Презентация по обществознанию на тему Управление качеством. Система 5 С


СИСТЕМА 5 сАвтор- Юрганова Е.В. Нестандартное мнение… Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол? Только дурак нуждается в порядке — гений господствует над хаосом… В Японии системный подход к организации, наведению порядка и уборке рабочего места возник в послевоенный период, точнее, к середине 50-х годов ХХ века. В то время японские предприятия были вынуждены работать в условиях дефицита ресурсов. Поэтому они разработали для своего производства метод, при котором учитывалось все и не было места никаким потерям. Краткая история системы 5S 5S — это система организации рабочего места, которая позволяет значительно повысить эффективность и управляемость операционной зоны, улучшить корпоративную культуру, повысить производительность труда и сохранить время.Это первый шаг на пути к созданию бережливого предприятия и применению других инструментов системы менеджмента компании Toyota. 5S — это пять японских слов или 5 Шагов (5 Step): Сэири (整理) «сортировка» (нужное-ненужное) — чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.Сэитон (整頓) «соблюдение порядка» (всему своё место) — организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.Сэисо (清掃) «содержание в чистоте» (уборка) — содержание рабочего места в чистоте и опрятности.Сэикэцу (清潔) «стандартизация» (поддержание порядка) — необходимое условие для выполнения первых трёх правил.Сицукэ (躾) «совершенствование (буквальный перевод — воспитание)» (формирование привычки) — воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций. Цели 5S Снижение числа несчастных случаев;Повышение уровня качества продукции, снижение количества дефектов;Создание комфортного психологического климата, стимулирование желания работать;Унификация и стандартизация рабочих мест;Повышение производительности труда за счёт сокращения времени поиска предметов в рамках рабочего пространства. Все материалы, оборудование и инструмент сортируют на:нужные всегда — материалы, которые используются в работе в данный момент;нужные иногда — материалы, которые могут использоваться в работе, но в данный момент не востребованы;ненужные — брак, неиспользуемые инструменты, тара, посторонние предметы. В процессе сортировки ненужные предметы помечают «красной меткой» и затем удаляют из рабочей зоны. Шаг 1. Сортировка (нужное-ненужное) Шаг 2. Соблюдение порядка (всё на своём месте) Расположение предметов отвечает требованиям:безопасности;качества;Эффективность работы.Четыре правила расположения вещей:на видном месте;легко взять;легко использовать;легко вернуть на место. Шаг 3. Содержание в чистоте (возврат в исходное состояние) Рабочая зона должна поддерживаться в идеальной чистоте.Порядок действий:Разбить линию на зоны, создать схемы и карты с обозначением рабочих мест, мест расположения оборудования и т. п.Определить специальную группу, за которыми будет закреплена зона для уборки.Определить время проведения уборки:утренняя: 5-10 мин. до начала рабочего дняобеденная: 5-10 мин. после обедапо окончании работы: после прекращения работы, во время простоев Шаг 4. Стандартизация Этот принцип требует формального, письменного закрепления правил содержания рабочего места, технологии работы и других процедур. Необходимо создать рабочие инструкции, которые включают в себя описание пошаговых действий по поддержанию порядка. Также следует вести разработки новых методов контроля и вознаграждения отличившихся сотрудников. Шаг 5. Совершенствование Выработка привычки ухода за рабочим местом в соответствии с уже существующими процедурами, а также неуклонное совершенствование самой системы.Важные моменты:Наблюдение за работой оборудования, за рабочим местом, чтобы облегчить их обслуживание.Использование фотографий ДО/ПОСЛЕ для сравнения того, что было, и какой конечный результат.Организация аудитов, чтобы оценить эффективность внедрения программы 5S. Философия 5S 5S — это не просто «стандартизация уборки». 5S — это философия малозатратного, успешного, бережливого производства.Данная философия/концепция производства подразумевает, что каждый сотрудник предприятия от уборщицы до директора выполняют эти 5 простых правил. Основной плюс — эти действия не требуют применения новых управленческих технологий и теорий. Внедрение Одна из популярных методик внедрения системы предлагает разбить процесс внедрения на 5 этапов:Ознакомление с принципами и принятие системыНаведение порядка и делегирование ответственностиРегулярность действий и периодический контрольЗакрепление процедур и усиление требованийПостоянное совершенствованиеНа очередном этапе фиксируется достижение определенных показателей по каждому из пяти слагаемых 5S, что позволяет придать внедрению планомерную форму и сократить сопротивление персонала изменениям. При таком подходе обеспечивается более полное вовлечение всех работников в процесс.  5S for the Office: Organizing the Workplace to Eliminate Waste Автор: Томас Фабрицио, Дон Теппинг  Это первая книга в России о том, как при помощи 5S организовать эффективное рабочее место в офисе. Книга о том, как построить бережливый офис.Система 5S – это инструмент, позволяющий оптимизировать и поддерживать комфортную и производительную рабочую среду. Помимо этого система 5S полезна при подготовке к сертификации по стандартам ISO 9000 и 9001.В книге представлен пошаговый план внедрения системы 5S с шаблонами форм, контрольных листов и другими необходимыми материалами.Предлагаемые советы об организации эффективного рабочего места столь универсальны, что книгу можно рекомендовать широкому кругу читателей. Положительные моменты:организовано достаточно много инструмента на минимальной производственной площадипорядок визуализирован (под инструментом- его контур)инструмент легко взять и вернуть на местоОтрицательные моменты:инструмент расположен не по частоте использования (явно) скорее всего не было попыток сократить количество инструмента Давайте разберем некоторые примеры применения приемов системы 5С. Расположение инструментов (подвесное) Расположение предметов на столе + :использовано визуальное управление предметамиоставлен минимум предметоввизуализирован стандарт меню (наклейка на мониторе)— :неудобно брать и возвращать на место ручку, карандаш, линейку и блокнотне предусмотрено место для рабочих документов (бумажных), которые судя по степлеру- естьцвет разметки- неудачный Организация предметов Сразу видно чего не хватает: шуруповерта, шлиф-машинки угловой, шлиф-машинки торцовой и пассатижей.+ :- определено конкретное место для каждого предмета- места визуально обозначены (и на полу тоже)— :- инструмент располагается не на рабочем месте (далеко ходить за ним, работник будет его бросать где попало)- из фото видно, что контейнер (большой синий) не подходит для содержания того материала, что там есть- он выступает Визуализация канцелярских товаров Каждый офис использует канцелярские товары, под которые выделяется какой-то шкаф, в котором обычно содержится иллюстрация к слову "первобытный хаос”, однако и здесь не всё безнадежно.+ :для каждого вида товаров - отдельный боксна каждом боксе есть информация о содержимом (бирки)боксы штабелируются, что колоссально экономит местос первого взгляда можно определить чего не хватает Правильная визуализация На фото видны кармашки для входящей почты сотрудникам. Правильно то, что используются фотографии и понятные символы - пиктограммы, не нужно тратить время на чтение текста. Пытливый глаз заметит также справа-вверху кармашек для ручки. На этикетке нарисована ручка. Когда ручки там не окажется, то любому человеку будет ясно, что здесь не хватает ручки.Рассмотренные примеры являются не чем-то экзотическим или появившимся вдруг и сразу. Все они создавались в течении некоторого промежутка времени: от месяцев до нескольких лет. Следует также помнить, что это не какая-то статичная картинка. Это рабочее место, которое используется постоянно и по причине того, что всё предусмотрено- беспорядку просто неоткуда возникнуть. При необходимости какие-то элементы добавляются, удаляются и изменяются. Это интересно! Кайдзен - непрерывное совершенствование. Это производное от двух иероглифов — «изменения» и «хорошо» — обычно переводится как «изменения к лучшему» или «непрерывное улучшение». В прикладном смысле Кайдзен — это философия и управленческие механизмы, стимулирующие сотрудников предлагать улучшения и реализовывать их в оперативном режиме. Различные авторы выделяют разное количество ключевых принципов, на которых основывается кайдзен. При этом обычно в их число включают следующие принципы: Фокус на клиентах — для компании, использующей кайдзен, более всего важно, чтобы их продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов.Непрерывные изменения — принцип, характеризующий саму суть кайдзен, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах организации — снабжении, производстве, сбыте, личностных взаимоотношений и так далее.Открытое признание проблем — все проблемы открыто выносятся на обсуждение.(Там, где нет проблем, совершенствование невозможно)Пропаганда открытости — малая степень обособленности (особенно в сравнении с западными компаниями) между отделами и рабочими местами.Создание рабочих команд — каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества (новый для организации работник входит также в состав клуба «первогодок»).Управление проектами при помощи межфункциональных команд — ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе. С этим принципом тесно связана присущая японскому менеджменту ротация и т.д. Интернет-ресурсы http://www.e-college.ru/xbooks/xbook066/book/index/index.html?go=part-004*page.htm http://www.ref.by/refs/98/22538/1.html http://www.avpartners.ru/press_center/articles/5s/ http://www.up-pro.ru/encyclopedia/5s-sistema.html АВТОР- ЮРГАНОВА Е.В. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!