Урок биологии в 7-м классе Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека


Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

Цели:
закрепить и углубить знания о многообразии простейших, их значении в биоценозах
дать представление об особенностях строения инфузории туфельки через лабораторную работу
познакомить с представителями типов Споровики
развивать логическое мышление
навыки записи лекции
умение анализировать, составлять схемы, готовить микропрепараты
умение работать с микроскопом
умение выделять главное
формулировать выводы.
Оборудование:
таблицы с изображением одноклеточных животных
видеофильм «Многообразие и значение простейших»
микроскопы
предметные, покровные стёкла
культура инфузорий
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Активизация знаний
Исправьте неточности в рассказе «Жила была в почве амёба обыкновенная, была она небольшая, всего 50 см., а цветами переливалась от жёлтого до тёмно-красного. Форму имела постоянную, похожую на шарик или овал. Эта амёба была многоклеточная и всё-всё её внутреннее пространство занимала цитоплазма. Она не могла двигаться, поэтому всегда находилась в покое. Иногда приходилось ей перемещаться - скакала обычно всем телом на 2-3 м. Питалось животное рыбами. Переваривание пищи происходило в желудке, а непереваренные остатки пищи выбрасывались наружу в строго определённом месте. Делилась на 4 части, а неблагоприятные условия и зиму переносила, впадая в спячку.
Обсуждение результатов работы с классом
Оцени свою работу по следующей схеме5-нашёл все неточности4-иногда ошибался, но нашёл все неточности3-часто ошибался, нашёл половину неточностей2-почти ничего не смог выполнить правильно  
III. Изучение нового материала. Лекция « Многообразие и особенности строения простейших»
План лекции:
Класс жгутиковые (многообразие видов, характерные признаки)
Деление жгутиковых на группы в зависимости от типа питания. Особенности вольвокса как колониальной формы.
Тип споровики ( среда обитания, особенности организации)
Особенности типа инфузорий.
Лабораторная работа: «Строение инфузории туфельки»А) Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «инфузория туфелька»Б) Зарисуйте «портрет» инфузории туфельки (схематично)В) Обозначьте на рисунке органоиды клетки
Ответьте на вопрос: Почему учёные считают представителей типа инфузории самыми высокоорганизованными простейшими?
Выпишите номера верных утверждений
Автотрофные организмы синтезируют органические вещества.
Миксотрофные организмы-организмы со смешанным типом питания.
Вольвокс питается гетеротрофно.
Споровики ведут исключительно паразитический образ жизни.
У инфузории постоянная форма
В цитоплазме инфузории 2 ядра.
Оценка результатов-количество правильных ответов ,соответствует твоей оценкею
Правильный ответ смотри на доске
IV. Закрепление знаний
Прочитайте пункт «Значение простейших» с. 99 по учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова Биология . Многообразие живых организмов.
Ответьте на вопрос :. В чём положительное и отрицательное значение простейших в природе?
Ответьте на вопрос, либо выдвиньте гипотезу.А) В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от инфузории туфельки, у неё нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему.Б) Дизентерия, малярия, лямблиоз. Что общего между всеми этими заболеваниями?В) В желудке млекопитающих- коров, овец, оленей - питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в желудке коровы достигает 3 кг.
Обсуждение результатов работы
V. Подведение итогов урока
Оцени свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «удовлетворительное»
Выбери домашнее заданиеА) Выполнил все задания на «5» - можешь выбрать творческое заданиеБ) Три работы допускал ошибки, но выполнил все УЭ - повтори тему.В) Часто ошибался, работать было трудно - прочитай внимательно текст стр. 97-99.
Творческие задания:
Сделайте модель любого одноклеточного организма.
Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными».
Использованная литература:
Учебник В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология 7. Многообразие живых организмов».
Журнал «Биология в школе №6, 2005г.»