Понятие культурного ландшафта и его научный потенциал в гуманитарных исследованиях.

Понятие культурного ландшафта и его научный потенциал в гуманитарных исследованиях.
Возникновение и развитие культурного ландшафта начинается на заре человеческой цивилизации. Как только у человека появляются первые проблески сознания, он целенаправленно стремится подчинить себе природу. Но если культурный ландшафт как явление имеет длительную историю, сравнимую с историей человека, с историей его духовной и материальной деятельности, то "культурный ландшафт" как научное понятие разрабатывается сравнительно недавно и имеет неравнозначную степень освещённости в различных областях знания, имеет множество определений, характеристик и классификаций. Культурный ландшафт - земное пространство, жизненная среда достаточно большой группы людей цельно и структурировано, содержит природные и культурные компоненты, освоено утилитарно, семантически и символически.
Культурный ландшафт – элементы культуры на природной основе. Культурный ландшафт сохраняет и наследует природную основу. Антропогенные, или культурные элементы дополняют природную основу и следуют закономерности природных элементов.
Культурный ландшафт – природно-культурное наследие. Культурный ландшафт не может быть изолирован. В этом и состоит важнейшая специфика ландшафта. Задачи сохранения природного и культурного наследия потребовали работы с культурным ландшафтом. В России эти работы наиболее активно идут в Институте природного и культурного наследия.
Сейчас налицо прямой переход от чисто природного ландшафта к его ценностям, образам, эстетике, дизайну. Главное, чем должны характеризоваться отношения человека и природы в рамках культурного ландшафта, это равнозначная ценность культурных и природных памятников. И здесь возникает вопрос о природной ценности культурных ландшафтов. Как правило, историко-культурный памятник - это ещё и среда обитания редких, уникальных организмов. На основании этого в систему ценностей культурного ландшафта включается и формирование глубинного экологического сознания, один из главных принципов которого - созерцательное изучение процессов и объектов окружающего мира, без каких-либо необратимых антропогенных влияний на них. 
Формирование экологического сознания может стать основой для проведения экологической политики как регионов, так и страны в целом, объединив при этом опыт, возможности и потенциал основных направлений в концепции культурного ландшафта - географического и культурологического, которые на данный момент критично относятся к достижениям друг друга.
Положительными основами географического подхода в данном случае видятся исследования физических свойств культурного ландшафта, практических способов взаимодействия человека и природы, его возможностей при создании и преобразовании культурных ландшафтов, а также условия создания "истинного" культурного ландшафта, который, будучи высокопродуктивным, должен оставаться благоприятной экологической средой для человеческой жизнедеятельности. Культурологический подход в свою очередь способствует восприятию окружающей нас среды как великого источника знания человека о человеке, его культуре и истории, сущности и потенциале его духа.