Конспект урока по дисциплине управление качеством на тему: Основные категории качества


Тема: Основные категории качества
По дисциплине «Управление качеством»
Преподаватель Петрикова Елена Евгеньевна
Цель: изучить основные категории качества.
Задачи:
Образовательная – выявить:
-Основные определения качества
-свойства продукции
-показатель качества продукции
-продукция
-обеспечение качества
сертификация
Развивающая – изучить основные категории качества.
Воспитательная – воспитание личности социально грамотной и адаптивной при изучении качества продукции на предприятии.
Вид занятия: комбинированный урок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Используемые технологии:
информационно-развивающие (изложение преподавателем учебной информации);
деятельностные (выполнение тематических заданий).
Средства обучения:
учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, таблицы);
Форма обучения: групповая
Межпредметные связи:
управление персоналом;
менеджмент;
экономика;
Организация урока
I. Организационный момент (5 мин.)Приветствие
II. Мотивация студентов к обучению. (15 мин.)
Преподаватель:
В среде специалистов существует большое число определений качества. Понятие качества развивалось исторически.
III. Актуализация знаний. Повторение опорных понятий (домашнего задания) (15 мин.):
Преподаватель: Для усвоения и понимания нового материала Вам необходимо вспомнить несколько опорных понятий. Для этого мы вспомним:
- Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия.
- Основные аспекты качества.
- Эффект от повышения качества продукции
IV. Изложение нового материала (45 мин.)
Преподаватель:
​ Аристотель (Ш в. до н. э.): Различие между предметами; дифференциация по признаку «хороший – плохой»;
​ Гегель (XIX в. н. э.): Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество;
​ Уолтер Шухарт (1931 год): качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь хороша);
​ Каору Исикава (1950 год): Качество – свойство, реально удовлетворяющее потребителей;
​ Дж. Джуран (1979 год): Пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона – степень удовлетворения потребителя;
​ ГОСТ 15467 – 79: Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;
​ Международный стандарт ИСО-8402-94: Качество продукции – совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Под свойством продукции понимается ее объективная особенность, проявляющаяся при производстве, эксплуатации или потреблении.
Различают производственные и потребительские свойства продукции. К производственным свойствам относится вся совокупность свойств, создаваемых в процессе производства. Она представляет собой потенциальное качество.
Потребительские свойства продукции характеризуют лишь ту совокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это реальное качество продукции.
Количественная характеристика свойств называется показателем качества продукции.
№ Признак классификации Типы показателей
1 Отношение к свойствам продукции 1.1 Назначения
1.2 Надежности
1.3. Технологичности
1.4 Эргономические
1.5. Эстетические
1.6. Стандартизации
1.7. Патентно-правовые
1.8. Экономические
2 Количество отражаемых свойств 2.1 Единичные
2.2 Комплексные
2.3. Интегральные
3 Метод определения 3.1 Инструментальные
3.2 Расчетные
3.3 Статистические
3.4 Органолептические
3.5 Экспертные
3.6 Социологические
3.7 Комбинированные
4 Стадия определения 4.1 Проектные
4.2 Производственные
4.3 Эксплуатационные
4.4 Прогнозируемые
5 Размерность отражаемых величин 5.1 Абсолютные
5.2. Приведенные
5.3 Безразмерные
6. Значимость при оценке качества 6.1 Основные
6.2 Дополнительные
В практической деятельности термин «объект» обычно заменяется термином «продукция».
Продукция представляет собой результат процесса (процессов) или какой-либо деятельности. Она может быть материальной (товары) и нематериальной (услуги).
Обеспечение качества – планируемые и систематически выполняемые организацией-производителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям.
Сертификация – процедура, дающая письменную гарантию соответствия продукции установленным требованиям (стандартам).
VI. Проверка уровня усвоения нового материала (30 мин)
I Ответьте на вопросы
Назовите основные определения качества
Что понимается под свойством продукции?
Что называется показатель качества продукции?
Что представляет собой продукция?
Какая процедура называется сертификацией?
V. Закрепление (15 мин)
Преподаватель: Таким образом, рассмотренные основные категории качества , показывают сложность проблемы управления качеством и важность их решения в комплексе.
VI. Подведение итогов (5 мин.)
Разберем ошибки, которые вы допустили.
Например:
1.______________________________________________________________
2.______________________________________________________________
Домашнее задание: подготовка пройденного материала.
Большое спасибо за внимание. До свидания.