Конспект урока по окружающему миру Красная книга России,Красная книга РСО — Алания


Тема урока: «Красная книга России», «Красная книга РСО – Алании».
Цели урока:
Познакомить детей с «Красной книгой России» и « Красной книгой Северной Осетии».
Прививать интерес к поисковой деятельности.
Расширить и углубить знания о растениях и животных, встречающихся в нашей местности.
Развитие творческого воображения, мышления младших школьников.
Воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый.
Планируемые результаты: учащиеся осознают ответственность за сохранение природы, научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных.
Оборудование: «Красная книга России», «Красная книга РСО – Алании», карта природных зон Осетии и заповедников Осетии, картинки с изображением животных и растении, презентация.
Ход урока:
l. Организационный момент.
ll. Актуализация знаний.
- В ящике лежит предмет, который вы должны назвать, отгадав загадку:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.
lll. Постановка целей и определение темы урока.
Учитель:
- Что это? (книга) Правильно, книга. (показ «Красной книги»)
- Какого цвета ее обложка? (Красная)
- Что символизирует красный цвет обложки? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения)
- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем рассматривать? (Дети должны назвать тему урока и цели)
lV. Работа над темой урока.
Учитель:
- Какую информацию несет в себе «Красная книга»? (Она информирует, призывает, предупреждает, советует)
- Классификация и виды растений и животных:
1. Исчезающие
2. Сохраняющиеся
3. Редкие
4. Неопределенные
5. Восстанавливающиеся
- Просмотр страниц «Красной книги».
- Итак мы начинаем путешествие по страницам книги.
- Из каких страниц состоит «Красная книга»? ( черные, красные, желтые, белые, серые, зеленые)
1) Сначала идут черные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. (Морская корова, квагга – фото)
2) Затем идут красные страницы. На них записаны особо редкие, исчезающие животные. (Ладожская нерпа, Амурский тигр – фото)
3) На желтых страницах записаны животные и растения, количество которых значительно уменьшается. (Выдра, пеликан - фото)
4) Белые страницы принадлежат животным и растениям численность которых невелика. (Белка- летяга, Синий кит - фото)
5) На серых страницах мы видим животных, которые живут там, где нет людей. (Анаконда – фото)
6)Наконец, на зеленых страницах представлены животные, которых удалось спасти. (Зубр, Атлантический морж)
- Ребята, давайте послушаем историю создания «Красной книги» (подготовленный ученик читает сообщение)
Доклад: Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира. В 1948 году в небольшом городе Фонтенбло на международной конференции был основан международный союз охраны природы и природных ресурсов МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее – и растении, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. И ученые решили назвать список «Красной книгой». На составление первого варианта «Красной книги» потребовалось 14 лет. «Красная книга» - это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
Учитель: Сейчас мы с вами говорим о том, что охрана растений и животных – проблема государственная, а мы с вами можем помочь природе?
- Давайте поработаем в парах и составим правила поведения в природе.
Ответы детей:
Правило 1. Не шумите на природе!
Правило 2. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Правило 3. Не ловите бабочек, жуков, стрекоз!
Правило 4. Убирайте за собой мусор!
Правило 5. Берегите почву!
Правило 6. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
Правило 7. Берегите прекрасный мир природы!
Учитель:
- Ребята, а для чего нужно беречь природу? (ответы детей)
V. Физкультминутка:
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И на этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим,
На лужайке , на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем,
И домой пешком пойдем.
Учитель:
- Ребята, Скажите, пожалуйста, в какой республике мы живем? (ответы детей – РСО – Алания) - показ карты природных зон и заповедников Северной Осетии.
- А как вы думаете, у нас в республике есть «Красная книга»? (ответы детей) - показ книги.
- Да, ребята, кроме «Красной книги мира», «Красной книги России» у каждой республики есть своя «Красная книга».
Ученик:
Первая «Красная книга Северной Осетии» была издана в 1981 году. Она была неполной, так как в нее вошли только млекопитающие. Птицы сосудистые растения. Второе издание «Красной книги» вышло в 2022 году. В нее вошли: 9 видов лишайников, 16 видов грибов, 105 видов сосудистых растений, 3 вида амфибий, более 30 видов птиц, 45 видов насекомых, 9 видов рептилий, 15 видов млекопитающих.
Учитель:
- Давайте познакомимся с некоторыми видами животных и растений, которые занесены в «Красную книгу Северной Осетии»
Сообщения детей:
Ирбис или барс – жестоко истребляется браконьерами из – за своей прекрасной шкуры. Почти во всех странах он занесен в «Красную книгу». На сегодняшний день в мире осталось не более 2000 особей этого прекрасного хищника.
Леопард (кавказский) – соответствует названию и обитает только на Кавказе. Встретить его очень сложно, так как его численность сократилась до минимума.
Кабан – почти исчез. Идет восстановление особей.
Горный зубр – к началу 20 века зубры уцелели лишь в Беловежской Пуще и в северо – западной части Большого Кавказа. В ряде районов Кавказа имело место восстановление зубров. Но к концу 20 века зубры сохранились лишь в Северной Осетии в междуречье Ардона и Фиагдона и в Карачаево – Черкесской Республике.
Учитель:
- В основном мы сегодня говорили о животных, которые исчезают, но в охране также нуждаются и растения. Вот некоторые из них:
1. Безвременник великолепный (Виды рода  в природе распространены в Европе, в Средиземноморье, в Малой Азии, на Кавказе и в Закавказье, в Иране и Центральной Азии. Встречается в Кавказском биосферном и Тебердинском заповедниках. Необходимо соблюдать нормы промышленных заготовок с установлением их интервалов до трех лет, а также полностью запретить сбор растения населением, установить контроль за состоянием популяций. Культивируется во многих ботанических садах страны.
2. Эремус замечательный (Местообитания в России: Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Дагестан, Чеченская республика. Известна также одна островная популяция в Северной Осетии в бассейне реки Ардон. За пределами России встречается в горах Юго-Западной Азии, Закавказье, на Украине, в Туркмении)3. Тюльпан Шренка (Народное название — «лазоревый цветок» Категорически запрещён сбор растений на букеты и выкапывание луковиц, продажа цветов и луковиц.)
4. Рябчик Кавказский (Рябчики растут в умеренных областях обоих полушарий. В России и сопредельных странах 26 видов, чаще на Кавказе и в Средней Азии, а также в европейской части России (лесостепь и степь), Западной Сибири и на Дальнем Востоке)5. Бельвалия Сарматская (Включена в Красные Книги России и Молдавии. Так же включена в Красные Книги следующих субъектов России: Белгородская область, Волгоградская область, Воронежская область, Калмыкия Республика, Ростовская область, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край. На Украине включен в Красные Книги Николаевской, Полтавской и Харьковской областей)Vl. Рефлексия (оценивание своих возможностей).Vll. Подведение итогов урока. - Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Чему вы удивились?
- Что нам надо сделать для сохранения природы?
- С какими словами мы можем обратиться к людям?
Мы призываем людей охранять природу, не губить тех животных и растений, количество которых сегодня на грани вымирания и исчезновения. А также напоминать, что когда – то на нашей планете были удивительные животные и растения, которые исчезли.