Почва — особое природное тело


Урок по теме «Почва - особое природное тело» 5 класс
Авторы УМК: И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин «География. Начальный курс. 5 класс». Дрофа ,2015
Цель урока:
Сформировать у обучающихся представление о почве, как особом природном теле.
Задачи урока:
1. Дать определение «почва», «плодородие», «перегной», «гумус».
2. Выделить главное свойство почвы – плодородие.
3. Познакомить с типами почв России и Удмуртской Республики.
4. Показать необходимость охраны почв.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:  Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока:
Мотивация
Учитель: у нас сегодня интересная и важная тема урока, чтобы определить ее отгадайте загадку
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять
(Почва. Уч-ся могут ответить – земля)
Учитель: Земля-понятие широкое.
- о какой части Земли мы будем говорить? (о почве)
-запишите тему урока «Почва – ОСОБОЕ природное тело»
-задачи урока
-обратите внимание на выражение « Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете» (на доске записано)
Мы в конце урока вернемся к нему!
Изучение нового
Учитель - посмотрите на тему урока, слово «особое» выделено. Как вы понимаете значение этого слова?
-«особый» в словаре 1. Необычный, исключительный
2. Не похожий на других, своеобразный
3. Отдельный, отличный от других.
- Что же такое почва? Почему она ОСОБОЕ тело?
Задание 1: Даны ключевые слова - слой, плодородие, тонкий, верхний, земной коры. Сформулируйте определение - Что такое почва.
(Почва - верхний плодородный слой Земли)
- почему почва – особое природное тело? (главное свойство почвы- плодородие. Этим она отличается от других частей Земли: от горной породы, воды и т.д.)- приведите примеры плодородия почвы, с которыми вы встречались.
(посадили ведро картошки, а получили 20 ведер и т.д.Учитель : какой состав почвы? Из каких веществ она состоит? Чтобы это узнать предлагаю выполнить практическую работу «Определение состава почвы»
У вас на столах имеется инструкция выполнения работы.
Практическая работа «Определение состава почвы»
Опыт №1
Возьмите стакан с водой
Бросьте туда комочек почвы
Что наблюдаете?
Сделайте вывод
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, мусор, остатки растений и живых организмов, минеральные вещества.Опыт №2
Возьмите фильтровальную бумагу
Насыпьте на нее немного почвы
Плотно придавите почву вторым листом
Стряхните почву обратно в стакан
Что наблюдаете? Сделайте вывод
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, мусор, остатки растений и живых организмов, минеральные веществаОпыт №3
В стакан с водой бросьте комочек почвы
Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания
Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, мусор, остатки растений и живых организмов, минеральные веществаЗадание 2: Составьте схему «Состав почвы». (песок, глина, вода, минеральные соли, перегной, воздух)
ФизминуткаВот мы руки развели
Словно удивились
И матушке земле
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились.
наклонились ,выпрямились.
Ниже, ниже не ленись.
Земле поклонись и улыбнись.
Учитель: А как образуется почва?
Послушайте сказку «Мечта старого булыжника»
В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был булыжник. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка, какой первобытный пнет ногой от нечего делать. А уж как хотелось этому булыжнику знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится булыжник под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…..
А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?
Дети продолжают: и вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, стал расширять свой домик.
И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только пригрело солнышко песочек, семя проклюнулось. и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ.
Вот так и сбылась мечта булыжника - стал он большой знаменитостью.
- А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев ( учебник стр 129)
Задание третье:
Стр. 128 Рис. 149
стр. 130 Рис. 151
Задание четвертое: Работа с географическим атласом Удмуртии страница 18-19.
- Назовите самые распространенные почвы в Удмуртии.
- В каких районах они располагаются?
- Какие почвы в Вавожском районе?
- Какие почвы в Удмуртии обладают более высоким плодородием?
Итог урока
Учитель: А теперь вернемся к выражению «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете» Как вы сможете объяснить?
Д. з. параграф
Раздаточный материал
Практическая работа «Определение состава почвы»
Опыт №1
1.Возьмите стакан с водой
2.Бросьте туда комочек почвы
3.Что наблюдаете?
4.Сделайте вывод
Опыт №2
1.Возьмите фильтровальную бумагу
2.Насыпьте на нее немного почвы
3.Плотно придавите почву вторым листом
4.Стряхните почву обратно в стакан
5.Что наблюдаете? Сделайте вывод
Опыт №3
1.В стакан с водой бросьте комочек почвы
2. Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания
3.Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?
«Мечта старого булыжника*»
*(Булы́жник, булыжный камень — относительно небольшой (12–28 см) валун округлой формы).
В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был булыжник. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка, какой первобытный пнет ногой от нечего делать. А уж как хотелось этому булыжнику знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится булыжник под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…..