Разработка урока по биологии на тему Млекопитающие (7 класс)


Класс: 7. Дата: 31.01.2016год. Предмет: Биология. Животные.
Тема урока: Млекопитающие.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Вид урока:
Цели урока: - сформировать у учащихся знания о прогрессивных чертах класса Млекопитающие и их классификации.
Задачи:
Образовательная: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков животных класса Млекопитающих.
 Развивающая: содействовать развитию интеллекта, наблюдательности, умению анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: способствовать развитию любознательности, инициативности, умению слушать и уважать мнение других.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофильмы.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный этап (1 мин) Учитель. Здравствуйте, ребята, садитесь.   Надеюсь, вы будете сегодня проявлять свою познавательную и творческую активность. Помните мудрые слова Максима Горького «Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». Я желаю вам успехов на  уроке. 2. Повторение и актуализации знаний (5 мин) (Слайд №2)
А) Игра «Правда – ложь».
Учитель. Сейчас мы повторим материал прошлого занятия. Поиграем в игру «Правда – ложь». Правила следующие: я читаю предложение. А ваша задача – решить, ложь это или правда. Если вы считаете сказанное верным, поднимайте зеленую карточку, которая лежит на вашем столе. Если вы не согласны с утверждением, то поднимаете красную карточку. Все увидели карточки на столах?
Первое утверждение:
Птицы произошли от древних пресмыкающихся (правда)
В коже птиц имеются сальные, потовые и ядовитые железы (ложь)
Скелет птиц облегчен, кости заполнены воздухом (правда)
Легкие соединены с воздушными мешками (правда)
Температура тела непостоянная (ложь)
Сердце двухкамерное, артериальная и венозная кровь смешиваются (ложь)
Б) (Слайд №3)На слайдах даны фотографии 4 птиц. Необходимо определить лишнее фото ( три птицы из отряда голенастых, одна из воробьинообразных) и дать характеристику отряда голенастые.
В) (Слайд №4)На слайде даны фотографии 4 птиц из отряда воробьинообразные. Учащиеся должны найти лишнее изображение  (три птицы – ярко окрашенные самцы, а четвертая - самка) и дать характеристику отряду воробьинообразные.
Г) Учитель рассказывает классу историю, которая много лет назад произошла в Китае. (Слайд №5)
Учитель: В истории человечества было много экологических трагедий, но мало что может сравниться с той, которая началась в 1958 году в Китае. Мао Цзэдун, лидер Китайской Народной Республики объявил, что пернатые съедают слишком много зерна на полях и призвал народ к их полному истреблению. Китайцы массово вышли на улицы, вооружившись барабанами, палками и флагами. Они доводили птиц до смерти от истощения, не давая приземлиться, разбивали гнезда и устраивали ловушки.  Всего были уничтожены сотни миллионов пернатых.
О какой птице идет речь? Как вы считаете, чем закончилась эта история?
(Слайд №6) (Речь идет о воробьях. После уничтожения воробьев увеличилось количество саранчи и в Китае разразился голод). Учащиеся решают задачу. При правильном решении поднимают зеленую карточку при неправильном красную карточку3. Создание проблемной ситуации (2 мин).
На слайде даны фотографии представителей классов пресмыкающихся, земноводных, птиц и млекопитающих. А также – названия классов «Земноводные», «Пресмыкающиеся»,  «Птицы». Задача учащихся – распределить животных по классам. (Слайд №7)
Учитель: Смотрим на слайд. Вам необходимо соотнести животное с классом, к которому оно относится.
Учитель: Ребята, вы верно распределили представителей по их классам. Но медведя не поместили ни в одну систематическую группу. Почему?
Учитель: Да. В нашу схему нужно добавить название еще одной систематической группы.  Внимание на слайд. (Слайд №8)
 (На слайде даны изображения кошки, кормящей котят, коровы и теленка)
Учитель: Какую главную черту, характеризующую этот отряд, я хотела показать с помощью фото?
Учитель: Совершенно верно. В таком случае, вы можете сказать мне, как называется класс, который мы сегодня начнем изучать.
Учитель: Да. Так какая же тема нашего урока?
 Учитель: (Слайд №9) Запишите тему урока в тетради.  учащиеся – распределяют животных по классам.
учащиеся – соотносят животных с классам.
Учащиеся: Это животное принадлежит к другому классу, с которым мы еще не знакомились.
Учащиеся: Эти животные вскармливают детенышей молоком.
Учащиеся: Млекопитающие
Учащиеся: Млекопитающие 
Учащиеся записывают тему урока.
4. Изучение нового материала. (12 мин)
Учитель: Млекопитающие появились на Земле примерно 170 млн лет назад от мелких насекомоядных  предков. (Слайд №10) Внимание на слайд. Какие среды обитания занимают эти животные?
На слайде – фото крота, кита, медведя. Задача учащихся – назвать их среды обитания (почвенная, водная, наземно-воздушная).
Учитель: Правильно. Что же позволило млекопитающим занять господствующее положение в природе? Ваши предположения.  ( Гипотеза: более совершенное строение организма позволило млекопитающим занять господствующее положение в природе). Обратимся к учебнику на странице 157 -158.
 (Слайд №11-12) На слайде дан текст с пробелами под заголовком «Прогрессивные черты млекопитающих». Задача учащихся – заполнить пробелы, используя текст учебника.
Все млекопитающие – теплокровные животные, то есть имеют …………… температуру тела
Самки рождают …… .детенышей и выкармливают …….., которое образуется в ……………….
Для большинства характерно наличие ……………….. покрова на теле
Почти у всех млекопитающих на верхней и нижней челюсти расположены ……………….. зубы
Сердце …………………….  Кругов кровообращения - ….
Развита кора головного мозга и органы чувств: ………………………
Учитель: Верно. И с этим заданием вы успешно справились. 
(Слайд №13) Ребята, класс Млекопитающие делится на два подкласса: Первозвери (более древняя и примитивная группа) и Настоящие звери. Запишите схему со слайда в тетрадь.
Познакомимся с представителями первого подкласса Первозвери. В нем – всего один отряд, у представителей которого мочеполовой синус и кишечник впадают в клоаку. По этой причине отряд получил название Однопроходные.  Но прежде, чем мы познакомимся с представителями однопроходных, я хочу, чтобы вы посмотрели на слайд.  (На слайде даны изображения мифических существ: химеры, сфинкса, грифона). (Слайд №14)
Вы знаете, что за существа перед вами? 
А есть ли между ними что-то общее?
Учитель: Как вы думаете, подобные «смешанные» животные существуют на Земле сегодня? (Да или нет)
 Просмотр видеоролика.
Учитель: В восточной Австралии обитает удивительное существо - утконос. Когда его шкуру впервые привезли в Англию в 1797, тамошние зоологи просто не поверили своим глазам. Они посчитали это подделкой китайских чучельников (которые в то время славились своими шутками), сшивших части тела бобра, утки и крота. Целых 25 лет ученые ломали голову над тем, к какой группе можно отнести это животное. Птицы? Рептилии? Выделить в отдельный класс? Но как только у самок были обнаружены молочные железы, сомнения разрешились. Утконос ядовит, яд вырабатывается у самцов в бедренной железе и поступает в шпору на задней ноге. (Слайд №16)
Учитель: В подкласс первозвери входит еще одно удивительное животное. Внимание на экран. 
Просмотр видео. 
Учитель: Ехидна. Иногда ее называют «колючей сестрой утконоса». Ее тело покрыто густой шерстью и острыми иглами. Подобно ежам, ехидны в момент опасности могут сворачиваться в клубок. Самца ехидны, как и утконосы, имеют ядовитую шпору на ноге. Кроме ехидны в семейство ехидновые входит проехидна. Оличается она лишь размерами тела, длиной конечностей и более редкими иглами. (Слайд №18)
Учитель: Скажите, какую уникальную способность используют при поиске пищи утконосы и ехидны?
 Учитель: Первозвери являются живородящими животными?
Учитель: Запишем представителей отряда в нашу схему. (Слайд №19) Теперь, пришло время познакомиться со вторым подклассом класса Млекопитающие – Настоящие звери. Из огромного количества его отрядов, мы рассмотрим сегодня один – отряд Сумчатые.
Просмотр видеоролика о сумчатых.
 Учитель: Помимо кенгуру, в Австралии обитает ряд не менее интересных сумчатых млекопитающих. Кускус – небольшой зверь, обитающий на деревьях. Весь, за исключением кончика длинного хвоста, покрыт пушистой черной или рыжей шерстью. Питается листьями, насекомыми и птичьими яйцами. Коала. Тоже редко спускается на землю с деревьев. Листья эвкалипта, ядовитые для других животных, являются для нее и едой и питьем. 22 часа в сутки коала спит и активизируется лишь ночью. (Слайд №21)
Запись представителей отряда в схему (Слайд №22) учащиеся – называют среды обитания (почвенная, водная, наземно-воздушная).
Учащиеся высказывают гипотезу: более совершенное строение организма позволило млекопитающим занять господствующее положение в природе.
учащиеся – заполняют пробелы, используя текст учебника.
Учащиеся записывают схему со слайда в тетрадь.
Учащиеся: Это сфинкс, химера, грифон. Мифические существа.
- Все они «слеплены» из разных, реально существующих животных
Учащиеся: Да
Учащиеся: Способность определять местонахождение животных по их электромагнитным сигналам
Учащиеся: Нет, они откладывают яйца
Запись представителей отряда в схему
Закрепление (7 мин) 
Учитель: Почему отряд сумчатые относится к подклассу настоящие звери. В чем отличие его представителей от первозверей? (наводящие вопросы)
Игра «Дальше, дальше!» Учащиеся отвечают устно на вопросы учителя. Заполняется кроссворд на слайде.
Животное, питающееся только эвкалиптовыми листьями (коала)
К какому подклассу относится ехидна? (первозвери)
Сумчатое древесное животное, с черным или рыжим мехом и длинным хвостом, голым на конце (кускус) 
Кого называют «братом ехидны»? (утконос)
Второе название класса Млекопитающие (звери)
Место, в котором развивается и растет новорожденный кенгуру (сумка)
Какие сигналы воспринимают специальные рецепторы на клюве утконоса и ехидны? (электрические)
Чем покрыто тело ехидны, наряду с шерстью (иглами)
Чем опасна шпора на задней ноге утконоса? (Яд)
Учитель: Какое слово мы получили из выделенных букв? 
Учитель: Почему было зашифровано название именно этого континента? Учащиеся сумчатым присуще живорождение и постоянная температура тела.
Учащиеся отвечают на вопрос устно ,на слайде заполняется кроссворд
Учащиеся: Австралия.
Учащиеся: Это родина животных из отрядов однопроходные и сумчатые, с которыми мы познакомились сегодня на уроке.
6. Подведение итогов урока(1 мин)  Выставление оценок.
Учащиеся выставляют оценки в дневник.
7.  Домашнее задание: (1 мин) (Слайд №23) параграф 31, устно ответить на вопросы после параграфа. Учащиеся записывают д/з в дневник
8. Рефлексия (1 мин)  (Слайд №24)
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Меня удивило….
С этим я уже была знакома…
Вызвало затруднение…. Учащиеся продолжают фразы: 
Список литературы
Биология. Справочные материалы. Д.И. Трайтак , 2-ое изд. Москва Просвещение
Биология в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов. 2-ое изд.
Биология. Животные. В.В.Латюшин, В.А. Шапкин, Дрофа