим – животным. И выиграет сегодня та команда, которая проявит больше знаний, смекалки в наших соревнованиях.Приветствие команд.
Команды приветствуют зрителей:
1 команда
Мы отвечаем дружно,
И в том сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2 команда
 И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведет к победе не судьба,
А только наши знания.
1 тур. Разминка.
Задание 1. Дешифровка.
С помощью алфавита расшифровать название команды-соперницы.
1-13-28-2-1-20-18-16-19-29 - АЛЬБАТРОСЫ (птицы)
3-6-18-20-10-26-6-11-12-10 - ВЕРТИШЕЙКИ (птицы)
Задание 2. Анаграмма Загадочные животные.
Ведущий: Сейчас я раздам командам по одной карточке.
Составьте из букв названия животных и дайте ответ на вопрос. Если вы готовы дать ответ – поднимаете руку. Каждый правильный ответ команде, поднявшей руку первой приносит балл. После того как ответ был дан – команды получают следующую карточку
Самое маленькое животное из них?
Рускаб, рикдоколк, шугялка, шалка, бакоса.
Насекомое с 4 парами ног?
Печал, хума, пука, баобчак.
Какое животное всегда рядом со своим домом?
Укбарс, дува, тилука, инфдель.
Сама крупная рыба из них?
Гулеба, нукьо, каликь, кесрат2 тур. Удача.
Тема заданий связана с типом “млекопитающие”. Для задания подготовлен большой кубик с шестью гранями разных цвета.
От вашего броска кубиков будет зависеть вопрос, который вы получите. Ваш вопрос определит цветная сторона и номер кубиков.
Правильный ответ оценивается одним баллом. Участник каждой команды бросает кубики и определяет тем самым задание. Команде даётся 30с, чтоб ответить на 7 вопросов. Команда, победившая в предыдущем задании начинает первой.
Птицы-зелёный цвет
1. Первые птицы, которые прилетают весной? (Грачи.)2. У кого отдых проходит сидя на проводах? Низко летают — быть дождю. (Ласточка.)3. Чей птенец не знает своей настоящей матери? (Птенец кукушки.) 4. Как поет эта птица можно услышать уже в марте. Её голос звонче, чем выше она летит. Какая это птица? ( О жаворонке) 5. С помощью них в Древней Греции отправляли письма? (Голубей. Даже сейчас существует голубиная почта.) 6. Какие птицы не умеют летать? (Страусы, пингвины.)7.Любят горькую рябину именно эти красногрудые птицы? (Снегири)
Насекомое -красный цвет
1. Кого больше всего боится тля? Ответ: Божья коровка.2.Какие бывают муравьи? Перечные, медовые или сладкие?  (Медовые) 3.Самые..быстроногие..насекомые это? (Тараканы ) 4. Лишь трижды родившись она станет взрослой? (Бабочка) 6. Каким образом кузнечик производит звук? (Кузнечик трёт друг о друга задние или передние лапки.)7. Как зовут самца пчелы - бездельника? (Трутень).
Рыбы- желтый цвет 1. В иголках, словно еж, как зовется рыба? (Ерш.)2. Какие рыбы самые большие и прожорливые в море? (Акулы и скаты.)3.Умеет ли моргать рыба? (Нет,  так как у нее нет век) 4.Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде? (Да.) 5. Рыба, способная ударить током (Электрический скат)  ээ 6.  Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек.) ж 7.Кто в русских сказках исполнял желания (Золотая рыбка, или Щука) 
Звери - оранжевый цвет
1. Что находится в горбу верблюда? (Жир).2.Дикая лошадь с полосками. (Зебра). 3. Место зимовки раков?(В норах по берегам рек).4. Являются ли пингвины добычей белых медведей? (Нет, они живут на разных полюсах).5. Какое животное приручили первым?  (Собака) 6..«Кораблем..пустыни» - кто это? (Верблюд)  7. Млекопитающее с крыльями  (Летучая мышь)
Пресмыкающие - синий цвет
1. Какое животное олицетворяет символ мудрости? (Змея)  2. Что означает слово «динозавры»? (Ужасные ящеры.)
3. Какая змея изображалась на головном уборе фараонов? (Кобра)
4.Самая большая рептилия? ( Морские крокодилы) 5. Название этой змеи является наречием? (уж)6. Происходит ли смена старых зубов на молодые у крокодилов? (Да) 7.Кто на себе носит крепость? (черепаха )
Земноводные – белый цвет
1. Земноводные дышат с помощью чего? (Лёгкие) 2. Что позволяет квакшам лазать по деревьям? (Присоски.)3. Русский баснописец, который написал «Лягушка и Вол»? (Крылов) 4. Кем станет головастик, когда вырастет (Лягушкой).5. Какая жаба самая крупная в мире?  (Ага)  … 6. Самая крупная лягушка в мире это? (Голиаф)7. Способ передвижения жабы? ( Она ползает )
3 тур – «пищевые цепи»
Все живые организмы связаны между собой в процессе питания в определенных последовательностях – в так называемых пищевых цепях. Каждой команде будет выдан набор карточек с названиями различных живых организмов. От вас требуется создать из них пищевую цепочку, от низшего к высшему звену. Правильный ответ даст вам 2 балла.
1 – зеленые растения, коршун, бабочка, стрекоза, полоз, жаба.
2 – пшеница, мышь-полёвка, почва, лиса.
3 – сокол, живая листва, скворец, гусеница.
4 тур - конкурс художников-зоологов
Задание: нарисовать животного (бабочка, заяц) за 3мин. Самый красивый рисунок будет победителем. Победитель определяется аплодисментами зрителей
5 тур – музыкальный “Поющие зверята”
Ведущий: - До сих пор мы с вами говорили о животных, их повадках, о природе. А как вы думаете, ребята, разговаривают ли животные?
-   Мы можем сказать, что некоторые животные поют, а некоторые - разговаривают.
- Давайте с вами представим, что сейчас вы в роли животного, которое хочет петь, но не умеет это делать как человек. И попробуем изобразить его пение.  
- Возьмём к примеру песню Крокодила Гены "День рождения", которую знают все и попробуем воспроизвести её мотив, но не так, как всегда, а...
1.  пролаять                                         3. прожужжать
2.  прокрякать                                            4. промяукать
5 тур «Конкурс капитанов»Задание. Это задание для наших капитанов и в нем необходимо отвечать Да или Нет. На это им даётся одна минута. Тот кто больше даст правильных ответов – победит.1. Может ли сазан очутиться в океане? (нет, это рыба обитает в реке)
2. Может ли отморозить дрозд свой маленький хвост? (нет, ибо он зимует на юге)
3. Может ли взлететь под небеса желтая маленькая оса? (да)
4. Может ли язык прикусить себе кулик? (нет, так как у птиц нет зубов)
5. Может ли весь день на боку лежать тюлень? (да)
6. Может ли поселиться под крышей синица? (да)
7. Могут ли всем ракам отодрать хвосты собаки? (нет, раки обитают на дне водоёмов)
8. Может ли толстеть зимою наш медведь? (нет, потому что зимой медведь спит в берлоге и худеет)
9. Пингвин – это птица? (Да).
10. Устраивают ли зайцы гнёздовье? (Нет, они спят, где получится).
11. Есть ли жители у скворечников зимой? (Нет, потому что холодно).
12. Ест ли ёж грибы? (Нет).
13. Плавают ли муравьи? (Да).
14. Хорошие ли пловцы тигры? (Да, они отличные пловцы).
Любят ли бурые медведи рыбу? (Да, могут ловить лосося).
Подведение итогов викторины - выступление жюри, награждение команд.
Заключительное слово команд и ведущего:
Команда 1:
Мы ссорились, мирилисьИ спорили порой,Но очень подружилисьЗа нашею игрой.
Команда 2:
Игра игрой сменяется,Кончается игра,А дружба не кончается,Ура! Ура! Ура!
Ведущий: На нашей сегодняшней игре мы с вами с помощью конкурсов вспомнили многое из животного мира, из жизни братьев наших меньших. Узнали некоторые их повадки и немного поиграли. Мы надеемся, что игра заставит вас внимательнее и бережнее относиться к природе, помогать природе, которая нас окружает и не только брать, но и давать взамен.
Звучит музыка “В мире животных”
Список использованной литературы:
1. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей./А. Теремов, В. Рохлов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 528 с., ил.2. Биология. 6 – 7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005
3. Истратова Н.М. Когда уроки окончены. - Брянск,1994.
4. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С.Т. Измаилова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Авнта+, 1996. – 704 с: ил.
5. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003
Интернет-ресурсы: www.bio.1september.ruhttp://domovenok-as.ru/volshebnyi-korob/razvlechenija-dlja-vsei-semi/viktoriny-dlja-detei-viktoriny-pro-zhivotnyh.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/568288/