Программа по краеведению Мой Родной край для начальных классах


Программа по краеведению
«Мой родной край»
Многое связывает человека с местами, где он родился, вырос, живущими в нем людьми, его окружающий мир, природа все, что приходит через сознание: все это составная часть нашей жизни. Родным краем мы называем и населенный пункт, и его природу, республику, регион и всю страну. В последнее время возрос большой интерес к изучению родного края или краеведческая работа. Краеведческая работа в образовательном процессе играет существенную роль в идейно-политическом, трудовом, нравственно-эстетическом воспитании школьника, воспитание чувства патриотизма у учащихся, обогащает знания о родном крае, формировании гражданственного понятия. Исходя, из этого вытекает главная идея программы. Начиная со 2 класса, дети на уроках, классных часах изучают историю города, улуса, его окружающую среду, что помогает понять неразрывную связь единства города, улуса, с историей жизни страны, приобщиться к ней. Каждому человеку, каждой семье признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Узнавая в истории города, района яркие примеры, свидетельствующие о братских связях разных народов, развивается интернациональное воспитание.
Изучение истории города, района призвано сыграть определенную роль в формировании, у учащихся научного понятия в единстве системы природа-человек-общество. Показать какая существует связь хозяйственной, общественной деятельности с природой. С развитием общества развивается и история к подрастающему поколению обязательно нужно знать прошлое и настоящее родного края.
Актуальность программы
Данная программа рассчитана для учебной работы со 2 по 4 классы. Вся деятельность программы направлена на выполнение задач образования и идейно-политического воспитания.
От необдуманного освоения богатства природы, с ухудшением экологии произошел упадок, и исчезла материальная и духовная культура народа. Данная программа является учебной и рассчитана на то, что основное содержание построено в соответствии с учебным планом.
Изучение истории города, улуса -это один из основных путей сближения школы с жизнью, с практикой, способ постановки научной работы по местной проблематике, чтоб материал, даваемый на уроке был не только средством, но и целью, чтоб он развивал любознательность, мировоззрение школьников и стал бы предметом научного и познавательного интереса. В зависимости от содержания программы формы работы, от местных условий учитель намечает виды, методы и исследования работы.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Цель программы:
-всестороннее изучение родного края с тем, чтобы расширять общеобразовательный кругозор обучающихся;
- формировать представление об историческом прошлом родного края;
- формировать ценностные ориентации и убеждения;
-способствовать осознанному пониманию ими окружающей действительности, своего места и роли в жизни общества;
- воспитывать любовь и интерес к родному краю, к самостоятельному поиску, т.е. обеспечить условия для формирования личности школьника как гражданина;
- воспитание патриотизма;
- формирование представлений о том, что локальная история – это органическая часть всей отечественной истории.
Задачи программы:
Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.
-Формирование важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.
-Осознание проблемы окружающего школьника микромира.
-Воспитание у обучающихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
-Развитие устной коммуникативной способности учащихся:
-Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности:
Основные источники краеведческой информации:
периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);
художественная литература;
архивные фонды;
фонды музеев;
материалы статистики;
устные свидетельства старожилов.
Направление программы:
-познавательная;
- исследовательская;
-профориентационная;
Методика работы:
1.Исследовательская;
2.Выступление с докладами, проектами, рефератами;
Учебная работа. 2 класс
1.«Я и моя семья»
А) Мои предки: дедушки, бабушки, мои родители, брат, сестра.
Б) Какие награды имеют твои родные, есть ли участник войны (рассказ, сочинения, доклад ученика или встреча)
В) Традиции семьи и мое участие.
2.«Мой дом и мои друзья»
А) рассказ о своем доме, его оборудование о работе по дому, помощь родителям.
Б) самые близкие друзья, мое хобби.
В) сочинения, рассказы, фотовыставки.
3.«Моя школа»
А) История школы
Б) Традиции школы
В) Встреча с выпускниками, учителями-ветеранами.
4.«Город, в котором я живу»
А) Беседа о городе, экскурсии
Б) Исторические места города
В) Памятники моего города
Г) Улицы старого города.
5. «Учебные заведения»
А) Школы вашего города, знакомства со школами-экскурсии.
Б) средне- специальные и высшие учебные заведения вашего города, знакомства-экскурсии.
6.«Природа родного края»
А) Река и моря
Б) Животный мир
В) Растительность
Г) Экологические проблемы
7.«Культура моего края»
А) О работе культурных центров
Б) Музеи, парки и площади.
В) Скверы и памятники
3 класс
1.«Мой город в прошлом и будущем»
А) История города-основание города, жизнь города до революции.
Б) Революция-строительство Советской власти.
В) Мой родной город сегодня.
2. «История образования в городе»
А) Первая школа в вашем городе
Б) История других школ
В) История создания художественной школы
Г) История создания музыкальной школы
3.«История района»
А) Образование района
Б) Сельское хозяйство
В) Промышленность улуса
4.«Быт и нравы наших предков»
А) Обычаи, традиции, быт.
Б) Фольклор, сказки итд.
В) Песенный жанр, встреча с самодеятельными артистами.
Г) Посещение музеев: краеведческий, художественный и другие.
5.«Природа родного края»
А) Озера и река, речки которые окружают наш город и их польза.
Б) Животный мир: звери, птицы, рыбы и насекомые.
В) растительный мир: деревья, травы, лекарственные растения.
Г) Экология-проблемы.
6. «Город в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.»
А) Участие односельчан в ВОВ.
Б) Посещение музея Боевой Славы.
4 класс
1.«Мой карте на карте»
А) Знакомство с картой, географическое положение (реки, озера).
Б) Административный центр района.
2. «История города»
А) Образование города.
Б) Купцы, казаки
В) Революционеры, гражданская война
Г) 1 самолет, пароход, машина итд.
Д) Колхозное строительство
Е) Образование предприятий
4.«Годы Великой Отечественной войны»
А) Участие Вилюйчан в ВОВ.
Б) Три Героя Советского Союза.
В) Посещение музеев.
5.«Мирное строительство»
А) Работа первых предприятий.
Б) Медицина.
В) Культура.
6.«Развитие образования»
А) Казачья школа.
Б) Школа в наше время.
В) Моя родная школа.
Г) Экскурсии, встречи в музеи народного образования, школьных музеев.
7.«Природа родного края»
А) Экологические проблемы реки и озер
Б) Газодобывающая промышленность.
В) Растительный мир.
Г) Животный мир.
8.«Мой город-сегодня»
А) Улицы моего города: старые дома, новостройки.
Б) Памятники моего города, музеи.
В) Спортивная и культурная жизнь города.
Ожидаемые результаты
Курс истории города, школы во 2-4 классах это курс тематических бесед об истории города, школы. Основная тематика-история родного края. Ознакомление с окружающим миром, природой родного края. К концу обучения в начальной школе дети должны знать все о памятниках, мемориальных обелисках. Все исторические события, происходившие в городе и об истории образования за время его существования. Экскурсии и встречи, проводимые во внеурочное время, сбор материалов о городе, о школе дополняют знания учащихся. Они привлекаются к научной работе, пишут доклады, проекты, участвуют на НПК в защите экологических проектов. Этим самим воспитывается у детей любовь к родному краю, школе. Уважение к людям, живущим рядом, ветеранам ВОВ и тыла.
Содержание программы
класс
-Я моя семья
-Мой дом и мои друзья
-Моя школа
-Город, в котором я живу
-Учебные заведения
-Природа родного края
-Культура моего края
3 класс
-Мой город в прошлом и настоящем
-История образования
-История улуса
-Быт и права наших предков
-Природа родного края
-Годы ВОВ
4 класс
-Мой район на карте
-История города
-Годы Великой Отечественной войны
-Мирное строительство
-Развитие образования
-Природа родного края
-Мой город-сегодня
Условия реализации программы
Организационные условия:
Основная форма занятий: урок в классе и индивидуальная работа с отдельными учащимися.
Количество учебных часов в неделю в каждом классе. (1 учебный час – 40 минут в неделю в каждом классе)
Материально-технические условия:
-уроки проводятся в классе.
-в библиотеках.
-в музеях.
-на свежем воздухе.
Заключение
Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.
Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.
Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучаем боевые и трудовые традиции своих земляков, пишут летописи своей школы, села, изучаем историю и природу родного края. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.
Использованная литература:
Трилогия «Вчера и сегодня Вилюйской земли», Якутск, 1999 г.
Вилюйский узник- Н. М. Романов, Якутск, 1978 г.
Умнуллубат киьи. Н. Якутский, Якутск, 1997 г.
Вилюйский Ротшильд. Н. Е. Томский, Якутск, 2002 г.
Глухой вилюй, Далан, Якутск.
Кротов Вилюйский краевед, Якутск, 1966 г.
Краевед П. Х. Староватов, Якутск, 1979 г. Сборник документов
В Вилюйской ссылке, Н. Г. Чернышевский, Якутск, 1967 г.
Исследование Вилюйский округ, Маак Р. К., Москва, 1994 г.
Улууспут уруккутун сэгэтэн, Н. С. Миронов, ИП «Стандарт»,2015 г.
Булуулуун ситимнээхтэр-умнуллубат ааттаахтар, Н. С. Миронов, ИП «Стандарт», 2014г.
Светлая наша колыбель, Якутск, 2004 г.
Светлая наша колыбель, Якутск, 20 г.
За 4 века: летопись Вилюйского улуса, Н. С. Миронов, ИП «Стандарт», 2013 г.
Город, люди, годы, Н. С. Миронов, ИП «Стандарт», 2014 г.
Статья «Олох суола» от 06.08.2016 №95«Период становления (1917-1934гг.), Н. С. Миронов.